Соединенные Штаты взяли новый и радикальный политический курс под названием America First. Одно из его направлений — высокие пошлины на импорт производственных материалов и электроники из других стран, особенно азиатских. Цель — сокращение их доли рынка в США и параллельная стимуляция американских вендоров к наращиванию собственных мощностей.
Вторая причина введения тарифов — борьба с КНР: ее компаниями, копирующими западные ноу-хау, а также с властями, которые требуют передачи технологий в обмен на доступ к азиатскому рынку.
В итоге стремление США к технологическому суверенитету обернулось борьбой интересов двух сверхдержав и привело к краху американского высокотехнологичного рынка. Если отношения между Западом и Востоком не будут налажены в ближайшее время, последствия могут приобрести глобальный характер. Подробнее об этом — в материале.
Плавающая ставка на «американских горках»
В течение первых двух недель апреля 2025 г. тарифная политика США менялась чуть ли не каждый день. Изменения напоминали не осмысленную стратегию, а сумбур: сначала команда Трампа заявила, что вводит тариф 25% для Канады и Мексики. Позже проект поставили на паузу, потом его действие возобновили, а после снова заморозили, но только для автомобилей.
Затем в инициативу внесли изменения. Так, чтобы учитывались соглашения, достигнутые в рамках USMCA, подписанные 47-м президентом в его первый срок. Также были введены пошлины для ряда других стран, включая многие из тех, кто производит детали для высокотехнологичной индустрии:
- Тайвань — 32%;
- Тайланд — 36%;
- Вьетнам — 46%.
Позднее в Вашингтоне взяли очередной тайм-аут на 90 дней, уменьшив тарифную ставку до 10%. Китаю в этой большой игре не повезло сильнее всего: США начали со ставки 10%, потом довели ее до 20%, следом — до 54% и 104%, а остановился рост на 145%. Впрочем, администрация Трампа заявила, что на некоторые специфичные товары пошлина может достигнуть 245% — это с учетом сборов за вход в морской порт.
Удар по своим
Несмотря на то, что изначальная цель инициативы Белого дома — уравнять силы китайских и отечественных компаний путем давления на первых и стимуляции вторых, в итоге страдает бизнес США. Китайским предпринимателям абсолютно неважно, что происходит у западного бизнесмена на родине, поэтому переговоры заканчиваются одним: плати или уходи. В свою очередь американские фирмы, не желающие потерять свой бизнес, вынуждены оплачивать счета в полном объеме. Нетрудно догадаться, что при таком сценарии задача отыгрыша дополнительных вложений ложится на плечи конечного покупателя — розничные цены взвинтили Lenovo, Framework, Dell, MetaPC.
Другие идут более радикальным путем: целиком отказываются везти товары из Китая в США либо существенно ограничивают ассортимент импорта, оставляя только то, что облагается минимальной пошлиной. В числе таких — фирма Hyte, представители которой разъяснили причины подобного решения на примере своего бюджетного компьютерного корпуса Y40:
«Перед тем, как начать его массовое производство нужно посчитать жизненный цикл продукта на рынке — это два года. Исходя из полученного — рассчитать количество единиц, необходимых для выпуска, чтобы покрыть стартовые инвестиции — это 48 000 экземпляров. Далее начинаются первые производственные этапы:
- дизайн, разработка, тестирование — $30 000;
- изготовление макетов — $17 870;
- пусконаладка конвейерной линии — $239 000.
Отталкиваясь от этих цифр подсчитывается стоимость единицы — это $71,75. В нее входят: цена самого товара, упаковка, транспортная погрузка, доставка до порта, оформление экспортных документов. Теперь дополнительные расходы:
- вспомогательные транспортные издержки — $12,25/шт.;
- хранение — $2/шт.;
- амортизация — $5,98/шт.
Итого:
- цена изделия с учетом издержек — $92,23;
- маржа Hyte — $5,98;
- маржа ритейлеров — $32,49;
- финальная рекомендованная розничная цена — $129.99.
Однако приведенные выше суммы не учитывают тарифов: 10% IEEPA и 20% IEEPA, введенных второго и третьего апреля 2025 г. плюс еще 125%. Так, стоимость одного Y40 при сохранении 5% и 25% маржинальности для вендора и ритейлера поднимается до $330, но это в радужной теории.
