Linux Foundation выпустила рекомендации по работе с программистами из других стран. Они советуют избегать российских ИТ-шников. В статье рассмотрим эту ситуацию подробнее, расскажем, что это означает для «неугодных» консорциуму кодеров, и вспомним про «изгнание» россиян из разработки ядра Linux.
США блокируют «помощь» с OpenSource
В конце января 2025 года некоммерческий консорциум Linux Foundation, занимающийся улучшением операционной системы Linux, представил свежие советы по взаимодействию с разработчиками из государств, в отношении которых были введены ограничительные меры. В частности, в рекомендациях предлагается не сотрудничать с программистами из России.
The New Stack сообщает, что взаимодействие с российскими ИТ-шниками может нарушить западные санкции.
Рекомендации Linux Foundation связаны с ограничениями, которые устанавливает Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC). Они касаются физических лиц и компаний, которые включены в так называемый «черный список» США — SDN, или Specially Designated Nationals and Blocked Persons. Также ограничения распространяются на тех, кто имеет деловые или личные связи с этими лицами и организациями.
Новые рекомендации касаются лишь некоторых стран, но Россия присутствует в этом списке. Также в списке есть Иран, Куба, Северная Корея и Сирия. Китай не упоминается на портале The New Stack.
Чем рискуют разработчики
В руководстве Linux Foundation определены ключевые принципы, которые должны соблюдать разработчики Open Source, чтобы не нарушать международные санкции.
Важно понимать, что SDN не охватывает все возможные ограничения. Поэтому необходимо учитывать и другие факторы. Особое внимание уделяется правилу 50%: если человек прямо или косвенно контролирует 50% и более организаций из списка, то он автоматически попадает под санкции.
Стоит отметить, что большинство ограничений OFAC не относится к распространению информационных материалов, включая существующий открытый код.
Однако это не означает, что можно создавать новый код или модифицировать существующий. Например, совместная работа над исправлениями с разработчиком из санкционного региона может быть расценена как нарушение, даже если исходный код не подпадает под ограничения.
Если рассмотрение их инициативных предложений по исправлениям обычно допустимо, то активное вовлечение таких лиц в обсуждения или совместную разработку может привести к правовым рискам.
Кроме того, руководство предупреждает о косвенных взносах, когда санкционные организации пытаются участвовать в проектах через третьих лиц или под видом независимых разработчиков.
Linux Foundation обращает внимание на то, что сообщества, основанные на открытом исходном коде, не могут существовать в правовом вакууме. Цель рекомендаций — помочь найти баланс между духом открытого сотрудничества и необходимостью следовать международному законодательству.
Разработчикам рекомендуется тщательно анализировать контекст своих действий, учитывать структуру владения участников и избегать действий, которые могут быть восприняты как обход санкционных режимов.
В октябре 2024 г. 11 россиян отстранили от разработки ядра Linux
В конце октября 2024 г. российских мейнтейнеров отстранили от разработки ядра Linux. Немного позже создатель ОС Линус Торвальдс назвал их «русскими троллями», посоветовал всем учить историю, заявив, что решение об отстранении этих людей отменено не будет.
Сам Торвальдс ничего конкретного о причинах не сказал — за него это сделал Джеймс Боттомли, один из бывших директоров Linux Foundation. Информацию он раскрыл в письме разработчикам Linux. Сейчас Боттомли — это мейнтейнер подсистемы SCSI, а раньше он был членом совета директоров и председателем технического консультативного совета Linux Foundation.
В его сообщении открыто сказано, что всему виной американские санкции, под которыми находится Россия. Если российская компания присутствует в санкционном списке, то сотрудничество сообщества Linux с их сотрудниками, как и с самими компаниями, будет ограничено.
Однако, как выяснила «Компьютерра», отстранение российских разработчиков, связанных с компаниями под санкциями, не является критичной проблемой для российской ИТ-отрасли.