Нейросеть написала итоговое сочинение, и ее допустили к ЕГЭ

Зачет по итоговому сочинению — обязательное условие допуска к единому государственному экзамену для школьников. Преподаватель Лицея НИУ ВШЭ Михаил Павловец решил проверить, как с этим испытанием справится нейросеть GPT-3. Оказалось, что алгоритм вполне мог бы оказаться среди участников ЕГЭ. 

Михаил дал нейросети задание сгенерировать текст, соответствующий критериям итогового сочинения. GPT-3 попросили порассуждать на тему «Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?». Спустя две минуты алгоритм выдал эссе на 358 английских слов, которые затем перевели на русский. Прочитать полное сочинение можно ниже.

[cut]

«Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?»

Достижения прогресса, которые дают человеку удобство и комфорт, могут быть опасны для человечества, поскольку они могут привести к самоуспокоенности и отсутствию критического мышления. По мере того как люди привыкают к удобствам, обеспечиваемым технологиями и достижениями общества, они могут начать воспринимать эти вещи как должное и терять способность представлять жизнь без них. Этот недостаток воображения может затруднить людям оспаривание статус-кво или адаптацию к меняющимся обстоятельствам.

Один из примеров этого явления можно увидеть в романе Олдоса Хаксли «Дивный новый мир». В этом обществе-антиутопии население поддерживается в состоянии вечного счастья благодаря использованию передовых технологий и социальной инженерии. Однако это счастье дается ценой индивидуальности и критического мышления. Граждане этого общества не в состоянии представить себе мир за пределами своего собственного, и в результате они не в состоянии бросить вызов деспотичному правительству, которое их контролирует.

В реальной жизни мы можем видеть опасность самоуспокоенности в нашей растущей зависимости от технологий. По мере того как технологии становятся все более продвинутыми и интегрируются в нашу повседневную жизнь, мы все больше и больше полагаемся на них. Эта зависимость может сделать нас уязвимыми к сбоям в технологиях, как это было продемонстрировано в недавних отключениях электроэнергии и кибератаках. Кроме того, наша зависимость от технологий может сделать нас менее устойчивыми и менее способными адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Например, во время стихийных бедствий люди, которые полагаются на технологии, могут оказаться неспособными справиться без доступа к своим устройствам и интернету.

Кроме того, достижения прогресса также могут привести к отсутствию критического мышления. По мере того как люди привыкают к тому, что информация всегда под рукой, они могут стать менее склонными к глубокому размышлению и анализу. Они также могут с меньшей вероятностью подвергать сомнению источники получаемой ими информации, что может привести к распространению дезинформации и размыванию навыков критического мышления.

В целом достижения прогресса могут быть опасны для человечества, поскольку они могут привести к самоуспокоенности и отсутствию критического мышления. Для нас важно осознавать эти опасности и защищаться от них, чтобы гарантировать, что прогресс продолжает приносить пользу человечеству, а не препятствовать ему. Мы должны помнить о нашей зависимости от технологий и стремиться сохранить нашу способность мыслить критически и независимо. Поступая таким образом, мы можем гарантировать, что достижения прогресса продолжают улучшать нашу жизнь, а не умалять ее.

[/cut]

Итоговое сочинение от нейросети, конечно, содержит некоторые речевые небрежности. Однако GPT-3 справился со стандартными требованиями к школьникам: в его тексте больше 350 слов, есть развернутый тезис, подкрепленный тремя аргументами, один из которых — «литературный», а также присутствуют выводы.

Текст от нейросети показали нескольким учителям с большим стажем преподавания, и все они поставили сочинению зачет, допустив искусственный интеллект к сдаче ЕГЭ.

По мнению Михаила Павловеца, этот эксперимент ставит перед педагогами острые вопросы, среди которых — как противостоять фальсификациям подобного типа и зачем вообще заставлять учеников писать шаблонные тексты.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях