Сбои в работе Интернет–магазинов, обернувшиеся аттракционом невиданной щедрости

Первые Интернет магазины появились десятки лет назад, чуть позже были основаны и такие гиганты как eBay, Amazon и Alibaba Group. У этих корпораций миллиарды клиентов, и, естественно, их примеру не могли не последовать тысячи бизнесменов по всей планете, благодаря чему сегодня буквально в каждом городе найдется как минимум с десяток небольших офлайн-магазинов, имеющих свой сайт, на котором можно купить все то же самое, не выходя из дома. Впрочем, эти слова должны были лишь подчеркнуть огромнейшую популярность Интернет-торговли, нас же интересуют не пешки электронной коммерции, а площадки с многомиллионной аудиторией: далее речь пойдет о фейлах известных Интернет-магазинов, когда из-за небольшой ошибки компании теряли баснословные суммы.

Microsoft Store

Microsoft Store

16 ноября прошлого года Microsoft случайно устроила настоящий праздник для владельцев консолей Xbox и ПК с ОС Windows 10 – на протяжении нескольких часов можно было приобрести самые хитовые игры практически за бесценок. Дело в том, что из-за технического сбоя некоторые тайтлы стоили пару десятков рублей. Найти такие игры оказалось проще простого: чтобы воспользоваться “акцией” необходимо было найти игры с ценой, указанной в долларах, при оформлении заказа пересчет шел по курсу ‘1$ = 1 рубль’. Однако уловка работала только в том случае, если сперва добавить в корзину один товар с рублевой ценой, а затем уже можно было заняться позициями с долларовой стоимостью. Из-за сумасшедшего количества пользователей, сообщавших об ошибке, администрация одной из крупнейших Xbox-групп в соцсети ‘Вконтакте’ была вынуждена закрыть стену.

Связной

Связной

Свежий технический сбой в работе одного из лидеров российского рынка электроники наделал немало шума. Так, 18 апреля на сайте ритейлера можно было купить смартфоны в разы дешевле их фактической стоимости. Баг затронул не все модели: к примеру, Apple iPhone 7 с памятью 32 Гб “оценили” в 4990 рублей, iPhone 8 с 64-гигабайтным накопителем продавался за 5990 рублей, iPhone SE на 64 Гб также стоил 5990 рублей, а простенькие Android-смартфоны Philips Xenium w3568 и Alcatel OneTouch 2010D и вовсе можно было купить за 49 и 290 рублей соответственно. Для сравнения, на тот момент стоимость аналогичной версии iPhone в официальном онлайн-магазине Apple составляла 52 871 рубль, iPhone 7 – 39 651 рубль. Однако длилось это счастье недолго – всего 15 минут. Воспользоваться таким соблазнительным предложением успели 854 человека, магазин не стал отменять их заказы и обязался вовремя доставить все покупки. В пресс-службе ‘Связного’ ситуацию прокомментировали следующим образом:

“Происходила плановая замена программного обеспечения. В процессе произошел сбой, в результате которого на сайте в течение 15 минут отображались некорректные цены.”

Screwfix

Screwfix

Британская компания Screwfix – часть бренда Q&A, специализирующегося на розничной торговле товарами для дома и домашнего обихода – пережила технический сбой еще в 2014 году. Тогда абсолютно все товары в каталоге получили цену £34.99. Многие англоязычные сайты ежедневно мониторят наличие скидок и выгодных предложений в популярных Интернет-магазинах, поэтому новость быстро разлетелась по Сети. Конечно же, пользователи набросились, в первую очередь, на дорогие позиции вроде газонокосилок за 1600 фунтов стерлингов. Компания не успела вовремя среагировать и, чтобы не влезть в миллионные долги, руководство screwfix.com приняло решение звонить клиентам с требованием вернуть товар– во всяком случае, так заявляли некоторые покупатели, хотя сама компания отрицала эти слова и подтвердила только “попытку связаться с людьми и попросить их отменить заказ, но при этом их никто не вынуждал возвращать товары. Впоследствии, британские юристы оправдали Screwfix, так как по законодательству, в случае ошибочного ценообразования магазин имеет право отменить заказ в одностороннем порядке, если вы сформировали заказ, но еще не получили товар. Как правило, методы решения подобных ситуаций прописаны в Условиях Пользовательского Соглашения на том или ином сайте, а статус сформированного заказа указывается в электронном письме от магазина.

