Минпромторг проект постановления правительства РФ “Об утверждении концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования”, пишет ComNews.

Беспилотным транспортным средством Минпромторг предлагает считать высоко- или полностью автоматизированное транспортное средство (ТС), функционирующее без вмешательства человека (в беспилотном режиме). Также в документе приводятся определения автоматизированной системы вождения (Automated Driving System, ADS), высокоавтоматизированного транспортного средства (Highly Automated Vehicle), каршеринга (Carsharing), цифровой модели дороги, райдшеринга/карпулинга (Ridesharing, Carpooling), полностью автоматизированного транспортного средства (Fully Automated Vehicle) и др.

Хотя в самом документе упоминается, что определения должны быть четкими и корректными, есть различия в формулировках терминов в данном документе по сравнению, например, с уже утвержденной Минкомсвязи Концепцией построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи “Интернета вещей” от 29 марта 2019 г. В частности, речь идет об определениях интернета вещей (Internet of Things, IoT) и интеллектуальной транспортной системы (Intelligent Transport System, ITS).

В концепции транспортные средства разделены на пять уровней автоматизации – от самого первого, где контроль над ТС осуществляет водитель, до пятого уровня, где необходимости в водителе нет. Однако перед выпуском на дороги общего пользования беспилотных транспортных средств необходимы предварительные испытания высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) в соответствии с принятыми в автомобильной отрасли подходами и стандартами. Как указано в концепции, полноценные дорожные испытания ВАТС должны заключаться не просто в пробеге определенного количества километров, но и в подтверждении успешного выполнения ряда базовых сценариев управления.

Отмечается, что развитие экосистемы высокоавтоматизированного транспорта потребует появления ряда новых специальностей – от производства до эксплуатации ВАТС. В качестве примера в документе перечислены специалист транспортных ИТ-систем, специалист по проектированию и производству ВАТС, технолог по сборке и производству ВАТС, оператор оборудования ВАТС (лидары, радары и т.п.), испытатель ВАТС на виртуальных полигонах, сценарист дорожных сцен (разработчик алгоритмов реагирования ВАТС на различные дорожно-транспортные ситуации), специалист по анализу генерируемых ВАТС и дорожной инфраструктурой данных (Big Data), специалист по кибербезопасности ВАТС и т.д.

В качестве преимуществ от внедрения высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств Минпромторг называет экономию топлива от 19% до 22%, увеличение скорости доставки на 26-30%, экономию на заработной плате водителей в связи с возможностью ВАТС работать без перерывов, улучшение дорожно-транспортной ситуации в крупных городах с перегруженным центром. Однако основным глобальным преимуществом, достигаемым от внедрения автономного транспорта, ведомство предлагает считать резкое снижение аварийности.

При этом, как признают инициаторы проекта, при массовом внедрении ВАТС появится значимый недостаток – это потеря рабочих мест людьми, чья работа связана с управлением транспортными средствами. Полностью изменится рынок страхования, резко снизится необходимость в специалистах по анализу ДТП и восстановительному ремонту автомобилей, отсутствие нарушений ПДД преобразует и сегодняшнюю ГИБДД.