На недавнем Parallels Summit 2014 в Новом Орлеане мне удалось поговорить с основателем Parallels, Runa Capital и ряда других компаний, а также CEO Acronis Сергем Белоусовым.
— Почему вы именно сейчас вернулись в Acronis, предпочтя его Parallels?
— История не такая. После активной работы в Parallels я создал фонд Runa Capital. В Parallels бизнес стабильно развивается, компания находится в надёжных руках, и я мог уделять ему меньше времени, поэтому я сфокусировался на инвестициях. Сейчас же я уделяю больше внимания компании Acronis, потому как возникла уникальная возможность для значительного роста компании — и как раз я могу помочь ей сделать серьёзный рывок вперёд.
Рынок защиты данных очень быстро растёт, поскольку защита информации сейчас актуальна как никогда: данные стали очень ценными. По нашим расчётам, потенциальный рынок сбыта для продуктов Acronis достигнет 30 миллиардов долларов к 2016 году. Это действительно много. При этом я очень люблю Parallels, потому что это сложный бизнес, который я долго создавал, однако сейчас у Acronis интересные перспективы и я полностью сконцентрировался на развитии её бизнеса.
У Acronis уже сейчас большая клиентская база — 300 тысяч компаний, более 5 миллионов индивидуальных пользователей. У нас 30 тысяч партнёров в 90 странах мира. Компания активно растёт, и можно ещё много чего сделать, чтобы вырастить её в 10 раз.
— Acronis сейчас больше и по доходам?
— Acronis немного больше Parallels по обороту, однако значительно больше по прибыли, потому что в ней просто меньше сотрудников: 700 против 960 в Parallels. Это логично, ибо персонал — основная статья расходов компании.
— А как себя чувствует российское отделение Acronis?
— Её российский филиал также больше, чем филиал Parallels: как выяснилось, примерно в два–три раза. У Parallels два основных направления бизнеса – продукты для Mac и решения для сервис-провайдеров. В России пользовательский софт для Mac активно «пиратят», а рынок для сервис-провайдеров пока ещё очень маленький, хотя и быстро растёт.
— Одним из ключевых продуктов, которые вы сейчас представляете, стало решение Backup-as-aService; почему вы пошли именно в этот сегмент рынка?
— В компании Acronis сейчас работает четыре бизнес-подразделения: решения для персонального использования, для использования в организациях, для мобильных устройств, и создающее облачные решения. Каждое из подразделений важно и весьма прибыльно. В будущем все они будут представлять собой сервисы по управлению данными; с услугами по резервному копированию, экстренному восстановлению, безопасному доступу, архивированию, нахождению информации. Однако поскольку конференция Parallels Summit посвящена именно облачным технологиям, то мы представляем здесь именно решение «резервное копирование как услуга» — BaaS (backup as a service).
— То есть BaaS не приоритет, а просто решение, представленное в рамках «облачного» мероприятия?
— Нас в Acronis в первую очередь интересует защита данных. Для этого мы создаём разнообразные технологии и продукты. И фокус именно на данных. Мы считаем, что защищать информацию — это как чистить зубы: нужно абсолютно всем. И малому бизнесу, и большим компаниям, и обычным потребителям. Поэтому мы подстраиваем свои продукты под нужды разных пользователей. В перспективе все наши продукты будут доступны и как сервис, и как продукт, а пользователи получат выбор, как защищать свои данные с помощью Acronis — пользуясь нашими программными продуктами или сервисами, которые мы позволяем предоставлять нашим партнёрам.
— По сути, облака для вас — не более чем модель дистрибуции?
— Да. В моей презентации на Parallels Summit среди прочего была формула «Облака умерли, да здравствуют облака». Сегодня вся ИТ-сфера «облачная». Нет больше никаких особых облачных технологий, точно так же, как нет мобильных. Смешно сейчас говорить о смартфонах как о тренде, потому что у всех есть смартфоны. У всех, кто способен хоть сколько-то платить за ИТ-продукты.
К примеру, мы запустили новый сайт Acronis (дорабатываем его непосредственно сейчас), и там пока нет мобильной версии, она будет позднее. И уже посыпались замечания: люди заходят на сайт с iPhone, и им неудобно. Как видите, мобильная эра уже наступила. То же самое с облачными технологиями. Можно поместить данные в локальное хранилище или в какой-то удалённый дата-центр, это неважно. Главное, что у вас есть, например, Mac или ПК, на нём установлена какая-то система и есть какие-то данные. И если с системой что-то произойдёт, а данные потеряются, можно будет их восстановить. А будет это с помощью облачных технологий или нет — это уже детали.
— Ещё один вопрос, который я тут многим задаю. Насколько модель облачного консорциума, которая сейчас есть у той же Parallels, способна преуспеть в России? Мне, например, кажется, что это единственный рынок, где ей трудно состояться.
— Грубо говоря, есть три вида облачных провайдеров.
Первый вид — это хостеры, они вполне себе на взлёте, обороты растут. Причина, по которой в России до недавних пор было неразвито облачное хранение данных и хостинг, совершенно субъективна: она не связана с рынком, не связана с менталитетом или правительством, а связана с активностью хостеров на российском рынке. Лидеры его не вкладывались в маркетинг, поэтому все участники не могли быстро расти. Представьте, что я даю объявление «Покупайте хостинг», а вы его увидели и подумали, что надо бы купить. Вы спрашиваете у соседа, где купить хостинг, а он вам рекомендует одного из двух лидеров рынка. Небольшим компаниям не слишком выгодна реклама, потому что они таким образом растят чужой бизнес, а свой у них развивается медленно.
Поэтому, пока компания Reg.ru не начала активно развивать рынок, продолжался застой. Сейчас Reg.ru меняет ситуацию, и Parallels с ней сотрудничает.
Второй вид облачных провайдеров – это телекомы. С ними в России тоже сложная ситуация: нигде в мире нет такого жёсткого разделения. Фиксированные линии (а это основное, что покупает бизнес) принадлежат «Ростелекому», который является почти что монополистом. При этом остальные телекомы сильно завязаны на потребителей, они не очень-то много бизнес-сервисов продают в России.
Третий тип провайдеров — все остальные компании, которые пытаются заняться хостингом, — например, дистрибьюторы. Но они и в мире не очень успешны: там добиваются успеха либо хостеры, либо телекомы. Хотя как раз в России Softline и её подразделение Active Technologies достигли вполне разумного успеха.
В общем, чтобы российский облачный рынок быстрее развивался, нужен как минимум один хостер с оборотом в 100 миллионов долларов. Он будет тратить деньги на развитие рынка через активный маркетинг и иметь бюджет на развитие облачных сервисов.
— Получается, что нормального облачного рынка в России не будет, пока не будет хостера с оборотом в 100 миллионов долларов? Бизнес на облака пока не ориентируется?
— Ориентируется, просто меньше, чем мог бы. Когда большой хостер двигает рынок, рынок намного быстрее развивается. Например, непропорционально развитым для Parallels является рынок Германии, где есть компания 1&1, которая в своё время фантастически много вкладывала в развитие хостинга. В итоге в Германии отлично развит рынок облачных сервисов.
— А как, кстати, дела у Runa Capital?
— У Runa сейчас 33 активных инвестиции. Из них 11 развиваются просто суперски, 11 — хорошо, 11 — как-то. Но это вполне нормальный процент для индустрии.
Об успехе же пока рано говорить, поскольку средний срок окупаемости инвестиции — 8 лет, а средний возраст компании в нашем портфеле — 2 года. У нас было несколько выходов, но в целом всё хорошо.
— А в какой сегмент вы сейчас больше вкладываетесь?
— Runa Capital инвестирует в несколько основных направлений.
Во-первых, это облачные сервисы для малого и среднего бизнеса. Например, в портфеле фонда есть решение для электронной коммерции Ecwid, сервис для создания контакт-центров Infratel, облачная ERP Acumatica.
Во-вторых, вертикальные решения для финансов, образования, здравоохранения и государственных услуг. Например, очень известная на российском рынке компания LinguaLeo, которая активно помогает миллионам людей изучать английский язык. Или стремительно набирающий популярность мобильный Рокетбанк.
В-третьих, я и мои партнёры особенно хорошо разбираемся в сложных программных продуктах, поэтому можем успешно инвестировать и помогать развиваться таким компаниям, как Nginx — в скором времени самый популярный веб-сервер в мире или Jelastic — облачная платформа для разработчиков приложений.
Именно эти три направления мы считаем наиболее перспективными.