Рейтинг российских платформ ВКС 2025

Аналитический отдел «Компьютерры» изучил российский рынок платформ видеоконференцсвязи и составил рейтинг лучших решений на 2025 год.

Платформы видеоконференцсвязи (ВКС) — это цифровые решения, позволяющие проводить онлайн-встречи с использованием видео, аудио и текстового чата в режиме реального времени. Они предоставляют инструменты для совместной работы, обмена файлами, демонстрации экрана и записи сессий. Благодаря высокой доступности и простоте использования, такие платформы стали неотъемлемой частью современной коммуникационной инфраструктуры.

Для бизнеса ВКС-платформы представляют собой важный инструмент, обеспечивающий оперативное взаимодействие между сотрудниками, партнерами и клиентами независимо от их географического положения. Они позволяют сократить затраты на командировки, ускорить принятие решений и повысить эффективность совместной работы, особенно в условиях удаленной или гибридной занятости. Кроме того, такие платформы способствуют укреплению деловых связей и улучшению внутренней коммуникации в компании.

Карта рынка

На карте рынка собран топ-3 российских платформ ВКС, а также платформы с режимом «за рулем», адаптацией качества под условия сети и автоподбором времени участников встречи.

Изучите наш интерактивный каталог импортозамещения с лучшими российскими продуктами и решениями.

Рейтинг отечественных платформ ВКС 

Место
Компания
Платформа
Баллы
Базовые функциональные возможности (5)
Многооконный режим (5)
Возможности выбора видеораскладки (5) Технические возможности, доступные во время встречи (5) Возможности для категории «группа» (5) Функционал мессенджера (3)
Макс. разрешение видео (3/5)
Архитектура платформы (3/5)
Макс. кол-во участников встречи (3/5)
Интеграции (2) Форматы поставки (5)
Масштабируемость (5)
Медиаядро (3/5)
Безопасность (2)
Белая доска Чат мероприятия Перс. и груп. чаты Транскрибация Обмен файлами Субтитры Синхронный перевод Итоги встречи от ИИ Опросы во встрече Груп. и перс. комнаты Реакции ИИ-ассистент Аналитика по встречам Брендирование Автозапись Запись по кнопке Модерация Другое Назнач. собств. из стандартных >100 абон-в на 1 экране Создание и назнач. собственной Другое Неогр. длит-ть Удален. управ-ние раб. столом Управ-ние участниками Интеллект. шумоподав. Размытие/ подстан. фона Управ. чувств. микро Управ. удален. камерой Бесшовный перевод Периодич. встречи Настройка длит-ти хранения Подкл. незарег. участников Таймер докладчика Другое Деление на группы Обратный таймер Автовозврат Другое Цитирование Редактирование Чат вне встречи Статус «печатает» Создание чата Галерея чата Пересылка «Избранное» Звонок из мессенджера Другое CRM Календари Мессенджеры ERP Открытый API Другое Облако On-premise Поддержка SSO Двухфакторная аутентификация Ограничение по IP Логирование и аудит Соответствие 152-ФЗ Соответствие ISO 27001 Реестр Минцифры Комнаты ожидания Закрытый контур Пин-код встречи Изменение ссылки на встрече Другое
1 IVA Technologies IVA MCU 323 Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Гостевые ссылки, конфигуратор видеораскладок, демонстрация контента, в том числе и с мобильного приложения, управление правами пользователей Да Да Да Да Более 400 видео на одном экране Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Тонкое управление правами участников Да Да Да Автоматическеое и ручное деление на группы Да Да Да Да Да Да Да Да Да Передача роли владельца чата, перевод P2P звонка в групповой 4K Ultra HD MCU, SFU Более 10 000 в режиме вебинара Да Да Да Да Да Другие ВКС системы, АТС, корпоративные порталы Да Да Да Собственная разработка Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Возможность запрета просмотра контента из внешних сетей
2 eXpress eXpress 313 Нет Да Да Нет Да Нет Нет Нет Да Нет Да Нет Нет Да Нет Да Нет Корп. каталог, возм-ть поделиться профилем/чатом/каналом с помощью QR-кода, подкл. гостевого сервера, построение отказоустойчивого кластера, чат-боты, графические приложения SmartApps, статусы пользователей, доп. гибкие настройки статусов, проксирование web-интерфейсов, управление дост-тью прил. для раз. ролей Нет Нет Нет Да *Пользователь сам автоматически выстраивает все окна участников в одну из трёх раскладок Да Нет Да Да Да Нет Да Да Да Да Да Нет Поднятие руки, таймер конференции, демонстрация раб. стола, мониторинг, трансляция с сервера Нет Нет Нет Нет Да Да Да Да Да Да Да Да Закрепление чатов и каналов, закрепленные сообщения, голосовые сообщения, стикеры, напоминания о сообщении, отправка контакта и геолокации, глобальный чат, треды, упом. участников чата без увед-ния, упом. одного или неск. участников груп. чата MCU, SFU 256 Да Да Да Да Да АТС, антивирус, Sandbox и DLP, протокол ICAP, корп. каталоги, внеш. системы мониторинга, КЭДО, SAP, Service Desk, складские системы, обходчики Да Да Да Собственная разработка Да Да Да Да Да Нет Да Нет Да Нет Нет Сертификат ФСТЭК 4 и 6 УД, шифрование, ролевая модель, глобал. федерация, трастовые соединения м/у серверами разных компаний, просмотр роутинга м/у польз-ми в чатах и каналах, удал. переписки с устр-ва админ-ом системы при потере, со всех устр-в польз-ля админ-ом системы при увольнении, недоступ. админ-у переписки польз-лей, криптоконтейнер, безопасные пуш-увед., запрет скриншотов и размытия экрана на мобил. ОС, запрет копирования, пересылки, сохран. сообщений и файлов, функций Open-In/Share-To, таймер автоудаления сообщений и файлов
3 «МойОфис» Squadus 301 Да Да Да Да Да Да Нет Да Да Да Да Нет Да Нет Нет Да Нет Вебинары, трансляции, запуск демонстрации несколькими участниками, добавление границы демонстрации экрана Да Да Нет Да Автомасштабирование видеораскладки участников во время ВКС в завис. от кол-ва участников Да Да Да Да Да Да Нет Да Да Да Да Да Возможность дозвона участникам ВКС по звонку, по почте Да Нет Нет Возможность возврата в основную комнату по решению модератора Да Да Да Да Да Да Да Да Да Редакт-ие док-та в чате, предпросмотр ссылок, шифрованные чаты, редактор чата (в т. ч. строки кода), конфиденц. беседы, чаты только для чтения, треды, сквозной морфолог. поиск, автоматизация раб. процессов с Bot SDK MCU, SFU Более 250/более 2000 Да Да Да Да Да Интеграция с АТС (возм-ть звонков на ТСОП), служба каталогов, наложенные средства ИБ Да Да Да Jitsi Да Да Да Да Нет Нет Да Да Да Да Нет Сквозное шифрование, продвинутая ролевая модель доступа, ограничение на передачу и скачивание файлов, разделение админ-ия, ограничения на просмотр, скачивание и загрузку файлов
4 VK Tech VK WorkSpace 292 Да Да Да Нет Да Нет Нет Нет Да Нет Да Нет Нет Нет Нет Да Да Голосования, создание задач в чате звонка, почта, календарь, панель администратора, ролевая модель, режим “вебинар”, управление звонком, “поднять руку”, возможность приглашать участников во время звонка, демонстрация экрана Нет Да Нет Нет Пользователь сам назначает раскладку Да Нет Да Да Нет Да Нет Да Да Да Да Нет Режим экономии трафика, бесшовное переключение с Wi-Fi на сотовую связь, адаптивное микширование, адаптация кач-ва под условия сети, разрешения видео под хар-ки устр-ва, индикация говорящего польз-ля, выбор микрофона, камеры и динамиков Нет Нет Нет Да Да Да Нет Да Да Да Да Да Папки чатов, архив чатов, аудиосообщения, закрепленные чаты, откл. уведомлений чатов на время, треды, запланированные сообщения, ответ на несколько сообщений, чат-боты через Bot API FullHD MCU, SFU 500 Нет Да Да Нет Нет АТС по протоколу SIP, Почта Да Да Да Собственная разработка Да Да Нет Да Да Нет Да Да Да Нет Нет
5 «Тензор» Saby Meet 273 Да Да Да Нет Да Нет Нет Нет Да Нет Да Нет Да Да Да Да Нет Демонстрация неск. экранов, доб./искл. группы участников, вызов сотрудника из списка компании одним кликом, бронирование переговорных, автоподбор времени всех участников, автовызов участников в назнач. время, статич. и динамич. компоновки окна звонка, встр. возм-ть подкл. удаленного помощника, демонстрация материалов без демонстрации экрана, запуск рекламы в вебинаре, интерактивные вопросы Да Нет Нет Да Закрепление спикера участником, спикер автоматически закрепляется в центре окна (автосмена перехода) Да Да Нет Да Да Да Нет Нет Да Да Да Нет Нет Нет Нет Да Да Да Да Да Да Нет Нет Да Готовая коллекция gif и смайлов, треды, возможность встроить электронную почту в мессенджер, группировка, теги, группы, каналы SFU 10 000 Нет Нет Нет Нет Нет Собственные сервисы экосистемы Saby Да Нет Да Jitsi Да Да Да Да Да Да Да Нет Да Нет Нет Собств. Центр обработки данных в РФ, лицензии ФСТЭК, ФСБ, на телематику, управление сессиями ч/з моб. прил., аутентификация в моб. прил. по биометрии, ограничение времени сессии, управление сложностью пароля, возможность работы из доверенной сети, огранич. кол-ва активных устройств, маскировка контактных данных пользователей
6 «Бизнес Решения» Compass 272 Нет Да Да Нет Да Нет Нет Нет Да Да Да Нет Нет Нет Да Да Нет Поднятие руки, быстрый звонок, ручное/автоуправление кач-вом видео на встрече, быстрое приглашение участников, режимы «за рулем» и экономии заряда устройства Да Да Да Да Да Нет Да Да Да Нет Нет Да Да Нет Да Нет Нет Нет Нет Да Да Да Да Да Да Да Да Да Треды, «прочитано», каналы, напом-ия на сообщения, отдельные простр-ва, беспл. гостевой доступ, упоминания, контроль актив-ти команды, «онлайн», гибкое управ-ие увед-ми, голос. сообщ-я, трекинг времени ответа на сообщ-я, продвинутый поиск, бейджи, карточка сотрудника, чат-боты Full HD, 1080p MCU, SFU Не ограничено Да Да Нет Да Да Да Да Да Jitsi Да Да Да Да Да Нет Да Да Да Нет Да Шифрование TLS 1.3/DTLS, SRTP, хранение данных на сервере в криптоконтейнере, интеграции с корп. системами ИБ, выдел. контур для внешних польз-ей, защита данных при потере устр-ва, дистанц. разлогин, безопас. push-увед-ия, обнаруж. jailbreak или root
7 SPIRIT VideoMost 253 Да Да Да Да Да Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да Да Да Да Да Моб. прил., вход с ПК и смартфона, корп. профиль, демонстрация экрана и приложений, трансляции ВК и YouTube, хранение файлов Да Да Нет Да Да Да Да Нет Да Да Нет Да Да Да Да Нет Нет Нет Нет Нет Да Да Нет Да Да Да Да Да FHD/4K MCU, SFU 10000 Да Да Да Да Да Почта, Poly, Cisco, Avaya, Huawei Да Да Да Собственная разработка Да Да Да Да Да Нет Да Да Да Да Да LDAP/AD
8 «НОТА (ИТ-холдинг Т1)» DION 244 Да Да Да Да Да Да Нет Да Нет Да Да Нет Нет Нет Да Да Да Видеохостинг Да Нет Нет Нет Пользователь сам назначает раскладку Да Нет Да Да Да Нет Нет Да Да Да Да Нет Переключение на лету м/у режимами работы, назначение на лету модераторов/содокладчиков, добавление в конференцию из нее владельцем, изменение настроек безопасности Да Нет Нет Случайное распределение по залам Да Да Да Да Да Нет Да Нет Да Закрепление чатов, каналы, треды MCU, SFU 5 000 участников в конференции, 30 000 зрителей в трансляции Нет Да Нет Нет Да Интеграция по SIP Да Да Да Собственная разработка Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Нет Запрет входа гостям, проведение конф-ции только в присутствии орг-ра, уникальные ссылки, белый список для подключения участников
9 «МТС Линк» «МТС Линк» 242 Да Да Да Да Да Нет Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Нет Нет Нет Нет Возможность закрепить до трех спикеров в центре внимания, управление раскладками (с чатом, галереей, фокусом на контент), открепление видео спикера Нет Да Да Да Да Нет Да Нет Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Нет Да Да Да Да Да 1080 MCU, SFU 200 в режиме встречи, 10 000 слушателей в режиме вебинара Да Да Нет Нет Да Webhooks, все сервисы экосистемы Да Да Да Собственная разработка Да Да Нет Да Да Да Да Да Да Да Нет
10 «Клауд Атлас» Frisbee 181 Нет Да Да Нет Да Нет Нет Да Да Да Да Да Да Да Нет Да Нет Собственный видеохостинг FrisbeeTube Да Нет Да Нет Да Нет Нет Нет Нет Да Нет Да Нет Да Да Нет Нет Нет Нет Да Да Да Да Да Да Да Да Да SFU 250 Да Да Да Да Да SIP Да Да Да Собственная разработка Да Да Да Да Да Да Да Нет Да Нет Нет
11 «САТЕЛ» «РТУ-Коннект» 155 Да Да Да Нет Да Нет Нет Нет Да Да Да Нет Нет Да Нет Да Да Демонстрация контента Нет Нет Нет Да Да Нет Да Нет Нет Нет Нет Да Да Нет Да Да Нет Нет Нет Да Да Да Да Да Да Да Да Да MCU, SFU 200 Нет Да Нет Нет Нет Нет Да Да Собственная разработка Нет Нет Нет Нет Нет Нет Да Да Да Да Нет

Топ-5 российских платформ ВКС

1 место. IVA MCU

Лидером рейтинга российских платформ ВКС стала IVA MCU от компании IVA Technologies, набрав 323 балла. 

IVA MCU — это профессиональное решение для корпоративной видеоконференцсвязи. Система отвечает самым строгим требованиям безопасности, а также обладает широким функционалом, позволяющим организовать бизнес-коммуникации в удаленном режиме. 

Обзор IVA MCU читайте в статье «Единое цифровое рабочее пространство: российская платформа для бизнес-коммуникаций IVA One».

Платформа может быть использована для проведения совещаний, лекций, опросов, обмена файлами и сообщениями, планирования мероприятий и осуществления их записи. Пользователям доступны корпоративный мессенджер, создание виртуальных комнат, демонстрация рабочего стола и многие другие возможности.

2 место. eXpress

Вторую строчку рейтинга отечественных платформ ВКС заняла eXpress от компании eXpress, набрав 313 баллов.

eXpress — это суперапп для бизнеса, который объединяет современные инструменты для коммуникации и цифровизации рабочих процессов: ВКС, мессенджер и мини-приложения SmartApps для онлайн-доступа к корпоративным системам.  

Подробности о платформе читайте в статье «Видеосвязь в eXpress: интеграция как ключ к продуктивности».

Решение входит в реестр отечественного ПО и сертифицировано ФСТЭК России по 4-му уровню доверия. eXpress является полнофункциональной альтернативой таких зарубежных инструментов, как MS Teams, Zoom и Slack.

3 место. Squadus

Тройку лучших платформ ВКС на российском рынке закрывает Squadus от компании «МойОфис», набрав 301 балл.

Squadus — это корпоративный мессенджер с видеоконференциями и вебинарами. Решение позволяет организовать цифровое рабочее пространство для общения и совместной работы в командах.

Платформа имеет интеграции с АТС, службой каталогов, наложенными средствами ИБ, а широкий функционал решения представлен возможностями запуска демонстрации несколькими участниками, транскрибации записи, обмена файлами и многими другими.

4 место. VK WorkSpace

Четвертое место рейтинга российских платформ ВКС заняла VK WorkSpace от компании VK Tech, набрав 292 балла.

VK WorkSpace — это коммуникационная платформа для бизнеса. Решение включает корпоративную почту с календарем и адресной книгой, мессенджер, видеоконференции, задачи, файловое хранилище со встроенным редактором документов и доску для совместной работы.

Платформа позволяет звонить коллегам и партнерам без ограничений по времени, проводить вебинары, приглашать в звонок гостей по ссылке. Клиентам доступно как размещение решения в облаке, так и на серверах компании.

5 место. Saby Meet

Пятерку лучших отечественных платформ ВКС закрывает Saby Meet от компании «Тензор», набрав 273 балла. 

Saby Meet — это онлайн-сервис для видеокоммуникаций, который универсален для переговоров, продаж, собеседований, вебинаров и конференций до 10 тыс. участников. Подключиться к звонку можно с любого устройства без регистрации. 

Платформа предлагает широкий функционал видеозвонка: запись звонка, виртуальный фон, шумоподавление, обмен сообщениями и файлами, а также демонстрация экрана и рисование. В режиме реального времени можно устраивать голосования, ставить реакции и отвечать на вопросы.

Методология исследования

Аналитиками было проведено кабинетное исследование с целью изучения российского рынка платформ видеоконференцсвязи, по результатам которого были сформулированы критерии оценки. 

На основе критериев была разработана анкета. Данные для рейтинга были собраны методом анкетного опроса компаний, после чего была проведена техническая валидация данных.

Отметим, участники заполняют анкеты на добровольной основе, поэтому в рейтинге могут быть представлены не все компании. За каждый критерий участнику начислялось определенное количество баллов. Место в рейтинге определялось исходя из итоговой суммы баллов.

Базовые функциональные возможности

Критерий «Базовые функциональные возможности» был разделен на 18 подкритериев, каждый из которых отражает определенную функцию. За каждый подкритерий участнику начислялось 5 баллов.

Многооконный режим

За критерий «Многооконный режим» участнику начислялось 5 баллов, если платформа имеет возможность многооконного режима.

Возможности выбора видеораскладки

Критерий «Возможности выбора видеораскладки» был разделен на 4 подкритерия: назначение администратором каждому участнику собственной раскладки из стандартных, отображение на 1 экране в фиксированной раскладке более 100 абонентов, создание и назначение собственной фиксированной раскладки на всю встречу и другое. За каждый подкритерий участнику начислялось 5 баллов.

Технические возможности, доступные во время встречи

Критерий «Технические возможности, доступные во время встречи» был разделен на 13 подкритериев, каждый из которых отражает определенную техническую возможность (например, неограниченная длительность встречи). За каждый подкритерий участнику начислялось 5 баллов.

Возможности для категории «группа»

Критерий «Возможности для категории “группа”» был разделен на 4 подкритерия: деление на группы в рамках одного мероприятия, обратный таймер для группы, автовозврат в общую комнату по истечении таймера и другое. За каждый подкритерий участнику начислялось 5 баллов.

Функционал мессенджера

Критерий «Функционал мессенджера» был разделен на 10 подкритериев, каждый из которых отражает определенную функцию встроенного мессенджера. За каждый подкритерий участнику начислялось 3 балла.

Максимальное разрешение видео

За критерий «Максимальное разрешение видео» участник мог получить 3 или 5 баллов. 3 балла участнику начислялось, если максимальное разрешение видео, поддерживаемое платформой, — Full HD (1080p); 5 баллов — если 4К. 

Архитектура платформы

За критерий «Архитектура платформы» участник мог получить 3 или 5 баллов. 3 балла начислялось, если участник указывал только SFU, 5 баллов — если MCU и SFU.

Максимальное количество участников встречи

За критерий «Максимальное количество участников встречи» участник мог получить 3 или 5 баллов. 3 балла начислялось, если количество меньше 1000, 5 баллов — если больше 1000.

Интеграции

Критерий «Интеграции» был разделен на 6 подкритериев: CRM, календари, мессенджеры, ERP, открытый API и другое. За каждый подкритерий участнику начислялось 2 балла.

Форматы поставки

Критерий «Форматы поставки» был разделен на два подкритерия: облако и on-premise. За каждый подкритерий участнику начислялось 5 баллов.

Масштабируемость

За критерий «Масштабируемость» участнику начислялось 5 баллов, если платформа  имеет возможность масштабируемости.

Медиаядро

За критерий «Медиаядро» участнику начислялось 3 или 5 баллов. 3 балла начислялось, если участник указывал Jitsi или Open MCU, 5 баллов — если собственная разработка.

Безопасность

Критерий «Безопасность» был разделен на 12 подкритериев, каждый из которых отражает определенную меру обеспечения безопасности платформы. За каждый подкритерий участнику начислялось 2 балла.

Сводная таблица начисления баллов

Критерий

Баллы

Базовые функциональные возможности

5 за каждую

Многооконный режим

5

Возможности выбора видеораскладки

5 за каждую

Технические возможности, доступные во время встречи

5 за каждую

Возможности для категории «группа»

5 за каждую

Функционал мессенджера

3 за каждую

Максимальное разрешение видео

3/5

Архитектура платформы

3/5

Максимальное количество участников встречи

3/5

Интеграции

2 за каждую

Форматы поставки

5 за каждый

Масштабируемость

5

Медиаядро

3/5

Безопасность

2 за каждый

Аналитический отдел издания «Компьютерра» регулярно изучает рынок и выпускает исследования, обзоры и рейтинги. Ознакомиться с планом исследований на 2025 год можно по ссылке. Ознакомьтесь с опубликованными рейтингами:

Рейтинг российских HRM-систем 2025: топ решений на рынке

Рейтинг российских систем управления ИТ-проектами 2025

Рейтинг российских low-code платформ 2025

Рейтинг российских частных облаков 2025

Рейтинг российских систем для инвентаризации и контроля ИТ-инфраструктуры 2025

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях