Зачет по итоговому сочинению — обязательное условие допуска к единому государственному экзамену для школьников. Преподаватель Лицея НИУ ВШЭ Михаил Павловец решил проверить, как с этим испытанием справится нейросеть GPT-3. Оказалось, что алгоритм вполне мог бы оказаться среди участников ЕГЭ. 

Михаил дал нейросети задание сгенерировать текст, соответствующий критериям итогового сочинения. GPT-3 попросили порассуждать на тему «Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?». Спустя две минуты алгоритм выдал эссе на 358 английских слов, которые затем перевели на русский. Прочитать полное сочинение можно ниже.

«Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?»

Достижения прогресса, которые дают человеку удобство и комфорт, могут быть опасны для человечества, поскольку они могут привести к самоуспокоенности и отсутствию критического мышления. По мере того как люди привыкают к удобствам, обеспечиваемым технологиями и достижениями общества, они могут начать воспринимать эти вещи как должное и терять способность представлять жизнь без них. Этот недостаток воображения может затруднить людям оспаривание статус-кво или адаптацию к меняющимся обстоятельствам.

Один из примеров этого явления можно увидеть в романе Олдоса Хаксли «Дивный новый мир». В этом обществе-антиутопии население поддерживается в состоянии вечного счастья благодаря использованию передовых технологий и социальной инженерии. Однако это счастье дается ценой индивидуальности и критического мышления. Граждане этого общества не в состоянии представить себе мир за пределами своего собственного, и в результате они не в состоянии бросить вызов деспотичному правительству, которое их контролирует.

В реальной жизни мы можем видеть опасность самоуспокоенности в нашей растущей зависимости от технологий. По мере того как технологии становятся все более продвинутыми и интегрируются в нашу повседневную жизнь, мы все больше и больше полагаемся на них. Эта зависимость может сделать нас уязвимыми к сбоям в технологиях, как это было продемонстрировано в недавних отключениях электроэнергии и кибератаках. Кроме того, наша зависимость от технологий может сделать нас менее устойчивыми и менее способными адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Например, во время стихийных бедствий люди, которые полагаются на технологии, могут оказаться неспособными справиться без доступа к своим устройствам и интернету.

Кроме того, достижения прогресса также могут привести к отсутствию критического мышления. По мере того как люди привыкают к тому, что информация всегда под рукой, они могут стать менее склонными к глубокому размышлению и анализу. Они также могут с меньшей вероятностью подвергать сомнению источники получаемой ими информации, что может привести к распространению дезинформации и размыванию навыков критического мышления.

В целом достижения прогресса могут быть опасны для человечества, поскольку они могут привести к самоуспокоенности и отсутствию критического мышления. Для нас важно осознавать эти опасности и защищаться от них, чтобы гарантировать, что прогресс продолжает приносить пользу человечеству, а не препятствовать ему. Мы должны помнить о нашей зависимости от технологий и стремиться сохранить нашу способность мыслить критически и независимо. Поступая таким образом, мы можем гарантировать, что достижения прогресса продолжают улучшать нашу жизнь, а не умалять ее.

Итоговое сочинение от нейросети, конечно, содержит некоторые речевые небрежности. Однако GPT-3 справился со стандартными требованиями к школьникам: в его тексте больше 350 слов, есть развернутый тезис, подкрепленный тремя аргументами, один из которых — «литературный», а также присутствуют выводы.

Текст от нейросети показали нескольким учителям с большим стажем преподавания, и все они поставили сочинению зачет, допустив искусственный интеллект к сдаче ЕГЭ.

По мнению Михаила Павловеца, этот эксперимент ставит перед педагогами острые вопросы, среди которых — как противостоять фальсификациям подобного типа и зачем вообще заставлять учеников писать шаблонные тексты.