Технология eSIM постепенно вытесняет привычные пластиковые сим-карты и открывает новые сценарии подключения устройств к сети. Анна Кашницкая, основатель российского проекта Unisimka, рассказывает, где и как используется eSIM в различных устройствах, включая смартфоны, умные часы и автомобили, а также какие перспективы у технологии в будущем.
eSIM в смартфонах
Многие современные смартфоны оснащены eSIM. По подсчетам Statista, в 2024 году встроенные SIM-карты использовались уже в 600 млн мобильных телефонов.
В iPhone можно добавить восемь и более eSIM, в зависимости от модели, на некоторые устройства на ОС Android — от двух до десяти штук. Это удобно из-за того, что не надо постоянно извлекать и менять «симки»: вместо этого в памяти одного смартфона можно хранить несколько eSIM. Если же телефон не поддерживает данную технологию, можно воспользоваться съемным модулем для eSIM и записать на него до 15-ти профилей.
Основное удобство подключения eSIM в смартфонах заключается в том, что пользователю не всегда обязательно посещать салон связи для подтверждения личности. В России получить номер почти любого оператора можно удаленно, авторизовавшись через «Госуслуги» и подписав договор в приложении «Госключ». Процедура обычно не занимает более 10 минут.
Установка eSIM в качестве дополнительного номера может быть полезна во время путешествий, когда необходимо подключить местную связь или тревел-сим, а также в том случае, если важно разделить личный и рабочий номера. Например, если необходимо сделать отдельный номер для продаж на маркетплейсах.
eSIM в умных часах
Умные часы можно подключить к телефону с помощью функции Bluetooth и принимать звонки, если гаджет оснащен микрофоном и динамиком. Однако возможность оснастить часы SIM-картой позволяет оставаться на связи, когда телефон разряжен, находится не поблизости или им неудобно воспользоваться. В этом случае пользователь может позвонить и ответить на звонок, отправить сообщение и даже найти что-либо нужное в интернете.
В сентябре 2023 года российские операторы анонсировали возможность оформления одного номера на две симки. Условие состоит в том, что одна из них должна быть в формате eSIM, а вторая в виде обычной пластиковой карты. При этом в конце прошлого года «Билайн» реализовал возможность использовать один номер на двух физических симках. Активация одного и того же номера на часах и смартфоне оказалась достаточно удобной и популярной функцией.
Опция может быть актуальна в том числе и для контроля устройств детей. Тем более, что в начале года 2025 года на российском рынке появились детские часы с технологией eSIM. Активировать профиль можно через смартфон ребенка либо через телефон родителей. При этом один и тот же номер будет установлен и на смартфоне, и в часах. Поскольку часы, в отличие от смартфона, всегда находятся на руке ребенка, вероятность потерять их гораздо ниже, и остается следить только за состоянием аккумулятора.
Большинство детских часов пока не поддерживают eSIM, но и в них можно добавить модуль для eSIM, например Unisimka, который представлен в виде обычной «симки», и активировать на нем, например, туристическую сим-карту. Так ребенок останется на связи в чужой стране и не придется переплачивать за роуминг. Кроме того, такой модуль можно добавить и в планшет — на протяжении всего пути ребенок сможет смотреть любимые мультфильмы.
eSIM в автомобилях
Постепенное внедрение eSIM-технологии в современный автомобиль позволяет дополнить его привычные функции. Например, технология дает возможность обмениваться данными с другими автомобилями, иметь доступ к сети и взаимодействовать со множеством ранее не доступных сервисов.
Обычно водители слушают музыку и отвечают на звонки через динамики благодаря функциям Bluetooth, Wi-Fi или используют сервисы Android Auto и Apple CarPlay. В более же современных мультимедийных устройствах есть встроенная eSIM, на которую можно загрузить личный абонентский профиль. В этом случае телефон уже не нужен, чтобы переключать музыку через интернет. Кроме того, встроенная eSIM позволяет при необходимости сменить оператора, в том числе в поездках на машине за границу.
Обязательная для всех система ЭРА-ГЛОНАСС тоже оснащена встроенным SIM-чипом. Он позволяет получать сигнал сразу от нескольких операторов связи, и в случае серьезного ДТП датчики терминала реагируют и передают экстренным службам необходимую информацию: местонахождение автомобиля, время, количество пассажиров и т.д.
В ЕС действует система eCall, основой подключения к которой является eSIM. Считается, что подключение машин с помощью технологии eSIM позволит сократить число аварий и повысить безопасность благодаря усовершенствованным предупреждениям о ситуациях на дорогах.
Перспективы eSIM
В России внедрение технологии eSIM в устройства интернета вещей (IoT) началось в 2020 году. Тогда об этом сообщила компания МТС. Оператор анонсировал запуск eSIM для устройств интернета вещей и сегмента machine-to-machine.
Предполагалось, что внедрение этой технологии позволит дистанционно загружать электронную «симку» на чип, встроенный в оборудование, и менять абонентский профиль. Кроме того, использование eSIM может упростить процесс тестирования устройств интернета вещей и снизить расходы на обслуживание SIM-карт.
Однако дальнейшего развития запуск не получил. На данный момент в России и мире отсутствуют технологии для интернета вещей с использованием eSIM. Это обусловлено нерешенными вопросами в технической, экономической и законодательной сферах. Прежде всего, переход на eSIM требует дополнительных затрат со стороны производителей оборудования. Как следствие, окончательная стоимость устройств может оказаться невыгодной для покупателей.
Также одной из серьезных причин является недостаточная нормативно-правовая база по использованию eSIM. На данный момент существует неопределенность в законодательстве, касающемся защиты данных и управления мобильными сетями. Для начала необходимо четко прописать права и обязанности операторов связи, производителей оборудования и конечных пользователей.
Кроме того, для создания подобной технологии нужно установить постоянное сотрудничество между всеми участниками рынка — операторами связи, производителями оборудования и разработчиками ПО.