Курсы вместо вуза: реальный путь в ИТ или иллюзия?

Еще лет десять назад карьеру в ИТ трудно было представить без диплома вуза. Программисты, системные архитекторы, специалисты по информационной безопасности — все они, как правило, начинали свой путь с университетской скамьи. Однако сейчас ситуация меняется с головокружительной скоростью. 

По данным платформ онлайн-обучения, десятки тысяч человек ежегодно проходят ИТ-курсы и уже спустя несколько месяцев устраиваются работать по профессии. «Компьютерра» поговорила с представителями бизнеса и онлайн-школ и выяснила, действительно ли высшее образование все еще необходимо в ИТ.

Чему учат на курсах

Популярность курсов объяснима. Они предлагают конкретику, а программа выстроена с прицелом на быстрый результат: чтобы уже через несколько месяцев ученик мог претендовать на вакансию начального уровня. Однако именно в упрощении пути может скрываться главный недостаток — отсутствие академической основы профессии: системного мышления, знания алгоритмической базы, умения анализировать архитектуру.

«Студентами образовательных платформ являются чаще всего взрослые люди, мотивированные на закрытие уже осознанных потребностей. К нам приходят люди с разными образовательными целями: около 50% хотят найти новую работу, треть студентов проходит обучение для общего развития, еще 15% желают получить повышение. Более половины (>61%) имеют минимум одно высшее образование». 

Сергей Попков, сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга Skillbox

Очень важно, чтобы образование оставалось востребованным и качественным. Для этого, по словам Попкова, для подготовки программ привлекаются эксперты с актуальным и многолетним практическим опытом, а команда методистов помогает переложить экспертизу в доступный образовательный материал для пользователей. 

«Кроме того, методисты и продюсеры составляют и регулярно обновляют карты компетенций — знания и навыки, необходимые тому или иному специалисту для горизонтального и вертикального роста, а Центр карьеры находится в регулярной коммуникации с ведущими компаниями, чтобы снимать актуальные запросы от работодателей», — делится нюансами составления курсов сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга Skillbox.

Похожей стратегии придерживаются и в «Яндекс Практикуме»: «Перед запуском новых курсов мы изучаем рынок труда, чтобы оценить их востребованность, а также регулярно их обновляем». 

«При этом наши курсы в дополнение к уже имеющемуся классическому образованию повышают привлекательность джуниор-специалистов в глазах работодателей в среднем на 38%, — отметили в пресс-службе «Яндекс Практикума». — Мы видим в вузах партнеров, вместе с которыми можем предоставить студентам фундаментальное и практическое образование. С этой целью мы также запускаем с техническими вузами онлайн-магистратуры». 

Безусловно, современные курсы предлагают широкий спектр направлений обучения. Так, Михаил Шепелев, куратор направления «Информационная безопасность» в «Академии Softline», делится: «В каталоге наших программ представлены следующие крупные направления: информационная безопасность, информационно-коммуникационные технологии, программирование и языки разработки, искусственный интеллект, стратегическая цифровая трансформация, управление проектами и продуктом. И в каждом из этих направлений есть большое количество поднаправлений».

Однако короткий формат почти не оставляет места для рефлексии. Университетское обучение растянуто не случайно: за годы оно позволяет человеку не только усвоить знания, но и научиться работать с абстрактными категориями, анализировать, спорить, исследовать. Этот уровень зрелости не возникает в условиях временного дедлайна и плотного расписания. 

«Наша задача — не дать абстрактное представление об ИТ, а подготовить человека к реальной профессиональной деятельности, — поделился Андрей Лимасов, куратор ИТ-школы Samsung Innovation Campus. — Мы обучаем разработке мобильных приложений на Android, начиная с азов алгоритмического мышления и заканчивая публикацией собственного продукта в магазине приложений. Каждый выпускник ИТ-школы Samsung завершает обучение собственным проектом, над которым работает в течение всего курса».

Важно, что эти проекты — не просто учебные заготовки, а полноценные продукты, которые можно разместить в портфолио, использовать в жизни или опубликовать для широкой аудитории. 

При этом Лимасов обращает внимание: «Мы открыто говорим: дополнительное образование не подменяет высшее. Университет формирует системное мышление, дает широкий кругозор и фундамент для дальнейшего развития в профессии. Мы же даем отдельный прикладной навык — да, узкий, но ценный и одновременно позволяющий получить представление о профессии в целом, таким образом проявляется профориентационный эффект». 

«Хорошая аналогия: высшее образование учит, как заботиться о лошади в целом — кормить, тренировать, лечить. А мы учим только, как ее подковать — точно, быстро, эффективно. И почему бы не начать с такого навыка и одновременно узнать больше о лошадях?».

Андрей Лимасов, куратор ИТ-школы Samsung Innovation Campus

Автор курсов в школе Programming Store также отмечает: «Полностью полагаться только на курсы нельзя — это старт, а не финиш. Хорошие курсы помогают разобраться в профессии, выстроить базу, получить практический опыт. Мы, например, включаем в программу задачи, с которыми сталкиваются действующие разработчики: доработка типовых конфигураций, создание подключаемых внешних отчетов, загрузка данных и т. д. Это помогает ученикам увидеть, как все устроено «вживую». Но чтобы вырасти в профессионала, после курсов обязательно нужно продолжать учиться, работать над проектами, набираться опыта».

«И еще одна важная вещь. Курсы не учат софт скиллам — они часто мешают джунам адаптироваться в первых проектах. Человек может выучить язык программирования, но не уметь задать вопрос, не уметь признать, что не понял задачу, не уметь воспринимать фидбек», — предупреждает Артем Салютин, директор по развитию (CBDO) компании Work Solutions и руководитель ИТ-кластера Ассоциации Развития Digital-Агентств ARDA.

Трудоустройство после курсов

Итак, предположим, студент окончил ИТ-курсы. Но что ему делать дальше? Предлагают ли онлайн-школы гарантии трудоустройства? И насколько охотно работодатели трудоустраивают выпускников таких курсов?

По словам Сергея Попкова, сооснователя и генерального директора образовательного холдинга Skillbox, пользователям их платформы доступны образовательные программы с трудоустройством: «После прохождения основных модулей курса открывается возможность работы с карьерными консультантами. Центр карьеры сопровождает и поддерживает пользователей на каждом этапе их карьерного пути: от помощи в выборе профессии до обсуждения условий оффера. Сотрудники Центра помогают пользователям составить резюме, собрать убедительное портфолио, подобрать вакансии и подготовиться к интервью».

«На текущий момент более 100 тыс. студентов платформ Skillbox, Skillfactory, Geekbrains (входящих в образовательный холдинг Skillbox) достигли своих целей. По данным Skillbox, в 2024 году количество трудоустроенных через Центр карьеры студентов выросло на 35% по сравнению с 2023 годом, — отмечает Сергей Попков. — 84% выпускников находят работу по специальности, которую изучали в Skillbox, и 85% трудоустроенных студентов находят работу в течение 3 месяцев после завершения обучения». 

«Мы не просто учим — мы помогаем трудоустроиться. У нас есть возможность рекомендовать выпускников в нашу же команду (есть примеры, когда ребята остались у нас) или партнерам, — делится руководитель образовательного направления компании Programming Store. — Конечно, многое зависит от самого человека — насколько он вовлечен, как он себя проявил. Но хорошие ребята точно не остаются без внимания».

В «Яндекс Практикуме» выпускникам доступны вакансии от их партнеров, проекты для набора портфолио и программы подготовки к выходу на работу. «В 2024 году количество выпускников «Практикума» превысило 100 тыс., и 78% трудоустроившихся за прошлый год нашли работу по ИТ-специальности», — отметили в пресс-службе «Яндекс Практикума». 

В «Академии Softline» также организуются стажерские программы для компаний, у которых есть запрос на рекрутинг и подготовку новых специалистов по определенному стэку технологий. «Подобные форматы доказали свою эффективность в области FinTech, машиностроении, металлургическом комплексе — развитие кадров возможно по кастомизированным и персональным траекториям, индивидуально разрабатываемым для запросов бизнеса», — добавляет Михаил Шепелев, куратор направления «Информационная безопасность» в «Академии Softline».

И все же на практике все может оказаться не так «радужно», и одних лишь курсов для трудоустройства будет недостаточно. Часть работодателей довольно категоричны в этом вопросе и отдают предпочтение исключительно кандидатам с высшим профильным образованием.

Например, такой позиции придерживается Сергей Плаксунов, ведущий инженер обучающего ИТ-центра «ДАСКОРП»: «Без профильного образования не имеет смысла нанимать людей, потому что университет дает системное мышление, понимание архитектуры ИТ-инфраструктуры, принципы взаимодействия оборудования и ПО. Это невозможно освоить за 2–3 месяца на курсах. Курсы могут помочь повысить квалификацию, но не заменить фундаментальное образование».

