В повторяющемся радиосигнале из космоса обнаружена скрытая закономерность

Были обнаружены новые подробности о тайне возникновения быстрых радиовсплесков неизвестной природы (FRB) из космоса. Раньше ученые думали, что один из этих странных сигналов повторяется в случайном порядке, однако спустя много лет наблюдений международное исследование обнаружило закономерность, скрытую в этом шуме. Она может помочь исследователям выяснить, что их вызывает.

Быстрые радиовсплески — это крайне энергичные единичные радиоимпульсы, продолжающиеся всего миллисекунды. Некоторые из них возникают всего один раз, и быстро исчезают, но многие другие могут повторяться через произвольные промежутки времени. По крайней мере, так утверждалось ранее.

Художественное изображение орбитальной модели, которая может генерировать закономерность сигналов. Фото: manchester.ac.uk

FRB 121102 — это первый обнаруженный сигнал, который стал повторяться, и возможно, самый известный FRB. Иногда это может быть целая очередь из десятков сигналов, которая продолжается какое-то время и может достигать нескольких часов, в то время как в других случаях он может не возникать месяцами.

Астрономы пристально следили за FRB 121102 с момента открытия этого явления в 2012 году. Благодаря большому объему собранной информации международная команда обнаружила, что его появление не является случайным, а следует регулярному образцу.

Команда изучила 32 всплеска, которые удалось зафиксировать за четырехлетний период, а также данные, взятые из предыдущих описаний объекта. Ученые обнаружили, что все радиовсплески FRB 121102 происходят в течение 90 дней, потом он замолкает на 67 дней. После этого 157-дневный цикл повторяется заново.

«Это впечатляющее открытие показывает, как мало мы знаем о происхождении быстрых радиовсплесков», — говорит Дункан Лоример, ведущий автор исследования. «Необходимо продолжить дальнейшие наблюдения за этим сигналом и увеличить количество изучаемых явлений, чтобы получить более четкие данные о периодических источниках сигналов и понять их происхождение».

Первый зафиксированный быстрый радиовсплеск — «всплеск Лоримера» в феврале 2007 года. Фото: ru.wikipedia.org

Это второй известный быстрый радиовсплеск, у которого есть заметный цикл повторения. Ранее в этом году астрономы обнаружили сигнал под названием FRB 180916, который имел 16-дневную закономерность. Он регулярно возникал в течение четырех дней, прежде чем замолкал в течение следующих 12 дней.

Очевидно, что это гораздо более быстрый цикл, который поднимает новые вопросы о том, что на самом деле вызывает FRB. По словам исследователей, периодическая природа этого явления может связывать его с орбитальными движениями крупных космических объектов, например, звезд, нейтронных звезд и черных дыр. Это подтверждается тем фактом, что сигналы от FRB 121102 чрезвычайно искажены и поляризованы, что может быть вызвано близким расположением от массивной черной дыры.

Хотя FRB пока остаются загадкой, каждая новая часть головоломки, которую обнаруживают астрономы, приближает нас к ответу.

Исследование было опубликовано в журнале «Monthly Notices of the Royal Astronomical Society».