Emirates

Emirates

В апреле 2014 произошел сбой в системе бронирования билетов на рейсы авиакомпании Emirates, из-за которого российские пассажиры могли улететь за границу в 2-7 раз дешевле обычной стоимости. Например, за 5-11 тыс. рублей можно было добраться из Москвы или Санкт-Петербурга в Гонконг, Сингапур, Буэнос-Айрес и на Сейшелы, при этом обычно цена такого перелета составляет от 22 до 38 тысяч. Чтобы приобрести дешевые билеты необходимо было заказывать их на сервисе Ozon.Travel.

Emirates

Позже компания Ozon поступила не очень красиво и аннулировала бронь для всех пассажиров, переведя деньги на персональный счет, средства с которого можно было потратить только в этом магазине (правда, спустя какое-то время деньги все же вернули на банковские карты пользователей). Аналогичные проблемы с рейсами Emirates возникли и у Trip.ru по всем направлениям с пересадкой в Дубае. Представители перевозчика тогда заявили, что ошибка произошла именно на стороне агентства. Подобные случаи в принципе довольно распространены у многих авиакомпаний, самые масштабные фейлы происходили у британских, американских, корейских и ирландских авиакомпаний:

  • В 2009 ирландская авиакомпания Aer Lingus предлагала своим клиентам улететь в любую точку Европы за 7$, но затем аннулировала проданные билеты.
  • В 2007 United Airlines пропустила 0 на своем сайте, в результате чего билеты из Лос-Анджелеса в Новую Зеландию стоили 1062$ вместо 10620 долларов. Бронирование никто не отменял.
  • Затем в 2012 та же United Airlines продала все билеты из Нью-Йорка в Гонконг по 43 доллара, хотя изначально количество акционных билетов было ограничено. В итоге билеты аннулировали.
  • Годом позже United Airlines отвезла пассажиров из Вашингтона на Гавайи за 10 долларов.
  • Уже через месяц United Airlines снова испытывала технические трудности – пассажирам рейса Нью-Йорк – Дублин были проданы билеты по 49$ и начислены лишние бонусные мили.
  • В ноябре того же 2013 вы могли совершить перелет из Нью-Йорка в Милан за 250 долларов. В тот раз норвежская система бронирования Wideroe не включила в стоимость билета топливный сбор, составлявший 500-700 долларов. Несмотря на то что ошибка была совершена Wideroe, United Airlines не отменили бронь.

Tesco

Tesco

Иногда сбои на сайтах крупных компаний приводят не к массовым онлайн-покупкам, а к походам в магазин посреди ночи. В такую ситуацию попала компания Tesco – крупнейшая британская сеть розничной торговли. Проблемы у нее начались в 2012, когда супермаркет запустил акцию, в которой можно было приобрести три бутылки дорого вина за £12 (без акции данное вино стоило 9.99 фунтов за бутылку). Но параллельно началась другая акция – если купить 6 бутылок, начислялась дополнительная скидка в 25%. Видимо, что-то пошло не так и по Интернету вмиг распространилась новость о том, что в Tesco можно купить 6 бутылок вина за 9, 01 – дешевле, чем за одну бутылку. В Facebook тут же начали массово появляться сообщения о том, что некоторые люди приобретали все имеющееся на складе вино, а кто-то просто за пару десятков фунтов скупал целые упаковки алкоголя. Когда ошибка была устранена, представители Tesco сообщили, что компьютер сделал две акции активными одновременно, и впредь этого не повторится. Однако в 2013 история повторилась, теперь “под раздачу” попал сидр, продававшийся за £5 вместо £36, йогурты Danone и нидерландское сливочное масло от Upfield.