Ученые выявили новую функцию полосок у зебры

Научные сотрудники Бристольского университета заметили, что окрас зебр влияет на поведение кровососущих насекомых. Зоологи выяснили, что не только «зебровый», но и «шахматный» узоры защищают животных, сбивая слепней с толку. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Proceedings of the Royal Society B.

Фото: pixabay.com

Существует множество предположений о функции полос у зебры, тигра и других животных, имеющих подобную контрастную окраску. Ранее ученые считали, что в случае зебр уникальная окраска работает как камуфляж и позволяет животным скрываться от хищников. Также существует мнение, что полоски участвуют в процессе теплообмена, снижая температуру тела, и выполняют определенную роль в социальной жизни зебр.

Однако британские зоологи заметили, что рядом с зебрами активность кровососущих насекомых снижается. То же самое происходило и с лошадьми, накрытыми попоной с «зебровой» окраской. Насекомые меньше кусали этих животных, так как им редко удавалось сесть на них.

Причиной такого странного поведения кровососов является «эффект апертуры». Его можно наблюдать при вращении столба со спиральными полосками разного цвета. Из-за зрительной иллюзии кажется, что объект движется вверх или вниз. Так же происходит и с зебрами: насекомым сложно рассчитать расстояние до животного, и они сбиваются с пути.

Фото: bbc.com

Ученые провели отдельный эксперимент, надев на лошадей «шахматную» и «зебровую» попону одновременно — результат был тем же. Это говорит о том, что на зрение слепней влияют не только полоски, но и другие яркие геометрические узоры. Исследователи намерены продолжать наблюдения, чтобы выяснить, какие еще рисунки позволят защитить лошадей и домашний скот от кровососущих насекомых.