В суровой практике ситуация хуже. Более высокие ставки снижают продуктовую ликвидность за счет повышенной пошлины на импорт. Это влечет за собой снижение объема поставок, что выливается в увеличенную стоимость единицы в партии. В свою очередь это еще сильнее повышает налогообложение, а заодно и кредитную ставку, ведь готовую продукцию с китайских фабрик наличными никто не оплачивает».
Получается эффект снежного кома и безвыходная ситуация. За все должен заплатить потребитель, но всей картины ему не объяснить. Компания ознакомилась с общественным откликом в интернете — многие думают, что пошлины платит Китай, не подозревая, что в реальности за все рассчитывается непосредственно вендор, и неважно, что он из США. В этом свете надеяться на то, что покупатели поймут вынужденность меры и ринутся поддерживать отечественного производителя, — утопия. В действительности никто просто не будет покупать по текущим ценам.
Остается реализовывать товары по стоимости, не учитывающей тарификацию, но так каждая продажа будет приносить не прибыль, а убыток. На примере того же Y40 — это минимум $90 с каждой розничной сделки. В таком случае проще перенаправить продукцию в другие регионы, несмотря на то, что для Hyte рынок США был приоритетным и составлял около 65% от общего объема ее продаж.
Под этот же удар, но уже в меньшей степени, попала компания Thermal Grizzly, известная своими прогрессивными термоинтерфейсами. Ее основатель — оверклокер Der8auer — заявил, что продавал порядка 20% своих товаров в Штаты, а сейчас эта цифра начинает падать.
Некоторые поставщики предлагали бизнесмену платить пошлины из собственного кармана с целью поддержать объемы импорта на прежнем уровне, но так он не сможет начислять сотрудникам заработные платы, и фирма попросту разорится.
Головной боли добавляют и лишние процессы, появившиеся после ввода новых пошлин: приходится анализировать каждый продукт чуть ли не на атомарном уровне и выяснять, сколько в нем стали или алюминия. После нужно уточнить происхождение материалов, ведь если они из Китая — в силу вступают соответствующие тарифы.
Причем информация не всегда доступна. К примеру, завод в Германии, делающий алюминиевые заготовки, не готов раскрывать цепочку поставщиков, но если не предоставить данные США — можно получить штраф или запрет на торговлю. Согласно словам Der8auer, в его 11-летней практике такое происходит впервые.
Не менее негативно происходящее описывают в Cooler Master. Представители говорят, что целыми днями смотрят новости и пытаются подстраивать бизнес под новые реалии буквально «на лету». Причем этот «полет» часто проходит вслепую, поскольку правительство банально не успевает выпускать официальные информационные бюллетени — приходится гадать: правда ли то, что показали в новостной сводке, или нет.
Руководитель фирмы также сказал, что с удовольствием бы последовал примеру ASUS, Razer и Hyte, поставивших импорт своих товаров на паузу, но не может этого сделать, так как судно с продукцией, расфасованной по 4000 паллетов, уже успело войти в порт Лос-Анджелеса — пути назад нет.
Главный исполнительный директор Corsair комментирует повестку дня так: «Опыт в индустрии порядка 30 лет, и эта ситуация уникальна. Конечно, и до этого были и пошлины, и тарифы, и ставки, но небольшие и на какие-то отдельные мелочи. Сейчас основная проблема в неопределенности. Пусть будет крайне высокая, но постоянная ставка. Это лучше, чем каждый день что-то менять и подстраиваться».
Схемы обхода тарифного капкана
Один из сотрудников Straight Forwarding — крупнейшей логистической компании США, поделился своим видением того, какие схемы обхода тарифов могут сработать, а какие нет.
Из очевидного — заказать товары в Китае, отвезти куда-нибудь на Филиппины, оторвать стикеры «Made in China» и отправить в США. Особо отчаянные могут пойти на этот шаг, но есть существенные риски. Если таможенники заинтересуются вами и начнут «копать» — рано или поздно план раскроется, и тогда придется выплачивать пошлины за все случаи нелегального ввоза плюс колоссальные штрафы, которые приведут к тотальному банкротству. Либо, если прямых улик нет, вашу компанию маркируют, что повлечет за собой тщательные проверки каждого импортируемого контейнера, а это от $700 до $1000 за штуку.
Следующий путь, к которому прибегают некоторые не слишком добросовестные предприниматели, — оставить контейнер в доках, платить за простой и ждать позитивных перемен. Пару раз это сработает, но есть угроза испортить отношения с логистами, а связи с ними — ключевое для крупного стабильного бизнеса, и на их построение требуются годы.
