Электросамокаты – современный транспорт и сложный бизнес

Многие люди считают, что внутри прокат самокатов устроен по принципу Uber. Это ошибочное мнение возникает из-за того, что с точки зрения пользователя эти сервисы очень похожи – в первую очередь, из-за аналогичного приложения и механизма выбора ближайшего транспортного средства. Однако, бизнес-процессы таких компаний как Lime, Spin, Bird или Mobike разительно отличаются от того, как работает Uber и другие службы автомобильных перевозок. Главное отличие состоит в том, что Uber является лишь агрегатором услуг обычных водителей, то есть ему не приходится тратить огромные средства на закупку транспорта (да, у компании есть собственный автопарк, но его доля крайне незначительна). А вот в прокате электросамокатов/велосипедов нет чужих транспортных средств, только свои – соответственно, финансовый порог входа в этот бизнес ощутимо выше, чем у тех же агрегаторов.

Проблемы сервисов проката электросамокатов

Проблемы сервисов проката электросамокатов

Теперь давайте более детально разберем сложности этого бизнеса. Прежде всего, каждый подобный сервис ориентируется на конкретный город или регион, а значит, могут отличаться качество дорожного покрытия, юридические запреты и требования к эксплуатации мобильного электротранспорта, погодные условия, наличие велодорожек и прочие нюансы. Таким образом, для разных локаций необходимо создавать разные модели самокатов.

Кстати, пару слов о непосредственно самокатах: когда этот тренд только зарождался, сервисы проката использовали обычные “гражданские” модели, неприспособленные для длительной и небрежной эксплуатации, однако и сейчас, когда в прокатах используются куда более прочные самокаты с батареями повышенной емкости, вопрос срока службы отдельного взятого устройства является одним из самых болезненных в данной бизнес-модели.

Также стоит учитывать такой фактор, как наполненность города, обозначающую момент, после которого рост количества самокатов на душу населения больше невыгоден: по статистике, в городе со среднестатистистической площадью и населением миллион человек достаточно парка в условные 1000 электросамокатов, при дальнейшем увеличение этого числа не принесет ощутимого результата – устройства будут банально простаивать без дела. К примеру, на нижеприведенном изображении вы можете увидеть график падения числа доступных велосипедов в британских городах, что повлекло и снижение обслуживаемой площади.

Проблемы сервисов проката электросамокатов

При этом, не получится достичь идеального баланса население/количество самокатов/площадь, успокоиться и подсчитывать прибыль день за днем – головная боль с дополнительными расходами продолжится и после: так, в американских сервисах проката инвесторам приходится оплачивать годовую лицензию (от 1000$ до 2000$), ежедневную комиссию в один доллар за каждый самокат, ежегодный налог в 50$ на каждую единицу в парке, арендовать зоны парковки (100$ за одну зону), плюс стоимость новых электросамокатов на замену старым (500-800 долларов за штуку).

На практике

На практике

Предлагаем перейти от туманных формулировок к реальным кейсам развертывания сети проката электросамокатов, и делать мы это будем на примере Лос-Анджелеса. Конечно, это место отличается от российской действительности, но даже в “Городе ангелов” у электросамокатов довольно много препятствий – как метафорических, так и буквальных:

  • Разнообразный ландшафт
  • Большое количество автомобилей
  • Люди с “сомнительным” менталитетом (наркоманы, бомжи, гангстеры и пр)
  • Обилие высотных зданий

Во-первых, стоит отметить, что самокаты в Лос-Анджелесе не прикреплены к конкретным станциям, а разбросаны по всему городу, что значительно упрощает поиск свободного устройства; в городах, где используются пункты проката, вам необходимо найти в приложении ближайшую станцию, убедиться в присутствии свободных самокатов, уточнить наличие такой станции рядом с точкой назначения и лишь при совпадении всех этих факторов, поездка все же состоится. Такая схема распространен в Западной Европе, и она довольно сильно ограничивает свободу перемещения большинства пользователей прокатных электросамокатов. В Лос-Анджелесе все по-другому – здешний темп располагает к частому передвижению на электросамокате: допустим, с утра вы идете на работу/учебу/по еще каким-то делам, встречаете свободный самокат, сканируете код, быстро добираетесь из точки A в точку B, оставляете устройство в удобном для вас месте, затем с вероятностью 90% находите такое же ТС в пределах 2-3 минут ходьбы и отправляетесь дальше навстречу приключениям. Если же предполагаемый маршрут составляет десятки километров, садитесь в такси, выходите, спустя пару минут находите свободный электросамокат, сканируете код и история повторяется. В общем, упразднение станций проката позволяет жителям Лос-Анджелеса относиться к прокатным самокатам, как к относительно полноценному транспорту, а не кататься на них “чисто по фану”.

Приложение

Приложение

Софтовая часть бизнеса по прокату электросамокатов также очень важна: все начинается с разработки макета приложения под iOS/Android и превращается в сущий ад, когда выясняется, что мало закупить самокаты – требуется связать ПО с электроникой, мониторить их передвижение, состояние батарей и километраж. Конкретно в Лос-Анджелесе у компаний, предлагающих взять в прокат электросамокат есть еще один серьезный камень преткновения – проблемы с геолокацией, вызванные большим количеством небоскребов, которые вызывают помехи при передаче GPS-сигнала. Казалось бы, небольшая техническая неполадка, а пользователь может утомительно долго обыскивать закоулки и найти устройство лишь в 200-300 метрах от точки, указанной на карте.

А вот что может порадовать, так это простота регистрации – в отличие от своего ближайшего аналога – каршеринга – сервисы проката электросамокатов не требуют от вас фотографий паспорта (справедливости ради стоит сказать, что такая политика не у всех компаний), водительского удостоверения, селфи с открытым документом и т.д. Например, регистрация в мегапопулярном Bird занимает меньше минуты, достаточно заполнить пару стандартных полей и подтвердить привязку к Apple Pay – и все, затем можно найти самокат, разблокировать его через вышеупомянутый QR-код, сфотографировать и мчаться по своим делам.

Приложение

Напоследок, еще немного об особенностях Лос-Анджелеса, как места, где можно порассекать на арендованном электросамокате. Во-первых, интересно организован процесс зарядки самокатов: так как, централизованных зарядных станций нет, этим вопросом занимаются члены сообщества Bird, вступить в которое может любой желающий – для этого понадобится зарегистрироваться в приложении как контрибьютор, затем сканируешь разряженный самокат, берешь его домой на ночь, заряжаешь, а утром возвращаешь обратно на улицу и получаешь за это деньги.

Приложение

Во-вторых, Лос-Анджелес максимально автомобильный город, без велосипедных дорожек и многочисленного общественного транспорта, но с длинными улицами и широкими развязками.

Поэтому, несмотря на грамотно организованные системы проката электросамокатов, последние годятся исключительно для “последней мили”: доехать от парковки до дома или офиса, от одного кафе до другого и так далее, главное, чтобы путь ограничивался одним районом, иначе поездка может занять не один час.

В итоге

Приложение

Как говорилось в начале статьи, многие люди сравнивают прокат самокатов с Uber, но если самый известный в мире агрегатор такси имеет вполне очевидную окупаемость, которая в будущем только ускорится – за счет беспилотных автомобилей и расширения географии сервиса, – то перспективы электросамокатов не вызывают такого оптимизма: это очередной высокотехнологичный бизнес, требующий постоянных инвестиций, которые в свою очередь должны привлечь новые инвестиции. И так до бесконечности.

PS. Почему все про США, а где же российские прокаты электросамокатов? Все плохо. YouDrive Lite и «Делисамокат» перестали работать, невыгодно.