Александр Жаров в интервью РБК рассказал, что сейчас у ведомства нет диалога с Facebook по вопросу выполнения требований российского законодательства. «Отсутствие диалога, а по сути дела, с Facebook сейчас нет диалога, в лучшем случае монолог со стороны Роскомнадзора, не улучшает ситуацию, и это печально», — указал Жаров в ответ на вопрос, сколько еще времени российские власти будут готовы ждать выполнения требований законодательства от соцсети.

Он напомнил, что Россия «демонстрирует намерение найти решение» и с другой американской компанией — Google — оно было найдено. «Не точно так, как закон требует, компания так и не подключилась к системе для фильтрации ссылок из единого реестра запрещенных сайтов, но мы нашли техническое решение, которое нас устраивает», — отметил руководитель Роскомнадзора.

По закону «О персональных данных» компания Facebook должна хранить данные российских пользователей на территории страны.

По «закону Яровой» она должна хранить также аудиозаписи разговоров пользователей и их переписку и предоставлять их по требованию правоохранительных органов вместе с информацией, необходимой для расшифровки коммуникации, если она шифровалась.

Наконец, Facebook должна была предоставить Роскомнадзору информацию для включения в реестр организаторов распространения информации (ОРИ, интернет-площадки, на которых пользователи могут обмениваться сообщениями).

Реклама на Компьютерре

Facebook не выполняет ни одно из перечисленных требований. При этом ранее в России были заблокированы такие крупные зарубежные сервисы, как LinkedIn и Telegram, за невыполнение одного из перечисленных требований.

Как заявлял глава Роскомнадзора, соцсеть может быть заблокирована на территории России через девять месяцев за отказ предоставить ведомству указанные данные.

В то же время руководитель Роскомнадзора отметил, что нужно учитывать, что у Facebook десятки миллионов пользователей в России. Невыполнение требований российского законодательства может продолжаться до тех пор, пока Facebook не представляет «реальной угрозы национальной, корпоративной и личной безопасности».

По данным Mediascope, на январь этого года Facebook с учетом Instagram и WhatsApp занимала четвертое место в России по размеру аудитории среди интернет-холдингов. У Facebook было 40,5 млн пользователей в возрасте 12–64 года в городах с населением более 100 тыс. человек. Его опережали Google (44,5 млн), Mail.Ru Group (43,8 млн) и «Яндекс» (42,3 млн).

До конца июля в Госдуму могут внести законопроект, меняющий систему наказаний для интернет-компаний, нарушающих российское законодательство. Он может ввести крупные штрафы для нарушителей размером в миллионы рублей. Если закон одобрят, такой инструмент будет использоваться «до момента включения самого грозного инструмента — ограничения доступа к ресурсу».