Более рабочий и безопасный вариант — немедленно разворачивать идущие к берегам США судна и пытаться договариваться с поставщиками в Китае, склоняя их к хранению продукции на своих складах до лучших времен. Разумеется, не бесплатно, но это выгоднее, чем платить по текущим ставкам.
Еще одна опция — подавать ходатайство таможенникам в случае, если при отправке груза из Китая ставка была одна, но по факту импорта в страну снизилась. Соответствующие прецеденты были, и динамика такова, что государство готово идти навстречу. Наконец, последнее, но подходящее только гигантским корпорациям с миллиардными оборотами: специализированные склады, сертифицированные CPB (Customs and Border Protection — службой таможенного и пограничного контроля США). Они расположены на территории штатов и позволяют ввозить продукцию в страну, откладывая выплаты пошлин на потом. Аренда мест в таких складских помещениях примерно вдвое–втрое выше обычной, но появляется возможность погашать тарифные сборы по мере реализации товара. Это удобно, когда вы везете контейнер стоимостью $30 млн., тарификация которого обойдется примерно в ту же сумму. Однако малому бизнесу это не под силу, поскольку на счетах небольших компаний нет настолько весомой финансовой подушки безопасности.
Трамп: «Снова сделаем Америку великой»
Большинство ИТ-компаний отмечает: инициатива Дональда Трампа, возможно, и хороша, но она должна носить последовательный, постепенный характер: достигнуть технологической независимости разом не выйдет. Это путь длиной в 15–20 лет, но никак не в один–два президентских срока.
На данный момент американские производители практически на 90% зависят от внешних поставщиков, большая часть которых — в Китае.
Вот что об этом говорит представитель Corsair: «Представим компьютерный корпус. Вот что нужно только для него: картонная коробка для транспортировки, чернила, чтобы нанести на нее принт, скотч, защитный пенопласт, бумага, чтобы печатать на ней инструкции и гарантийные талоны. Далее непосредственно сам корпус. Он состоит из стали, стекла, ABS-пластика, алюминия, резины, винтов, проводки, вентиляторов, коннекторов, светодиодов. Каждую деталь нужно заказывать у определенного поставщика, и чаще всего он делает что-то одно, например, винты. Как все это разом перенести в Америку? Никак. В Китае все эти фабрики стоят в одном квартале. В США такого нету».
Есть и другая проблема — стоимость оплаты труда. Даже если мгновенно построить десятки заводов где-нибудь в Техасе, все упрется в тот факт, что в Китае рабочий получает $3–4 в час, в то время как в Штатах кадры претендуют на минимум $15–20, и то неохотно.
Заключительный фактор — полезные ископаемые. Их ввоз также облагается тарифами, соответственно, помимо заводских цехов нужно наращивать добычу материалов. Делать это придется в колоссальных масштабах, а прогрессивная Америка с ее эко-активистами — это не промышленный Китай, а значит, здесь индустрию ожидают новые сложности и конфронтации.
Ближайшие перспективы: локальные и глобальные
Если ситуация не разрешится здоровым компромиссом между Западом и Востоком в самое ближайшее время — можно ожидать неприятных последствий. Вначале они коснутся США:
- малый бизнес рухнет под натиском неподъемных тарифов, закроется, и тысячи людей останутся без работы;
- крупные компании выживут, но ввиду отсутствия конкурентного давления со стороны фирм поменьше начнут взвинчивать цены и перестраивать рынок под себя;
- упадут продажи, поскольку население не будет заинтересовано в покупке техники вдвое–втрое дороже;
- возникнет налоговый отток в стране.
После этого «волна» дойдет до Европы и России. Китай не захочет терять деньги, лишившись крупного потребителя в лице США, и поднимет цены на материалы вместе с готовой продукцией. Так как индустриально от Поднебесной зависят не только американцы, но практически весь мир, расплачиваться за выяснения отношений с КНР придется коллективно.
В этом контексте торговая война во имя независимости и светлого будущего превращается в навязчивую самоцель, принося ущерб даже тем, кто изначально задумывался как бенефициар. Путь к технологическому суверенитету не может пролегать через хаос и разрушение, иначе он обернется не восстановлением индустрии, а ее погребением под грузом собственных амбиций.