Компании увеличивают инвестиции в аналитику больших данных

Более половины российских компаний (55,4%) имеют выделенный бюджет на внедрение решений аналитики больших данных, следует из опроса 101 компании с числом сотрудников от 500 человек, который провели IDC и Hitachi Vantara, пишет «Коммерсантъ». В среднем на такие решения приходится 5–10% всего ИТ-бюджета у 35% опрошенных и более 10% — у других 35%. Компании, которые уже занимаются аналитикой больших данных, планируют расширение таких проектов и рост бюджетов на них в ближайшие год-два.

В ходе опроса компании высказывали пожелания, чтобы работа с открытыми источниками и обезличенными данными, предоставляемыми другими компаниями — например, банками и операторами связи,— была зарегулирована, отмечают в IDC. «Без этого ими пользоваться проблематично. Сейчас очень мало открытых источников информации, доступ к которым происходит легально»,— указывает представитель компании.

Применение технологий анализа больших данных тормозит отсутствие четких правил по деперсонификации данных, подтверждает президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова. В то же время российские компании, включая крупнейшие интернет-площадки, телекоммуникационных операторов и банки, инвестируют в сбор, хранение и обработку больших данных десятки миллиардов рублей ежегодно, подчеркивает она. Кроме того, идет разработка алгоритмов анализа данных с применением элементов машинного обучения и искусственного интеллекта — выручка от таких проектов составляет уже около 30 млрд руб. ежегодно.

Средний бюджет на разработки и внедрение технологий больших данных у российских компаний может составлять 1–10 млн руб. в год в зависимости от размера компании и конкретных кейсов, хотя b2c-гиганты могут тратить на эти нужды гораздо больше. Срок окупаемости инвестиций зависит от задач. Для проектов по целевому маркетингу он в среднем составляет год, если же речь идет об управлении рисками или противодействии мошенничеству, то средние сроки — 11–14 месяцев.

Крупные компании, прежде всего операторы связи, уже начали зарабатывать на анализе больших данных. Так, совокупный экономический эффект от этого направления по итогам 2018 года в МТС составил более 3,5 млрд руб. МТС с помощью аналитики больших данных планирует строительство базовых станций, определяет места, форматы и ассортимент розничных салонов. Во внешних проектах больших данных МТС востребована, например, в финансовом скоринге, указывают в компании.

В Tele2 также «активно инвестируют в развитие аналитики больших данных», в частности, планируют развивать технологию распознавания голоса, анализа видео и рекомендательные системы. Основными внешними заказчиками продуктов на базе аналитики больших данных в операторе называют банки, микрофинансовые организации, госорганы и компании, которые перевозят грузы и пассажиров.

В «Вымпелкоме» используют решения больших данных для внутренних проектов компании, например для разработки тарифов. В «МегаФоне» аналитика больших данных работает не только на продажи, продукты и маркетинг, но и на оптимизацию инвестиций, например, чтобы делить отдельные регионы на микрорынки.

Когда данные становятся большими, им нужно больше вместительных ЦОД, где они будут храниться и обрабатываться.

Неудивительно, что соответствующий рынок, прибавив в 2018 г. 16%, продолжит и дальше устойчиво расти. Рост этот составит порядка 11—15% в год. Таков базовый прогноз iKS-Consulting. Есть и оптимистичный – порядка 40%. Он, по мнению аналитиков, возможен “только при полной реализации разработанного Правительством РФ комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов развития отрасли в рамках национальной программы «Цифровая экономика»”.

Насколько реален оптимистичный сценарий? Посмотрим на планы ведущих игроков. Например, IXcellerate в декабре 2018 г. утвердила пятилетнюю стратегию развития, согласно которой емкость ее дата-центров с текущих 2 тыс. должна вырасти до 16 тыс. стойко-мест. Ежегодный рост около 53%. Другой крупный игрок, DataPro, в ближайшие год-два собирается как минимум удвоить свои емкости, которые сегодня также находятся на уровне 2 тыс. стойко-мест. Этот рост частично, скорее всего, будет обеспечен за счет M&A, поэтому общее увеличение объема рынка будет меньше. Но с учетом этих планов просчитанный iKS-Consulting сценарий не кажется фантастическим.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях