Технологии беспилотной доставки активно развиваются по всему миру, но насколько реалистично их внедрение в России? Дроны могут сократить время доставки, снизить нагрузку на курьеров и предложить новый уровень логистики, но существует множество препятствий — от технических сложностей до юридических и экономических барьеров.
Насколько востребован такой сервис в России, какие вызовы ему предстоит преодолеть и есть ли перспективы массового внедрения? Разбираемся вместе с экспертами в этой статье.
Технические и юридические барьеры
Современные дроны могут преодолевать значительные расстояния и перевозить небольшие грузы, но в условиях России это не всегда возможно. Суровый климат, сильные ветра и перебои в навигации делают использование беспилотников сложным. Например, в Москве зимой часто наблюдаются снегопады и низкие температуры, которые могут повлиять на работу аккумуляторов дронов.
Также стоит учитывать техническую инфраструктуру: для массового внедрения дронов необходимы центры управления, маршруты полетов и четкие протоколы взаимодействия с другими воздушными объектами. В России воздушное пространство строго контролируется, и на данный момент нет единой системы регулирования полетов беспилотников.
«Сейчас, конечно, ведется много разработок в этой области, но до полноценного внедрения пока что очень далеко — во-первых, это все-таки достаточно дорого, и дешевле использовать человеческий труд. Во-вторых, например, сейчас везде работают РЭБ, которые просто не дадут беспилотникам работать, потому что они попросту не могут ориентироваться в пространстве».
Сергей Скнарин, генеральный директор интегратора умных систем мониторинга транспорта МониторингАвто
По данным «ТАСС», в 2023 году в России рассматривалась возможность внедрения системной доставки грузов с помощью беспилотников, однако реализация проекта столкнулась с рядом сложностей.
В частности, по данным «Ведомостей», первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков заявлял, что массовая доставка еды и товаров с использованием дронов может появиться не ранее 2025-2030 годов. На текущий момент такие технологии тестируются в ограниченных зонах и не имеют масштабного применения.
«Основные технические сложности уже решены — беспилотники успешно доставляют грузы в других странах (например, в Китае). Главные препятствия — законодательные ограничения, вопросы безопасности и адаптация общества».
Дмитрий Кузьма, генеральный директор компании Wheelies, корпорация ITG
Экономическая эффективность: оправдана ли цена?
Стоимость одного дрона для коммерческой доставки может превышать 500000 рублей. Добавим к этому затраты на разработку ПО, обслуживание и логистику — итоговая стоимость доставки дронами значительно выше, чем зарплата у среднестатистического курьера.

Для сравнения: средний доход курьера в России составляет около 50000 рублей в месяц, а с учетом налогов и накладных расходов работодателя итоговая сумма достигает 70000-80000 рублей. Если дрон стоит полмиллиона, а срок его эксплуатации, например, 2 года, то только на амортизацию устройства придется закладывать около 20000 рублей в месяц. При этом дрону потребуется техническое обслуживание, замена аккумуляторов, ПО, а также оператор, который будет контролировать его работу.
Еще один важный аспект — пропускная способность. Один курьер за смену может выполнить 15–20 доставок, а дрон ограничен радиусом полета, погодными условиями и грузоподъемностью. В текущих реалиях технология окупается только в специализированных условиях, например, для доставки медикаментов в труднодоступные районы или в рамках PR-акций крупных компаний.
Однако, если технологии подешевеют, аккумуляторы станут более емкими, а регуляторы создадут понятные правила, экономическая целесообразность беспилотной доставки может существенно измениться.
Готовность общества: доверяют ли россияне дронам?
По данным ВЦИОМ, на сегодняшний день практически половина россиян с различной периодичностью пользуется услугами доставки товаров на дом или на работу (48%). Согласно другому исследованию ВЦИОМ, 77% опрошенных россиян выразили доверие к технологиям будущего, тогда как 18% заявили обратное.
Как показывает опыт внедрения других инноваций — электросамокатов или автономных курьеров — первоначальный скептицизм со временем сменяется адаптацией и широким распространением, когда технология доказывает свою удобство, надежность и становится обыденностью.
«Как и в любой области, сначала найдутся экспериментаторы, потом технология получит свое распространение. Многим было бы интересно протестировать подобные решения».
Сергей Скнарин, генеральный директор интегратора умных систем мониторинга транспорта МониторингАвто
Еще один важный фактор — доверие к сервисам. Если крупные компании, «Яндекс» или «Сбер», смогут гарантировать надежность дронов и удобство их использования, потребители быстрее примут новую технологию. Однако для этого нужно время, успешные тесты и работа по повышению осведомленности общества.
Перспективы рынка
Полномасштабное внедрение дронов в сферу доставки в России в ближайшие годы маловероятно, однако технология будет развиваться точечно в отдельных сегментах. В первую очередь речь идет не о массовом использовании дронов для доставки «от двери до двери», а об оптимизации логистических процессов.
Доставка в труднодоступные регионы
Одним из наиболее реалистичных направлений для дронов остаются перевозки в удаленные и малонаселенные территории: перевозки медикаментов, продуктов и других товаров первой необходимости. Этот сегмент будет расширяться, поскольку использование дронов здесь оправдано как экономически, так и логистически.

Оптимизация складской логистики
Сергей Скнарин, генеральный директор интегратора умных систем мониторинга транспорта «Мониторинг.Авто», считает, что наиболее вероятный вектор развития — это автоматизация складских процессов и доставка грузов между логистическими узлами.
«В первую очередь возможна оптимизация работы складов и доставки беспилотным транспортом, но это вряд ли будет доставка от двери до двери. Скорее доставка склад-склад может быть осуществлена с помощью беспилотных технологий, я имею в виду беспилотные грузовики, фургоны и т. п., а на конечных стадиях все равно потребуется участие человека, как минимум оператора», — отмечает эксперт.
Экспериментальные проекты в городах
В условиях плотной городской застройки массовая доставка дронами пока маловероятна, но возможны пилотные проекты, например, доставка заказов в постаматы или на специально оборудованные точки.

Основным способом доставки останется доставка с участием человека, но вскоре начнется серьезная борьба за рынок беспилотной доставки. Среди ключевых игроков, по мнению экспертов, будут «Яндекс», производители дронов и постаматов. Лидерами станут те, кто создаст крупнейшую сеть постаматов или решит проблему доставки «последней мили».
Локальные и специализированные маршруты
Некоторые сценарии могут включать использование дронов в пригородах и промышленных зонах, где меньше ограничений по воздушному пространству:
«На рынок еще выйдут гражданские дроны с точным позиционированием для перевозки массовых заказов. Но это останется эксклюзивным способом доставки через водные преграды и иные препятствия в зоне малоэтажной застройки, то есть в пригородах, промзонах и вблизи рекреационных объектов».
Виталий Янко, основатель SoftwareLead и SPB Founders
Вывод
Будущее доставки дронами в России выглядит перспективным, но массовое внедрение в ближайшие годы маловероятно. В числе главных препятствий остаются высокая стоимость, необходимость создания специальной инфраструктуры и юридические ограничения.
Однако беспилотные технологии могут найти применение в отдельных нишах, например, для доставки в труднодоступные регионы, оптимизации складской логистики и в рамках пилотных проектов в городах.
Лидерами на этом рынке станут компании, которые смогут решить проблемы доставки «последней мили» и создать удобную инфраструктуру для беспилотных решений.