«Доверить критически важные данные компании человеку без базовой подготовки — все равно, что пустить в операционную «хирурга» после экспресс-курса по скальпелю. Такой подход — это прямая угроза безопасности бизнеса, эффективности работы и, в конечном счете, выживаемости компании».

Сергей Плаксунов, ведущий инженер обучающего ИТ-центра «ДАСКОРП»

«В нашей компании — в производственном блоке, технической поддержке, информационной безопасности — наличие высшего технического образования является базовым требованием», — поделилась Марина Максимова, директор по персоналу и организационному развитию BPMSoft (входит в ИТ-холдинг LANSOFT). — Мы не практикуем наем выпускников ИТ-курсов. Все наши стажеры и сотрудники с грейдом junior — выпускники или студенты технических вузов, с которыми у нас заключены партнерские соглашения, и где успешно реализуется программа “BPMSoft Образование”».  

Кирилл Ширяев, директор по персоналу технологической компании «МойОфис», дополняет: «Для технических специальностей, требующих глубокого понимания математических основ и архитектурных принципов, мы отдаем предпочтение выпускникам профильных технических вузов. Такое фундаментальное образование попросту сложно приобрести на курсах».

Владимир Афанасьев, основатель школ программирования для детей #АйДаКодить и ИТ-лагеря #АйДаКемп, поделился своим опытом найма выпускников курсов: «Из особенностей — очень узкая направленность кандидатов. Например, графические дизайнеры ограничивались только владением инструментами (фотошопом) в формате: «Ты мне скажи, что рисовать, я нарисую». Четко, по техзаданию. Про креативность и фантазию можно забыть. Создалось впечатление, что на курсах учат забивать гвозди зеленым молотком. А вот если дадут такой же, но красный — тут тупик». 

«После шестого собеседования тему с курсами и кандидатами оттуда решили закрыть», — подытоживает Афанасьев.

Тем не менее практика показывает, что ИТ — одна из тех сфер, где диплом может быть не решающим. Работодатели смотрят на портфолио, опыт, проекты. Особенно в случае с младшими позициями — если человек показывает, что может решать задачи, к нему, как правило, готовы присмотреться. 

«Если компания готова вкладываться и инхаус обучать специалиста вдолгую, то кандидат, окончивший курсы, может подойти. Однако важно учитывать не только его образование, но и эмоциональный интеллект — насколько кандидат способен работать в команде, насколько хорошо воспринимает обратную связь, обучается и т. д.», — считает Евгений Перов, директор по продукту в корпоративном мессенджере Compass.

«Мы не делим кандидатов строго по диплому — для нас важнее, что человек умеет. Если специалист после курсов понимает базовые принципы, умеет работать с реальными инструментами и готов расти — мы даем шанс. Такие сотрудники хорошо проявляют себя, особенно в технической поддержке, тестировании, начальных DevOps-позициях».

Василий Белов, исполнительный директор ITGLOBAL.COM, корпорация ITG

Руководитель направления «Карьера и навыки» в hh.ru Марина Дорохова отмечает, что для нее ключевыми являются не дипломы и корочки, а реальные навыки: «Я оцениваю кандидатов по тому, что они действительно умеют, какие задачи они могут решать и насколько они быстро учатся, потому что технологии и требования в ИТ очень быстро меняются. Поэтому здесь важнее, что человек умеет, нежели какие-либо другие формальности».

«У меня есть достаточно много позитивных кейсов найма выпускников курсов, однако это взрослые люди, которые решили по каким-то причинам сменить вектор своего развития. Это люди уже с опытом работы и, как правило, высшим образованием, у которых есть фундамент и сформированная школа мысли, — делится Дорохова. — Если говорить о том, достаточно ли будет после школы обойтись одним курсом и пойти занимать позиции в ведущих ИТ-компаниях, здесь у меня более скептическое отношение к этому». 

О важности навыков говорит и Артем Салютин, директор по развитию (CBDO) компании Work Solutions и руководитель ИТ-кластера Ассоциации Развития Digital-Агентств ARDA. При этом эксперт добавляет: «Когда мы сравниваем условно равные «корочки» — университетскую и «курсную», — то диплом вуза чаще говорит о большем. Он доказывает не только освоение материала, но и то, что человек способен держать фокус несколько лет, не сдаться, довести до конца. Это уже кое-что говорит о его устойчивости».

«К тому же, вуз дает фундамент: алгоритмы, базы данных, сети. Вузы готовят программистов в широком смысле, такой специалист потом проще может сменить стек, например, с Python на Node.js, если понадобится, так как у него лучше фундамент. Курс, особенно короткий, редко дает такую глубину. Он может быть полезен, но как один из шагов, не как вся лестница», — добавляет Артем Салютин.

