Мировые тенденции и спрос на электромобили стимулируют появление новых проектов, поэтому в России будет собственный полный цикл производства и переработки лития.
Что известно
«Росатом» планирует создать полный цикл производства и переработки лития. Об этом на ПМЭФ сообщил замгендиректора Кирилл Комаров. Прогнозные запасы оцениваются примерно в 1 млн тонн. В год Россия тратит около 2 тыс тонн сырья (400—700 тонн уходит на собственное потребление, 1300—1600 тонн — на экспортную продукцию).
Детали
Сейчас корпорация занимается созданием предприятий, среди которых главной будет «гигафабрика» в Калининграде мощностью 4 ГВт. Там будут производить энергонакопители из лития — при указанных параметрах, это батареи для 50 тыс. электромобилей в год. Достроят фабрику в 2025 году.
В ведении «Росатома» (совместно с «Норникелем») находится крупнейшее в стране Колмозерское месторождение в Мурманской области. Оно содержит 19% всех разведанных запасов лития на нашей территории. Отсюда часть добытого будет уходить на калининградскую фабрику.
Однако приступят к добыче еще нескоро. Работа с литием может быть очень вредна для экологии, если использовать неподходящие технологии. Поэтому производители будут очень жестко контролировать выбросы вредных веществ при добыче, переработке и утилизации.
Почему это важно
В России скромные запасы (в Боливии, к примеру, 21 млн тонн), но для внутренних потребностей этого точно хватит. К тому же новые проекты хотят начать не только «Росатом» с «Норникелем», но и другие игроки.
Литий добывался в России еще в 20-м веке, но потом страна полностью перешла на импорт из Аргентины, Чили и Боливии. В 2022 году Аргентина и Чили прекратили поставки в Россию. Одна Боливия закрыть потребности не может. Более того в 2021-2022 году литий сильно подорожал на мировом рынке, почти в 8 раз, поэтому рентабельность его импорта по сравнению с местной добычей стала вызывать сомнения.
Литий используют в производстве накопителей энергии: аккумуляторов для мобильных телефонов, ноутбуков, бытовой техники и возобновляемых источников энергии. Но главная сфера применения литиевых аккумуляторов — электромобили. Именно с увеличением их числа связан быстрый рост мирового спроса на литий и его подорожание.