«Если человек приходит с иллюзией, что он «вошел в ИТ» за три месяца и готов претендовать на зарплату в 200 тыс., как ему обещали на лендинге курса, — это сигнал о риске. Мы называем такую мотивацию сказочной — отсылкой к классическому «Ивану с печи», которому все должно прийти само».

Артем Салютин, директор по развитию (CBDO) компании Work Solutions и руководитель ИТ-кластера Ассоциации Развития Digital-Агентств ARDA

При этом часть работодателей, напротив, более скептично относится не к курсам, а к университетскому образованию. Так, Константин Митин, управляющий партнер «ИТ-координата», уверен: «Вузовская программа строго регламентирована: есть утвержденная структура, часы, темы. И в определенное количество часов нужно вместить «все на свете». А курсы более адаптивны, и их может быть 5–10 по разным направлениям, и каждое из них более конкретно, чем та общая идея, которую дают в вузе». 

«На мой взгляд, курсы все-таки ближе к реальным потребностям, чем вузы, — считает Константин. — И это вопрос не качества — это вопрос фокусировки. Если стоит задача за ограниченное количество часов научить студента всему, что ему пригодится, то с этой точки зрения вузовская «широта» может проигрывать детальности курсов». 

Не является ключевым высшее профильное образование и для руководителя группы подбора персонала ГК Selecty Антонины Чичук: «Мы часто нанимаем специалистов без профильного вуза, и делаем это осознанно. Многим нашим клиентам, которые ищут сотрудников в финтехе, ритейле, e-commerce, намного важнее навыки, опыт в проектах и способность пройти техническое интервью. В ИТ давно побеждает не «корочка», а результат. У нас работают сильные ребята с самыми разными бэкграундами: кто-то пришел из лингвистики, кто-то из архитектуры, кто-то из спорта».

Положительным опытом своих коллег без профильного высшего образования поделился Денис Тюменцев, Lead DevOps Engineer в Integro Technologies: «Один — бывший преподаватель английского, другой вообще без высшего образования. Тем не менее первый стал ведущим разработчиком в компании-интеграторе, а второй — отличным DevOps-инженером, дошедшим до позиции ведущего специалиста. Впоследствии второй уехал за рубеж в 2022 году и нашел работу в европейской компании, что также говорит о том, что и за рубежом не обязательно профильное образование в ИТ, если ты являешься опытным и увлеченным специалистом в своем направлении». 

«Да, мы принимаем на работу специалистов без профильного высшего образования, — делится Яков Сайдин, директор по привлечению и работе с талантами «МТС Линк». — Особенно интересны соискатели, которые разбираются в редком технологическом стеке. Зачастую мы нанимаем сотрудников с планом на развитие и обучаем их внутри компании. Дело в том, что проблема с демографической ямой только набирает свои обороты, и работодатели, которые осознают риски, стараются привлекать талантливых специалистов любого возраста». 

Кем можно работать после курсов

Профильное высшее образование хоть и является большим преимуществом, но не для всех работодателей служит обязательным критерием. Однако на какие позиции бизнес готов принять выпускников ИТ-курсов?

«В 9 из 10 случаев человек сможет претендовать на позицию «джуна», за которым нужно следить и которому надо ставить задачи, — отмечает Кочетков Олег, генеральный директор и совладелец Simplity. — Многие, кто учится, идут сразу «в бой» — берут первые проекты и правильно делают! Пробивной «джун», который немного поработал, схватывает на лету и вписался в коллектив, будет быстро расти в команде и доходах. Часто соискатели хотят все и сразу, но так не бывает». 

«После курсов новичков можно брать на базовые ИТ-должности: техподдержка первого уровня, обслуживание офисной техники, мониторинг. Это как медсестра в медицине — по инструкции может выполнять задачи, но не диагностирует и не лечит», — считает Сергей Плаксунов, ведущий инженер обучающего ИТ-центра «ДАСКОРП».

При этом Яков Сайдин, директор по привлечению и работе с талантами «МТС Линк», считает, что после курсов можно стать менеджером продукта, дизайнером интерфейсов, бизнес-аналитиком, проджект-менеджером, скрам-мастером, QA-специалистом, UX/UI-исследователем, разработчиком на разных языках программирования: «Главное — быть адаптивным, хорошо разбираться в технологических трендах и быстро им обучаться». 

Однако, по мнению Якова, фундаментальной подготовки требуют специфические языки программирования, дата-аналитика и дата-сайенс, робототехника, искусственный интеллект, разработка ОС и ПО, инжиниринг систем, кибербезопасность. 

«На мой взгляд, новичкам доступны все направления после курсов в веб-разработке, а вот такие направления, как безопасность, сложные инженерные системы или ИИ, все же требуют более глубокого погружения», — отмечает Святослав Велиев, главный технический лидер ГК Selecty.

«Многие позиции в тестировании и разработке на высокоуровневых языках вполне пригодны для людей, не имеющих высшего образования, по крайней мере до уровня senior (специалиста высшего звена). Однако при работе с низкоуровневыми языками программирования востребованы углубленные знания математики и основ компьютерного устройства (аппаратной части)».

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Е.П. Звягинцева

«Самый очевидный и массовый путь после курсов — ручное тестирование. Это действительно та область, где за 3–6 месяцев обучения можно выйти на стажировку, а через пару месяцев — выполнять задачи в боевых проектах, — объясняет Артем Салютин, директор по развитию (CBDO) компании Work Solutions и руководитель ИТ-кластера Ассоциации Развития Digital-Агентств ARDA. — Повторяемость задач, четкие чек-листы, меньшее количество архитектурных решений — все это снижает барьер входа». 

«Один из наших разработчиков — взрослый, семейный, с управленческим прошлым — пришел в ИТ осознанно. Он понимал, что это будет даунгрейд по зарплате и статусу, что придется начинать с джуниор-уровня, учиться, проходить код-ревью, — поделился опытом Салютин. — Он не питал иллюзий, честно прошел стажировку и спустя почти год вышел на коммерческий проект. Сейчас успешно продолжает развиваться в Java-стеке, и делает это с пониманием, что путь длинный — но честный».

«В моей практике был единственный случай, когда молодой человек без фундаментального технического образования стал не просто хорошим ИТ-специалистом, а профессионалом и экспертом, — рассказала «Компьютерре» Александра Алешкова, директор департамента образования «Группы Астра». — Учась в гуманитарном вузе, он понял, что хочет уйти в ИТ, и тогда начал с курса у вендора, так называемой интенсивной школы, для получения базовых навыков». 

При этом студент не очень успешно прошел эту школу, но на итоговых собеседованиях смог убедить потенциального работодателя в том, что хочет и может получать знания и применять их. Далее, по словам Александры, он на протяжении полугода стажировался в ИТ-компании, очень много вкладывал сил и времени в изучение вопросов и применение полученных навыков в работе. Примерно год ему понадобился, чтобы в очень плотном режиме обучения и параллельно работы освоить уровень «джун++». Через 3 года этот молодой человек стал ключевым экспертом в своей области.

Так что же выбрать?

Так какой же путь выбрать, чтобы попасть в ИТ, — потратить несколько лет на получение фундаментального образования в вузе или пройти интенсивный курс с последующей стажировкой? 

«Если позволяет возраст, обстоятельства и мотивация — мы бы рекомендовали идти в вуз. Университет дает то, чего не даст ни один курс: фундамент, системное мышление, широкий кругозор. Университет не превращает в разработчика сразу — но дает прочную основу», — считает Артем Салютин, директор по развитию (CBDO) компании Work Solutions и руководитель ИТ-кластера Ассоциации Развития Digital-Агентств ARDA.

«Именно фундаментальные университеты должны взаимодействовать с будущим, а не только с настоящим, и играть ключевую роль в формировании рынка труда в ИТ-отрасли. Люди, которые пройдут обучение в таких университетах, которые размышляют над будущим, конечно, будут кратно конкурентно выше, потому что попадут в еще не существующий спрос».

Максим Казарновский, директор ММСО

Сергей Плаксунов, ведущий инженер обучающего ИТ-центра «ДАСКОРП», также советует получить фундаментальные знания и поступить в вуз: «Курсы — для повышения квалификации, но эту квалификацию надо сначала получить. Без базы они не дают прочной опоры для роста. Даже если после курсов удастся найти работу, это будут стартовые, низкооплачиваемые позиции без перспектив. А рано или поздно все равно придется получать высшее образование — уже в процессе работы. Лучше сразу идти на профильный факультет, пусть даже заочно, и параллельно начинать карьеру».

В свою очередь, Сергей Попков, сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга Skillbox, уверен, что университеты не могут в одиночку справиться с подготовкой кадров для цифровой экономики: «EdTech уже вышел за пределы ДПО: сотрудничество между компаниями онлайн-образования и университетами развивается, что позволяет совместно готовить кадры под запросы работодателей. Еще в разгар пандемии в 2020 году мы запустили первый онлайн-бакалавриат — спустя четыре года Skillbox и Skillfactory уже запустили более 20-ти программ с ведущими вузами».

Однако истина, как обычно, где-то посередине. Курсы и университет — это не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга пути. Курсы действительно могут стать дверью в профессию, особенно для тех, кто не готов или не может потратить несколько лет на получение диплома. Они полезны, если нужна быстрая смена направления, старт с нуля, новая специализация. 

«Всем нам нужно научиться учиться. Это главный навык и сегодня, и в будущем».

Марина Дорохова, руководитель направления «Карьера и навыки» в hh.ru

Генеральный директор и совладелец Simplity Кочетков Олег советует начинающим в ИТ-профессиях: «Во-первых, ходить по собеседованиям и иметь представление о том, что от вас хотят работодатели как от профессионала. Во-вторых, найти себе наставника или профи, на которого можно равняться, со схожим жизненным сценарием. В-третьих, верить в себя, быть голодным до знаний и вкладываться в них».

Марина Максимова, директор по персоналу и организационному развитию BPMSoft (входит в ИТ-холдинг LANSOFT), предупреждает: «Перво-наперво надо быть готовым к тому, что придется очень много учиться, и вы должны этого хотеть». 

«Разберитесь в том, чем вы хотите заниматься и почему именно это направление вас привлекает. Ни в коем случае не распыляйтесь, иначе не хватит времени охватить и так большие объемы новых знаний. И самое главное, не заходите на обучение с клиентским посылом: „Обучите меня“ и „трудоустройте меня“. Никто не будет сдавать за вас учебный проект, и никто не пройдет за вас собеседование после окончания курсов. Морально настройтесь на то, что поиск работы после обучения может занять несколько месяцев», — такие советы дает начинающим «айтишникам» Марина Максимова.

Директор по продукту в корпоративном мессенджере Compass Евгений Перов советует сочетать оба пути: «Интенсивные курсы — неплохой способ быстро освоить базу разработки, получить необходимые жесткие навыки. Университет дает больше математических знаний, которые нужны инженерам для качественной и продуктивной работы».

«Оба пути могут привести в ИТ, но важно понимать: ни один из них не дает никаких гарантий, если нет личной вовлеченности. Университет — это база, фундамент. Курсы — если мы рассматриваем толковые и основательные курсы, а не «как стать программистом за 3 дня» — более прикладной путь, позволяющий быстрее получить прикладные «навыки руками» здесь и сейчас. Но в любом случае придется много учиться самостоятельно, разбираться в деталях, ошибаться, гуглить, пробовать снова. Лучше выбирать не между «вузом» и «курсами», а между пассивным и активным подходом к своему обучению».

Александр Бочкин, генеральный директор «Инфомаксимум»

Кроме того, Яков Сайдин, директор по привлечению и работе с талантами «МТС Линк», предупреждает: «Важно также понимать, что для некоторых профессий обязательно требуется профильное образование, и верить курсам, которые обещают вам легко найти работу после завершения, не стоит». 

Итак, в современном ИТ-мире нет единственно верного пути: и курсы, и университетское образование могут стать трамплином в профессию — при условии личной мотивации и готовности учиться постоянно. И те, и другие форматы требуют активного включения: без самостоятельной практики, умения адаптироваться и стремления к росту невозможно вырасти в квалифицированного специалиста. 

«Молодым людям рекомендую сочетать оба подхода. Высшее образование формирует важные навыки поиска информации, решения задач, дает хороший контекст для дальнейшего развития в профессии. Курсы обладают большим практическим уклоном благодаря участию действующих экспертов-практиков.
Людям с уже имеющимся высшим образованием получать второе необязательно — для старта прохождения курсов может быть достаточно. Необходимость дополнительного образования станет понятна в течение первого года работы».

Сергей Чуканов, генеральный директор SimpleOne, корпорация ITG

Таким образом, выбирать нужно не между курсами и вузом, а между поверхностным и осознанным подходом к своему развитию. ИТ — это область, где ценится не «корочка», а умение решать задачи и учиться новому. Кому-то будет комфортнее сначала освоить базу в вузе, кто-то начнет с курсов и затем доберет недостающие знания. Главное — не питать иллюзий о легком входе, быть готовым к конкуренции и постоянно инвестировать в собственную экспертизу.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях