Олимпиада и копирайт

Технологии
автор: Евгений Золотов  09 августа 2016

Вопреки понятным опасениям, не пандемия вируса Зика стала главной проблемой стартовавших в Рио-де-Жанейро Олимпийских игр. Не высокий уровень преступности в городе, не грязная вода, не ещё более грязная смесь политики с допингом. Хуже всего оказались аспекты, связанные с авторским правом или, попросту, копирайтом. Они спровоцировали за первые дни Игр столько скандалов, сколько не помнит, кажется, ни одна Олимпиада прошлых лет. И они же заставили задуматься об играх альтернативных, где это проклятье современной цивилизации не мешало бы наслаждаться спортом.

Чтобы продемонстрировать, до какой степени докатился копирастический маразм, лучше всего привести несколько примеров из жизни. Вот британская легкоатлетка Джейд Лалли постит в своём твиттере поистине криптографическое сообщение: фотографию бумажного листа, усыпанного пожеланиями от сотрудников компаний, финансовая поддержка которых помогла ей готовиться к Олимпиаде — «Мы верим в тебя», «Сделай это!» и т.п. При этом там не фигурируют не только названия компаний, но нет даже прямого упоминания Олимпийских игр. Всё это сопровождается столь же таинственным комментарием самой спортсменки: мол, еду заниматься тем, чем вы сами знаете, туда, куда вы сами знаете. Маразм? Стопроцентный. Но назови Лалли Олимпиаду Олимпиадой, рискни упомянуть своих спонсоров по именам — и могла бы лишиться медалей, которые она, возможно, ещё завоюет (правило №40).

А вот владелец спортивной базы вывешивает флаг (!) с олимпийской (!!) символикой — и заявляет примерно следующее: а гори оно всё огнём, пусть меня тащат в суд за нарушение копирайта на зарегистрированные знаки, но я должен показать, что мы поддерживаем наших ребят!

Скандалы начались ещё до Олимпиады. Первым звоночком стало требование Олимпийского комитета США к компании Oiselle, производящей спортивную одежду, удалить из инстраграма вот эти два сообщения с фотографией легкоатлетки Кейт Грейс (с которой у Oiselle рекламный контракт). Причина? Едва заметные олимпийские кольца на одежде бегуньи. Хозяева Олимпиады решили, что компания пытается создать впечатление, что она является официальным спонсором Игр, хотя на самом деле за это не заплатила.

Скандалы начались ещё до Олимпиады. Первым звоночком стало требование Олимпийского комитета США к компании Oiselle, производящей спортивную одежду, удалить из инстраграма вот эти два сообщения с фотографией легкоатлетки Кейт Грейс (с которой у Oiselle рекламный контракт). Причина? Едва заметные олимпийские кольца на одежде бегуньи. Хозяева Олимпиады решили, что компания пытается создать впечатление, что она является официальным спонсором Игр, хотя на самом деле за это не заплатила.

А ещё любой компании, не являющейся официальным спонсором Олимпиады, запрещено употреблять «олимпийские хэштеги», вроде #rio2016. А ещё средствам массовой информации, не являющимся официальными информационными партнёрами Олимпиады, запрещено освещать ход Игр более чем двухминутными интервалами за раз и дольше чем 6 минут в день. А ещё всем запрещено транслировать Игры в соцсетях короткими видеороликами или даже «гифками». И не дай вам бог наклеить олимпийские кольца рядом с логотипом бренда, не являющегося официальным спонсором Игр: получите требование удалить или замазать. Подозреваю, я тоже нарушил какой-нибудь запрет, употребив зарегистрированный торговый знак «Олимпиада» в заголовке этого текста, не испросив на то разрешения МОК.

Но что вообще за бред, что происходит-то? А всё дело в «перекрученных» настройках копирайта, скажем так. Мы привыкли считать Олимпийские игры праздником спорта, объединяющим планету. Начитались учебников истории, помним, что когда-то на время Игр ставили на паузу войны. Увы, нынче не только не прекращают огня, но ещё и Олимпиаду превратили в насквозь коммерческое предприятие. Я сильно упрощу описание структуры, так что поправьте, если в чём-то ошибусь, но упрощение необходимо, чтобы показать суть.

Так вот, современная Олимпиада, реанимированная в XIX столетии, есть самое настоящее коммерческое предприятие, существующее, грубо говоря, за счёт продажи прав на доступ к себе. Согласно свежей ещё статистике, олимпийские структуры (МОК, квартирующий в Швейцарии, и его национальные подразделения) получают треть выручки от официальных спонсоров (гигантов уровня McDonalds, Coca-Cola и т.п.), десятую часть от реализации билетов, но больше половины — от продажи эксклюзивных прав на вещание со своих объектов и мероприятий.

Речь о миллиардах долларов, так что игра безусловно стоит свеч. Легко понять, почему с каждым годом МОК погружается в копирастическую паранойю всё глубже. Специалисты, комментирующие Игры в Рио, сходятся на том, что никогда ещё Олимпиада не была обременена таким количеством ограничений в контексте интеллектуальной собственности.

Удачи вам, сами знаете кто, сами знаете где!

Удачи вам, сами знаете кто, сами знаете где!

В процессе подготовки этого материала я честно попытался прочесть все или как можно больше официальных документов, регламентирующих правовые аспекты обращения с олимпийской ИС. И так же честно теперь признаюсь, что не запомнил и трети. Правила, соглашения, требования, лицензии, условия, разработанные МОК для игр в Рио, по уровню сложности и степени казуистичности реально могут соперничать с лучшими образцами проприетарных лицензий и пользовательских соглашений от Microsoft, Facebook и им подобных. Никто кроме юристов не станет читать их полностью, а если и попробует, плюнет на полпути, поскольку всё равно все нюансы не упомнит и даже не поймёт.

При этом центральная идея, в общем, проста: максимально ограничить использование олимпийских материалов теми компаниями и людьми, которые не внесли свою денежку в кассу МОК. Причём именно в кассу Олимпийского комитета: то, что вы или ваша компания истратили сотни тысяч на подготовку спортсмена-олимпийца, в зачёт не идёт — на время Олимпиады вы всё равно теряете право упоминать имя своего воспитанника в связке со своим брендом.

По той же причине СМИ, не имеющие статуса «официальный инфопартнёр», могут посвящать Олимпиаде лишь 6 минут в день и не могут делать передачи, посвящённые Олимпиаде. И сюжет об Играх в Рио можно назвать «Дорога в Бразилию», но нельзя «Дорогой в Рио» (копирайт!). И никто не имеет право искажать цвет или форму олимпийской атрибутики, а равно использовать их в «коммерческих целях» (бог знает, что только это может означать). И даже олимпийские кольца налепить на микрофон в сюжете об Олимпиаде нельзя. Короче говоря, любое освещение, любое упоминание Олимпиады должно соответствовать чёртовой куче правил, придуманных, чтобы зритель не счёл ненароком, что вы официальный партнёр Игр, хотя на самом деле таковым не являетесь.

И это полный абзац — и с этим согласны даже сами спортсмены, которым и думать-то о такой ерунде некогда и вроде бы незачем. Но самое плохое, что тенденция явно направлена в сторону ужесточения правил: от Игр к Играм требования становятся только строже. Поэтому не стоит надеяться, что недовольство, высказанное сейчас, что-либо изменит. Пора признать, что Олимпиада окончательно и бесповоротно стала бизнесом, применяющим для защиты своих интересов самые современные правовые и технические инструменты.

Кстати, есть версия, что весьма... весьма фривольная форма одежды в некоторых видах спорта обусловлена всё тем же коммерческим интересом.

Кстати, есть версия, что весьма… весьма фривольная форма одежды в некоторых видах спорта обусловлена всё тем же коммерческим интересом.

И пусть кто-то назовёт меня фантазёром, пусть это субъективная оценка, но… Вы ведь тоже заметили, что об Олимпиаде нынче почти не говорят? Нет её ни в прессе, ни на ТВ, ни в соцсетях. И лично мне думается, что причина вовсе не в политической или экономической ситуации, а именно в паранойе на копирайт. Всё. Некуда дальше! Преследовать спортсменов, преследовать спортивных фанатов, преследовать людей, помогших спортсменам стать на ноги — это финиш, это тупик. Такая Олимпиада нам не нужна, такая Олимпиада никому не нужна!

И лично я даже не удивился, когда на каком-то англоязычном форуме, в очередном обсуждении копирайта против Игр, наткнулся на тёплое, ностальгическое воспоминание «Дружбы-84». «Старики» вспомнят: была такая «социалистическая Олимпиада», устроенная странами соцлагеря в пику (бойкотированной) американской. И вопрос, не пора ли использовать старый опыт, мучает не меня одного. Конечно же на новом правовом фундаменте: с положенным в основу принципом open source.

Альтернативные олимпийские игры под лицензией GPL или Creative Commons станут настоящим праздником спорта! В правилах, как и полагается всякому open source-предприятию, будут прописаны не запреты для зрителей и участников, а их права. Каждый зритель получит право писать об Играх, и говорить о них, и показывать под любым углом и любыми средствами. И спортсмены получат право делиться радостью и достижениями, налепив на себя любые бренды, а захотят — и вовсе голышом. И логотип можно будет разукрашивать как захочешь, и носить на одежде, и на вещах, и даже татуировать!

А расходы пусть возьмёт на себя не Комитет, а страны, принимающие Игры — всё равно именно так это и происходит в последнее время с самой Олимпиадой. И сомневается ли кто-то, что предприятие окупится? Ведь и аудитория будет больше: не только подписчики эксклюзивных телеканалов, а каждый землянин сможет почувствовать себя сопричастным.

Не об этом ли мечтали древние греки?

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
Его ценнейшество пират
Его ценнейшество пират
Дорогу киборгам! Кибатлон и рамки разумного
Дорогу киборгам! Кибатлон и рамки разумного
Так почему гас олимпийский факел и можно ли было этого избежать? [дополнено]
Так почему гас олимпийский факел и можно ли было этого избежать? [дополнено]
  • Саша Про

    Э-эх. Представил голую метательницу молота — объяденье!
    А когда-то, в пору видео на VHS, специфический сюжет на тему балета был — прямо на сцене. Продавцы порнушки на Горбушке иронично называли свой товар «спорт», и был в этом какой-то понятный символизм.
    Да нет, в самом деле хрен чего этот МОК — почто наших инвалидов закатали, уж этих-то чего судить за таблэтки — чай, не убийцы. Докопались до инвалидской мочи, хм.

    • Злой

      Нынче в порно-моделях светятся много спортсменок «среднего звена». Примеров множество. Они тренированы, подтянуты, с рельефными мышцами, без жирка. Способны выполнять легкоатлетические и гимнастические упражнения на уровне гораздо выше среднего.

      • Саша Про

        Представляю.. Ну, уж, кто как эволюционирует — где-то деньги, где интеллект, а где и «быстрее, выше, сильнее» + «красота — страшная сила» доминирует, а у иных счастливцев всё вместе, или одно порождает другое. Забавно — никогда на эти темы не думал, привыкнув к жизни неяркой и лишь относительно успешной.

      • Victor Serpentus

        Что-то слабо верится. Зачем это им? В порно же заработки очень скромные (относительно профессионального спорта), разве нет? Всегда считал, что там в основном всякие студентки снимаются, особенно не состоявшиеся. Можете хоть один пример привести?

        • Злой

          Видимо тем, кто не выбился наверх по спортивным показателям, хорошо платят за съемки для взрослых. Очевидно есть спрос — тела ведь действительно красивые, ноги идеальные и т.д. Примеров любой желающий может найти множество, на соответствующих трекерах или веб-хабах. К поиску надо добавить gym или athletic.

          • Victor Serpentus

            тела ведь действительно красивые
            Ага, особенно в тяжелой атлетике :-)

          • Victor Serpentus

            найти множество, на соответствующих трекерах или веб-хабах. К поиску надо добавить gym или athletic
            И получим подборку роликов с актрисами, имеющими атлетическое телосложение, тех, кто в свободное от работы время спортом занимается , не более.

          • Злой

            Где-то встречал даже упоминания о количестве КМС и МС среди современных порно-моделей. Более половины.

        • Тоже читал о скандалах, из федераций девчонок грозились выгонять. Но там было все-таки просто «ню». Точных фамилий не помню и сразу не найду, а долго искать неохота :)
          Ну вот кстати, недавно английские регбистки сфотались в обнаженке, типа на календарь. Желая доказать свою женственность. Ох, для некоторых это может стать скользкой дорожкой…https://lenta.ru/news/2015/11/20/rugby/

          • Victor Serpentus

            Просто «ню» и порно — совершенно разные вещи.

          • Для нас с вами, может, и разные, для представителей некоторых культур одно и то же, для развязных так и «ваще чё такого?». Это я к тому, что имея достоверные доказательства ню, можно поверить и в большую вероятность порно. Т.е. тут чисто логика.

        • EvilPartisan

          В проф. спорте хорошие заработки только у самых топовых спортсменов коими суждено стать очень малому количеству желающих людей. И то для этого нужно всю жизнь и здоровье угрохать. А порноактрисы (насколько я слышал) заколачивают в районе тыщи баксов за съемочный час, что по мне так тоже не дурно.

          • Абдулла Израилевич фон Шталь

            Это дурно, потому что порно. Вспомнился неприличный анекдот:

            — Почём минет?
            — $200.
            — Чё так дорого-то?
            — А сам бы за сколько сделал?

        • Влад

          зато суставы в 25 не болят

          • Victor Serpentus

            Зато другое болит. И «на пенсию» порноактрисы тоже быстро уходят.

          • «Волчьи законы капитализма, у нас бы до пенсии стриптизила» (С)(читал Хазанов)

          • Влад

            не факт

      • Влад

        да и в лбом городе стриптизерши в нормальном клубе — студенки физкультакадемии

    • А если инвалид периодически проходит поддерживающий прием препаратов, могут быть пришиты к делу анализы вне периода соревнований?

      • Саша Про

        Тут, кажется, своевременный донос катит, кроме прочего: http://www.vesti.ru/rio2016/news/show/article_id/736

        • IF

          «я смотрю в унитаз хохоча»

          • Саша Про

            Надо же, детская частушка всем известна; пипец — это в сортир ходить им поодиночке, с камерой, а вдруг RGB какой заклинит? Ёперэсэтэ, отныне «такова вся спортивная жизнь»….

        • *ля..Чуть сам не обо**ался со смеху. Да уж…

          • Саша Про

            Ага, вот ведь китаец прокололся; а лягушатник молодец, «глазок-смотрок», если не дальтоник/псих/лгун (или всё сразу) ;)

          • А ведь была прямо-таки специальная передачка по науч-поп каналу (не помню точно, то-ли дискавери, то ли нэшнл). Так там специально учили, как надо ходить в общественный туалет! И особо упирали на то, что пялиться по сторонам у писсуара не принято! Сразу вспоминается незабвенный Ретт Батлер с его презрительным приговором — «он джентльмен!». А вот француз совсем наоборот, шустрик эдакий. Но в Китай я б ему ездить не советовал. Моча с героином, кокаином и марихуаной кого хошь на нары спустит.
            UPD: -ну не хочу плохо о китайцах, просто заставят писать у каждого поста, если будет чисто — вернется назад, но изрядно обезвоженным :)

          • Саша Про

            «..с номерочком на ноге». Сейчас пойду, посмотрю, как китайцы вождей ругают — как выяснилось, любят, слегка подвыпив возле выставки, у виска пальцем покрутить, многозначительное «бу-га-га» выдать — эволюцьонируют!

      • Саша Про

        Вообще говоря, всё это «это такая игра» — тысячу раз прав Золотов, чуящий непотребство моковских рестрикций-формуляров и все эти присутствия символики (мне, признаться, «по-барабану», но, коль скоро люди смотрят, деньги тратятся — наверное, в этом что-то есть, кроме заглавного шоу). Точно — «только хардкор» — или голые забеги опенсорсниц в Афинах, или вековечная муть политически ангажированных унд продажных подковёрных бюрократов от спорта. Троекратное «хм!»; Евгению — респект!

      • Влад

        параолимпийцы, начиная с 2010х, когда туда пришли рекламные деньги, по допингу удерживают прочное третье место

    • IF
      • Саша Про

        Ох, хороша! Извините, меня некоторое время не будет, — вдохновлён :)
        Любопытно, что в лихие 90-е студенты литинститута им. Горького ровно этим на горбушке подрабатывали — продажей «кулумбники»; «кто хочет много сахару, тому дорога к Горькому». http://www.bards.ru/archives/part.php?id=1107

        • И чем так приглянулись автору реальные города Вологодщины, Чагода и Грязовец? Остальные-то названия явно вымышлены.

          • Саша Про

            Кто знает, что варилось в кудлатой голове этого бомжеватого лунатического поэта-самоубийцы из Череповца?

          • Еще по «Авроре» 80-х помню его. А что он из Череповца, не знал. Тогда стеб о Грязовце понятен.
            Александр, тут, похоже, страсти улеглись, и я не помешаю «оффтопом».
            Иду недавно солнечным утром и вдруг навстречу разулыбался «вовсе незнакомый паренек» и попросил взаимообразно «47 тенге» (sic!) (а это чуть меньше 10 рос.рублей). Ну, «улыбка без сомнения вдруг коснулась», и соискатель получил монету в 50 тенге (не отсчитывать же копеечку:).
            Так вот, Вы обладаете феноменальными познаниями в литературе. Помнится мне, был где-то эпизод, где местный алкаш рассыпает деньги, ему нетерпеливый собеседник сует округленно бумажкой, а несчастный кричит, «ты не понимаешь, там ровно нужно». Не помните, что за книга?

          • Саша Про

            Ну, Гугл нам в помощь во всех случаях (не нашёл, уж простите, Ваше предложение — да и мало ли их, прочитанных книжек?)… У меня сегодня, в общей сложности, стрельнули около полупачки сигарет — кризис-шмизис; по дорогам «Лэндроверы» с «Порше» ездят, многочисленные, а местные ханурики что-то никак в люди не выбьются — я, примерно, об этом; чтобы им, уже, пенсион какой бы, платили — впрочем, «денег нет».

    • Александр Елсуфьев

      Подумаешь, голая метательница… Это вы, батенька, просто давненько не видели обнажённых дам, и господ тоже. А видели бы их часто, или хотя бы регулярно, и вам было бы пофигу — одет(а) атлет(ка), или нет. Равно как не замечали бы наготу копии статуи Давида, которую в СПб приказали прикрыть чем-нибудь.
      А вообще говоря, изначально все олимпийские (и неолимпийские тоже) состязания всегда проводились в обнажённом виде. Правда теперь много технических видов спорта, где без минимальной одежды-обуви не обойтись. Но ведь греки как-то управлялись с колесницей, тоже голышом

      • Саша Про

        Этого не может быть! Небывалое падение нравов.

        • А следом пала и цивилизация. (нравоучительно так, пальчиком поводя)

        • Александр Елсуфьев

          А чего именно не может быть? Я там как бы много разных фактов привёл.
          Ну а падение нравов… Нравы — это всего лишь один из вариантов моды. Вчера было модно кушать врагов. Сегодня модно ловить покемонов на оборонном госпредприятии (ну а чем ещё заняться скучающим работникам — мы то хоть компьютерру читаем, а они…). А что будет модно завтра — не берусь и представить. Возможно, что придёт в моду прозрачная одежда, и чем она прозрачнее, тем моднее (а король будет ходить голым)

          • Саша Про

            Шутка; на тему «хорошеньких девиц» знаю много — давно живу, «донжуанский список» длинен, а уж сайтов могу порекомендовать… Давайте лучше пьеску какую нервическую прослушаем — люблю эти вещи: https://m.youtube.com/watch?v=GvqsmYlGdiU

      • Инженер

        Правда женщин на стадионы не пускали, ЕМНИМС.

        • Александр Елсуфьев

          Таки да. Но скульптуры атлетов, выставляемые повсеместно, всё же изготавливали в натуральном одеянии, в смысле без оного

  • Максим Попов

    То есть хэштег #Rio2016 использовать нельзя?
    А словосочетание «Рио2016»?
    А трансляция мультфильма «Рио» запрещена на время сами знаете какого события?
    Сами знаете кто…
    «Тот чьё имя нельзя называть… «, «Сами знаете кто…»
    Где это недавно я слышал…
    Но это тоже копирайт!))))

    • показывать можно. главное, чтобы не в 2016 году. ну и не в 20:16, конечно же.

  • Драйден

    У стран устроителей от Олимпиад сплошные убытки.
    Вот если бы МОК делился…

    Грекам, кстати, давно пора сделать свою, историчную олимпиаду. Благо у них и Олимп есть :)

    • вот тоже самое хочу сказать.
      тут пишут, что Олимпиада на эти деньги существует. какая-такая олимпиада существует на это — непонятно. что делает комитет на эти деньги?

    • Garruz

      МОК даже на Сочи выделил 833 ляма. На Рио, вроде как, обещали аж полтора ярда – но, думаю, более точно не узнаем до конца нынешних Игр.

      • Драйден

        Выделил 833 млн $, получил прибыль 50 млн $, выплатил России 20%, т.е. прибыль — 10 млн $…

        На фоне стоимости Олимпиады в 50 млрд $ как-то оно грустно ощущается.
        Даже на фоне первоначально запланированной стоимости в 12 млрд слабовато.

        • Garruz

          Прибыль – она и в Африке прибыль. Это то, что остаётся уже после окупаемости расходов. Так что вполне неплохо. ;)

          Кстати, насчёт 50 миллиардов – это уже просто сами себе злобные Буратины, что частично «закопали» эту сумму. По отчётам всех комиссий, непосредственно Олимпиада уложилась примерно миллиарда в два (кажется), с этой суммы прибыль и считали.
          А все остальные сочилиарды – уже всяческие окружающие мега-инфраструктуры и прочие «стройки века» под ура-олимпийскую тему. То есть, то, чего не требовалось непосредственно для проведения – но надо же было куда-то закапывать деньги, раз уж пошла такая пьянка… =)

          • Драйден

            Прибыль посчитана для расходов МОК :)
            Расходы России они не считали.

          • Garruz

            Ну, во-первых, МОК-овские 10 миллионов баксов. Во-вторых, уже позже российские чиновники говорили о прибыли в 1,5 миллиарда рублей – хотя тоже явно считали только сами Игры, без окружающей инфраструктурной «феерии».
            Вообще, есть достаточно интересная статья про всю эту олимпийскую финансовую кухню (правда, написанная явно ещё до Сочи, поэтому там в лидерах «пускания пыли в глаза» пока Пекин)))…

          • Драйден

            Мне просто запомнился один забавный момент — как одна из фирм подрядчиков жалуется, что им не оплачивают строительные работы для сочинской олимпиады. Типа «затраты самовольно превышены». При этом приблатненные подрядчики всю оплату получили.
            Т.е. это всё не затраты. Большая часть от 50 млрд, конечно просто была тупо разворована. Как ливневая канализация Сочи, превратившаяся в особняки Розенбергов.
            Т.е. с МОК тут, конечно, глупо что-то требовать и ожидать.

            PS Кстати, 50 млрд затрат — они как раз в баксах.

          • Влад

            2% за сколько лет? это уже убыток

          • Garruz

            Вы сейчас о чьей конкретно прибыли?

          • Влад

            инвестора

          • Garruz

            Ну, если вы про МОК, то они и не ставят себе целью какие-то мега-эффективные коммерческие проекты. Их задача – финансово помочь стране с организацией игр, а затем отбить эти вложения, по возможности хоть с какой-то прибылью.

          • Да в Вашей же ссылке про 3 лярда с олимпиады написано?!?!

          • Garruz

            Думаю, что в статье всё же описка. Видимо, имелась в виду выручка, а не прибыль. С учётом того, что прибылью в 50 лямов с Сочи они были вполне довольны…

  • Сергей Глита

    >Конечно же на новом правовом фундаменте: с положенным в основу принципом open source.
    Таковой основой скорее может стать повышенная духовность, а игры в честь языческих божков нам не нужны. Тем более, что древние греки все как один воинствующие содомиты, и рабовладельцы, что не стыкуется с нашим миролюбивым противо-противоестественным укладом народовластия.

  • >> любой компании, не являющейся официальным спонсором Олимпиады, запрещено употреблять «олимпийские хэштеги», вроде #rio2016
    Логичное требование. Если это разрешить, то всякие соц.сети, в которых используются хэштеги, будут завалены спамом с этим тегом. Причём не факт, что сообщения будут связаны с этим тегом.

  • Garruz

    Копирайтоманию МОК можно если не простить, то понять…

    Живут они исключительно за счёт спонсоров, трансляций и размещения рекламы. Поэтому разместить около своего логотипа олимпийский значок стоит огромных денег для компаний – ради отдачи в виде огромного же престижа. Равно как и получение статуса официального информационного партнёра повышает престиж СМИ, за что они и платят.

    Если же размещать значок и вести трансляции сможет кто угодно – размоется «ценность бренда», у спонсоров пропадёт сам смысл платить такие огромные суммы за то, что и так есть у всех. Соответственно, резко сократится финансирование МОК – следовательно, не только конкретно его прибыль, но и его вклады в продвижение и непосредственную организацию Игр (о них писал чуть ранее Драйдену).

    А «свои собственные» Опенсорсные Игры с лицензиями и волейболистками – конечно, здорово. Только вот даже для их регулярного проведения всё равно нужен международный регулятор (в том числе и финансовый), этакий «новый МОК». И в итоге получатся те же кольца, только в профиль…
    ИМХО.

    • Как-то была история австрийской (или немецкой) горнолыжницы, где четко была очерчена грань между профессиональным и любительским спортом: профессионал спокойно сам делит деньги от спонсоров, любитель обязан ими делиться с федерациями.
      Ситуация до жути напоминает наше традиционное переругивание с властями, о налогах и прочих сборах.
      «Новый МОК» получится, ежели захотят деньгу зарабатывать. А если организовывать международные спортивные состязания, то и организация будет другой. Вопрос в «культуре организаторства»

      • Garruz

        Так ведь «деньгу зарабатывать» всё равно придётся – подобные мероприятия должны себя окупать, иначе страны за право их проведения будут не бороться, а напротив, бежать как чёрт от ладана.

        Сейчас МОК играет роль своего рода «олимпийского общака», откуда по мере возможностей частично дотирует Игры (как указывал ранее) – поскольку для любой страны, даже самой крупной, это крайне затратное мероприятие. Даже при том, что и в самих странах в Олимпиады активно вкладываются местные НОКи, спонсируемые государством и местным бизнесом.
        Поэтому вопрос о том, возможно ли регулярное проведение мероприятий такого масштаба без «общаковой» помощи (и всей сопутствующей этом процессу копирастии и прочей коммерческой казуистики) – крайне спорен…

        • Мероприятие затратное по статусу. Это просто «товар» такой — «олимпиада», стоит дорого, но очень круто. Ну что, мужчина, берете? А то вот очередь какая выстроилась.
          Может, и вовсе крамолу выскажу: с развитием информационных технологий приближением любого действа на расстояние вытянутой руки, да с обзором со всех сторон, да с остановом, да с повтором, да с поиском, вот сколько всего, и нафига теперь собирать всех спортсменов в кучу? Разве что кто-то дерзнет удивить нас сперва борцовским поединком, а потом синхронным плаванием? В том же трико ( или уже купальнике?)

          • Garruz

            Да, разумеется, вопрос исключительно престижа. Как, в общем-то, и любое спортивное соревнование. Но вот оно уже есть де-факто, поэтому мы сейчас говорим именно о нём… =))

            Возможно, если помечтать, когда-нибудь и будет так, как вы предлагаете. Но тут уже возникнет другая проблема – в каждую страну придётся высылать отдельную огромную команду судей мирового уровня (ну, чтобы не «фотошопили» и не мухлевали там у себя на местах)). Где взять столько судей и как проверять достоверность результатов каждой команды – большой вопрос.
            А в нынешнем варианте – все вместе, все как на ладони, там уже труднее что-то смухлевать. В общем-то, именно поэтому мировые рекорды официально регистрируются лишь на официальных соревнованиях при полной судейской коллегии, а просто «домашние результаты» не засчитываются…

          • Я за очные соревнования. Но не по всем видам спорта сразу. И основные затраты уходят на инфраструктуру приема гостей, а ведь большинство с трибун видят меньше чем из телевизора. Разнос по времени снизит нагрузку на город. И доходы от трансляции превышают сборы от билетов.

          • Mikk

            А потом вдруг выяснится правда о чисто виртуальных соревнованиях, в которых состязаются либо не те люди, которые потом видны на экранах, либо вообще людей там нет, только «художественный фильм в жанре mockumentary… ;-)

          • Все не то, чем кажется? Может быть.

          • Mikk

            Нет, не то.
            «Я там не был, а значит это всё могло бы быть снято в павильоне!»
            Поездка на Олимпиаду — это приключение, это слияние с эмоциями толпы, это воспоминания на долгие годы.
            Это праздник.
            Трудно всё это без потерь заменить чем-то мелкомасштабным.

          • Саша Про

            Как страшно сказали — «слияние с эмоциями толпы», ой-ой!

          • Абдулла Израилевич фон Шталь

            Для молодняка единение с толпой — это невыразимый безнаркотический кайф. Или наркотик всё-таки есть, только эндогенный? Вспомнил себя на «маёвке» перед зданием универа.

            Поздним вечером младших студиозусов мужеска полу сгоняют на мероприятие. Истеричные ораторы вещают о беспределе заокеанской хунты. Чилийские товарищи через переводчика вставляют свои 5 копеек и поют в микрофон под гитару. Народ подпевает: «Эль пуэбло! Унидо!..» Уже как бы и не жаль, что припёрся сюда добровольно-принудительно.

            С трибуны кричат «Пиночета — на фонарь! Пиночета — на фонарь!», клакеры подхватывают, и вся площадь заходится: «Пино-чета нафо-нарь, Пино-чета нафо-нарь!…» В середине толпы кто-то поднимает «виселицу» с большой, почти в рост, тряпичной куклой, подвешенной за ноги. У куклы на пузе свастика. С трибуны глумятся: «А хорошо висит!!!» Народ хохочет, свистит и улюлюкает.

            Шутка действительно очень смешная, и у меня появляется почти физическое ощущение, что толпа — это продолжение моего тела. Их эмоции — мои эмоции. Их сила — моя сила. Вот он — кайф слияния с толпой!

            Массовые беспорядки организаторами не планировались, но на час-полтора у нас бы пороху хватило. В этом трансе можно даже добровольцем на войну пойти. И ВЕДЬ ТРЕЗВЫЙ ЖЕ БЫЛ!

            В самом деле, страшно и «ой-ой».

          • Саша Про

            Ой, ответил Микки раньше, чем Ваш коммент прочёл — но ощущения и мысли примерно такие: стоит включиться в любую «собачью свадьбу» — пиши пропало, человека нетути, есть свора; а как в «Стене» Пинк классно, под кайфом, превращается в заправского демагога, не без поклонников — https://m.youtube.com/watch?v=8urkDqSoc54
            Писали, что нанятые для массовки бритоголовые сильно во вкус вошли и наваляли кому-то, попутно, впридачу — велика сила искусства.

          • Вспомнил ходьбу строем. Там немного сложнее с кайфом: и чтоб у тебя нога не была натерта, и чтоб никакой *удак ноги не путал. Но ощущение огромности и всемогущества организма порой наступало.

          • IF

            офигеть…

          • Mikk

            Вам не случалось ощущать «атмосферу всеобщей радости» в хорошей компании во время праздника? Или, в компании друзей-старшеклассников, совершать активные глупости, на которые в одиночку вы не способны? Ощущать в толпе на рок-концерте эмоций куда больше, чем дома с наушниками на голове и той же песней в плеере?

            Неужели не бывало с вами чего-нибудь такого?

          • Саша Про

            Было — в основном, по-пьяни; потом, как правило, было стыдно или мерзко.
            Эдгар По «Человека толпы» написал 180, что ли, лет тому назад, а сюжет рассказа любопытен по сей день. Впрочем, там случай предельный.

          • Mikk

            По пьяни — это из другой оперы.
            Мы реально общественные существа, в нас встроены инстинкты для впадения в резонанс большой толпой. И это не плохо и не хорошо, это просто есть.
            Можно использовать во зло, можно устроить праздник…

          • IF

            это не резонанс, а синхронизация. и инстинктов для этого не нужно — даже ансамбли простейших слабосвязанных осциляторов этим свойством обладают. «бурные аплодисменты, переходящие в овацию» — как пример такой синхронизации. но это замечание скорее методическое. не бывает праздников «толпой».

          • Mikk

            Так или иначе, а эффект существует. И если его не использовать специально в особо грязных целях, приносит массу удовольствия.

          • IF

            кому как. относить к удовольствиям состояние помутненного рассудка — ну очень на любителя.

          • Mikk

            Согласен, кому как. Наличие миллиардов любителей алкоголя, табака, театра, ролевых игр (на всякий случай, имеется в виду не D&D), медитации и т.д. позволяет предположить, что в той или иной степени изменять свой рассудок любят очень многие.

          • IF

            в случае с алкоголем опьянение не целевой эффект, а побочный (кроме разве что патологий). как и эффект от табака. что за помутнение от театра — мне не ведомо, не мутит меня. про игры и медитации сказать не могу.

          • Mikk

            Опьянение — не целевой эффект исключительно для тех, кто не пьет больше рюмки аперетива перед едой; про воздействие на сознание как никотина, так и «ритуала» курения я рассказывать не буду, там тонны книг написаны; театр, если актеры хороши, заставляет зрителя почувствовать себя современником, соратником, другом героев — т.е. оторваться от сегодняшнего дня, перейти в другое состояние сознания.
            В общем, много вариантов.

          • IF

            у множества медпрепаратов есть побочные эффекты, вроде сонливости или рассеянного внимания, но это не целевые эффекты. для быстрого сброса напряжения можно выпить и сильно больше рюмки. хорошее спиртное можно ценить за вкус и усмаковаться до полной невменяемости, но не ради нее — чему там нравиться-то? ритуалы опять же про другое. чувствовать «современником, соратником и тд» — это как плаксивые барышни на титанике? ну-ну…
            но вариантов много, согласен.

          • Mikk

            >в случае с алкоголем опьянение не целевой эффект, а побочный (кроме разве что патологий).

            В случае водки и самогона — вы в этом точно уверены?

          • IF

            ну, как сказать… тут вон про возможность кайфа от хождения строем упоминают. в чем теперь можно быть уверенным? скажем так — сам ощущение опьянения не ценю и не стремлюсь, хотя и выпиваю. ту же водку — да, в вариантах от «уснуть уже наконец» до ритуалов.

          • Mikk

            >т вон про возможность кайфа от хождения строем упоминают.

            Гы, я его один раз испытывал :-))) В армии. Впрочем, это было не на плацу и не по команде, но тем не менее…

            >скажем так — сам ощущение опьянения не ценю и не стремлюсь

            Ну то есть вы, в данном случае, меряете по себе людей, которые от вас сильно отличаются.

          • IF

            меряю, отчего нет — если кто-то говорит, что испытывает удовольствие от, ну, скажем, руки в тисках, то я довольно уверенно не отнесу это к норме в моем понимании. так и тут — мутно-угрюмое состояние с ограниченным контролем желанным может являться для очень странного эээ умонастроения.

          • Mikk

            >довольно уверенно не отнесу это к норме в моем понимании

            Ваше понимание достоверно для вас. И только для вас.
            Напивающихся чтобы получить эйфорию от легкой степени опьянения — миллиард (все пивные алкоголики, например).

            Напивающихся до средней степени — еще больше.
            Я работал на Скорой, у меня бывали «пьяные дни» — когда все вызовы, ну вот реально все за полусутки, были связаны с алкоголем. От травм до обострений холецистита.

            В общем, реальность с вами не согласна.

          • IF

            кончено. я не пишу это самое «имхо», просто потому, что пост и так подписан и чье это «о» и так понятно, а на «х» я не претендую.
            >реальность с вами не согласна
            :)

          • Саша Про

            Разумеется, всё можно. Для меня толпа почти всегда негатив — давка в метро, революционная беготня, марширующие легионы — короче, нечто опасное, невыносимое, и какая разница, если толпа тебя затопчет случайно, бросившись врассыпную, или целенаправленно, с улюлюканьем? А уж радость от общения с единомышленниками, кажется, нечто другое. Не, даёшь индивидуализм и долой стаи. Хрен с ним, пусть будут рок-концерты и прочие фесты — один пёс, я дома всё слушаю, в своё время понапосещал — во дворе был «ночной клуб», а возле работы — консерватория. Тут как-то проходил мимо «Зелёного театра», а там Гребенщиков распевается — здорово, «как живой», жарко ему, бедняге. Ну и фигле — прошёл мимо; кто-нибудь на Ютьюбе выложит, да и осточертел он, признаться. Великое изобретение — фонограф, интернет, там, а уж звук я себе сделаю сколь угодно поко а поко крещендо, вплоть до фортиссимо; или, там, моссо ризолюто. Вот.

          • Mikk

            >Не, даёшь индивидуализм

            У вас шкала сбита. Но это бывает, это завоевание цивилизации — раньше индивидуалистов если не ели, то выгоняли из пещеры на потеху саблезубому тигру…

          • Саша Про

            Нет у меня шкалы никакой — чай, не ампермэтр. Вы тоскуете по «раньше»? Странно.

          • IF

            если «мы» из «раньше», то как же «иначе»?

          • Саша Про

            Ой, чувствую, насолил я чем-то Микки, желает он мне быть сожранным саблезубым тайгером, да ещё «на потеху». Что же, его право; забавно.

          • IF

            тайгеры повымерли, он вас без наушников на рок концерт выставит. для куда больших эмоций — и ведь не ошибется, эмоции будут.

          • Саша Про

            По-видимому, человек раздосадован неразделением «поддержки и энтузиазма миллионов», но что делать — не могу разделить, разве, как и было сказано, по-пьяни — «Оле-оле….» А способность ходить на рок-концерты сильно от возраста, в общем случае, зависит — https://www.youtube.com/watch?v=v2AC41dglnM

          • Mikk

            Есть, у любого в голове есть шкала самооценки и оценки поведения других — на одном конце «моральный урод, убью собственными руками, арргх!!», на другом «ах, благолепие какое»

            И нет, я не тоскую по «раньше», я просто хотел сказать, что чем легче жизнь, тем больше простор для допустимых отклонений от наиболее рационального поведения. В суровые времена индивидуализм — либо путь к самоубийству через смерть от голода, либо путь к свирепому противостоянию с обществом, завершающийся казнью.
            Так что мы хорошо живем, очень, если социофобия — это нормально.

          • Саша Про

            Сложно сказали, я и не понял. Давайте-ка просто предоставим каждому дядьке судить, что хорошо, а что плохо — а? Я просто против «универсальных» точек зрения, ведь всё относительно — даже, хм, понятие смерти.
            А уж, что насчёт «суровых времён» — тоже, в общем-то, неясно — индивидуалист-одиночка вполне конунгом мог бы стать каким-нибудь, да и что нам известно о шансах времён саблезубого тигра?

          • Mikk

            >Давайте-ка просто предоставим каждому дядьке судить, что хорошо, а что плохо — а?

            И не стоит оценивать со стороны, правильно ли он судит, да?

          • Саша Про

            Всё равно — судей мильон, не правда ли? Нет, конечно — вдруг ошибётся.

          • Mikk

            Да просто есть дяди, которые считают, что любить собственную 13-летнюю дочь (попеременно то нежно, то страстно) — это хорошо. А позволять ей общаться с посторонними людьми (т.е. со всеми, кроме него) — плохо.
            А другие дяди считают, что молиться с утра до вечера, поститься до голодных обмороков и избегать соблазнов до неграмотности — это хорошо, причем для всей семьи, где такой дядя патриархом. Я когда прочитал про такую семейку, понял, чем плох принцип «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Он работает только для людей с примерно совпадающей моралью и культурой.

          • Саша Про

            Да, конечно.

          • IF

            обратите внимание — даже вы упоминаете шкалу, то есть целый диапазон возможных значений. независимо от положения центра.

          • IF

            какая разница?
            собственно, подобный подход и нужен — каждой стране показывать победу ее сборной. долбойпам — долбойопово.

          • Garruz

            Так там ещё огромная куча бабла делается на продажах всевозможных финтифлюшек «интуристам». Местные лавочники и гопота в диком наваре, у них «день жестянщика». =)

            Да и сам пипл любит такие зрелища. Пусть плохо видно, пусть давка и воняет сводным интернационалом подмышек всех стран мира – «Зато я на Олимпиаде!!11один». Так что тут спрос рождает предложение. =)))

        • Алексей Ларионов

          «иначе страны за право их проведения будут не бороться, а напротив, бежать как чёрт от ладана.»

          Не имею пруфов, но ЕМНИП где-то встречал инфу, что до второй половины 20-го века Олимпиада не была коммерческой. Соответственно её организацию никто особо не хотел на себя брать.
          ««Последняя настоящая олимпиада» считается Летние игры 1952 в Хельсинках.»

          • Garruz

            Так и есть. Как раз вчера приводил тут весьма интересную статью об истории коммерциализации ОИ.

  • Про МОК давно писали, что сверхзакрытая корпорация, и, возможно, не все их доходы нам видны (недоверчивый я человек, тем паче в Швейцарии уже прошли обыски в одной спортивной конторе, ну, вы меня понимаете :). А WADA у них навроде НКВД. Кстати, возможно, одевание российских спортсменов в красивую форму повлекло бы (или повлечет завтра) санкции на одевающую контору, вот и хотели убрать возможный головняк.
    Вот тухло было следить за этой олимпиадой, и не следил даже. Значит, инстинкт антикопирастовский руководил мною.

  • Ктулху

    #точтонельзяназывать в Рио — это конечно хорошо, однако копиразм #точтонельзяназывать комитета не лезет ни в какие рамки. Хотя это похоже сигнал, что деньги у владельцев #тогочтонельзяназывать заканчиваются.

    • Абдулла Израилевич фон Шталь

      Наоборот, скоро рожа треснет, а им всё мало. :-|

  • IF

    >Вы ведь тоже заметили
    не, не заметил.

    а альтернативную олимпиаду — да, только с разрешением любых допингов. хочется травиться за лишний сантиметр-грамм-секунду — вперед.

  • Alex Rybakov

    Думаю, копирастные гайки крутят еще по одной причине — снижение интереса к олимпийской движухе вообще. И не в последнюю очередь — из-за задолбавшей всех рекламы каждые 10 минут.

    Цитатко:

    «Доля телеаудитории церемонии открытия Олимпиады в Рио, которая транслировалась в прямом эфире канала «Россия 1», составила 28,5%, следует из данных TNS. Доля аудитории окончания трансляции составила 26,7%. По предварительным данным TNS, аудитория церемонии открытия Олимпиады в Рио составила 1 млн человек. Это в два раза меньше, чем аудитория открытия Олимпиады в 2012 году (2 млн человек) и почти в 6 раз меньше, чем в 2008 году (6 млн человек). При этом доля телеаудитории открытия летних Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году составляла 31,5%, а открытия олимпийских игр в Пекине в 2008 году — 40,1%.»

    Можно было бы списать это уныние на разницу во времени с другим полушарием, но пиндосы демонстрируют ровно то же самое:

    «Около 26,5 млн американцев смотрели трансляцию церемонии открытия летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, сообщил телеканал NBC, транслировавший мероприятие. При этом открытие прошлой летней Олимпиады, которая прошла в 2012 году в Лондоне, смотрели свыше 40 млн американцев. Телеканал отметил падение интереса к играм на 35%. Примечательно, что большинство зрителей переключили канал сразу после того, как завершила шествие сборная США.

    Как отмечает издание Daily Mail, большое количество зрителей выразили недовольство качеством работы NBC в социальных сетях — только первые 40 минут показа прерывались на рекламу в общей сложности на 14 минут. Телекомпания NBC продала рекламу на летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро на сумму $1,2 млрд.»

    • Абдулла Израилевич фон Шталь

      Открытие-закрытие Игр с парадом делегаций — скучища смертная, протокольное мероприятие, которое пытаются гальванизировать дорогущим представлением. Церемония с тоской и балаганом. «Наши» прошли — и ящик можно вырубать. А вот сами состязания можно и посмотреть.

      • Аркадий Эйдельман

        А я обычно только представление смотрю. А соревнования если только совсем ничего интереснее нет.

  • Cerafim1

    Я продолжу фразу автора стать…

    Древние греки мечтали о мире без войн, и олимпийские игры проводились именно для этих целей. Были моменты в истории, что конфликты прерванные играми разрешались именно на состязаниях атлетов. Победа отдавалась той стране, которая победила в многоборстве! Сейчас когда мир уже и так истощён политической войной из за США, нуждается в чём то новом и БЕСПЛАТНОМ!

    • Абдулла Израилевич фон Шталь

      Бо́льшую часть свободного ядра Линукс пилят корпорации. Так и «оупенсорсная Олимпиада» без поддержки крупного бизнеса не взлетит. Ну вот не будет она бесплатной (для организаторов).

      • Саша Про

        Представил срач на тему «Олимпиады-10» и, скажем, «Unix-games, v. 14.01 full-naked Avrora»:
        «Да ваши пловцы востребованы только из-за рюшечек на купальниках, тормоза», «А ваших «атлетов» ни на одно официальное соревнование не пустят, вечно их «допиливать» надо, мутантов кривоногих».

        • IF

          >Unix-games
          а вот еще — новые игры должны быть юнисекс. да и деление по весовым категориям я б отменил.

          • Саша Про

            Дык, они же передавят там друг дружку! Вооружить, во!

          • IF

            ничего страшного, пусть давят. к следующей олимпиаде еще найдется. зато эмоции толпы будут в избытке — будет, что разделить.

          • Саша Про

            Есть опасение, что олимпийские игры — то ли модель, то ли симуляция войны.
            Параллельная война, с минимумом выбитых зубов и сломанных ног.

          • IF

            разве что в очень общем смысле — как любое соревнование.

          • Саша Про

            «Как мы американцам дали» — в спорте это сильно. Почти как фашыстам, хм.

          • IF

            это не про американцев или европейцев или китайцев. это утверждение внутрь направлено. это не война и не спорт, а пищевая промышленность (ну или фарма).

          • Саша Про

            «Или так»; мне, признаться, пофиг, где какой клуб выиграл — лишь бы распалённые фанатики не убили, чёрт бы их побрал. Что за чушь — едешь по эскалатору «Петровско-Разумовское», а навстречу звероподобные поклонники «Анжи/Терека/Спартака» — ну, «обыкновенный фашизм».
            А какое развеселье в Рио на улице, во дают юнцы: https://m.youtube.com/watch?v=JF5PFpx3THc&time_continue=614
            чисто https://www.youtube.com/watch?v=YQ-RsA-6Sts

          • Абдулла Израилевич фон Шталь

            Ну да, аналог сублимации по дедушке Фрейду.

          • Саша Про

            Ну, есть же прямые аналогии — сводки с фронта, награды героев, страсти — «желчь поражений, похмелье побед».

        • Абдулла Израилевич фон Шталь

          %D Не, холиваров не будет. Существуют же несколько федераций профессионального бокса. И в собственном соку не варятся — чемпионы по разным версиям регулярно друг друга лупцуют.

          • Саша Про

            Ну, ничего не имею против — «мяч круглый, поле квадратное, пусть победит сильнейший». Давайте из «Родни Стоуна» Конан-Дойловского зацитирую, нравится:
            «И два мужественных бойца прошли среди вопящих грубиянов, точно два израненных льва в стае волков и шакалов. Повторяю, если бокс из благородного спорта превратился в низкую забаву, повинны в этом не сами боксеры, а мерзкие прохвосты и хулиганы, что тучами вьются вокруг ринга: любой честный боец несравнимо выше этих негодяев, подобно тому, как благородный скакун несравнимо выше плутов и мошенников, которые наживаются на скачках, когда он берет призы, а самое его существо — живой укор их гнусным проделкам.»

    • Sentinel

      Древние греки мечтали о мире без войн, и олимпийские игры проводились именно для этих целей

      Хорошо знать историю! А знать историю хорошо — ещё лучше! ;-)

    • Влад

      древние греки мечтали воевать когда им вздумается

  • Urug Way

    » устроенная странами соцлагеря в пику (бойкотированной) американской »
    ————————————
    Важный нюанс !!! Американцы перед той олимпиадой заявили, что НЕ ГАРАНТИРУЮТ безопасность советских спортсменов. То есть фактически предъявили угрозу — приедете, кого нибудь убьем … Поэтому наши и не поехали. Никакого бойкота не было.
    А сама идея продолжения «Дружбы- 84» была похоронена Горбачёвым и его командой, как только он пришли к власти.

    • JayK

      даешь альтернативную олимпиаду, а также альтернативный чемпионат мира по футболу боксу и плаванию с шестом. Богомерзких буржуинов не пустим, участвовать будет рф северная корея монголия и беларусь

  • asper_ru

    Игры Доброй Воли ещё какие-то были, это уже другое?

    • Sentinel

      А что там с правами на контент было, не подскажете? Я просто не помню.
      Имхо, тут важно не просто устроить «альтернативные игры», а именно сделать акцент на ИС.

      • IF

        тед тернер, скорее всего, эксклюзивом владел. по крайней мере вне ссср.
        https://en.wikipedia.org/wiki/1986_Goodwill_Games

      • Злой

        Советским гражданам такие понятия, как «права на контент» не были вообще известны. В принципе. Внутри страны всё было «народное», а забугорные проблемы с правами никто гражданам не объяснял. И что там за бугром в связи с этими играми происходило — на самом деле практически никто не знал, кроме редких дип-работников. Для этого надо было бегло и постоянно читать иностранную прессу. Не то, чтобы её совсем не было. Английские (изданные в Великобритании) газеты можно было купить в крупных городах, в одном на весь город специализированном магазине. Также и французские, немецкие (правда эти были из ГДР). Очень выборочные издания и тиражи. Радио без глушилок на русском можно было послушать только вдали от городов, куда глушилки слабо доставали. На английском не глушили — но его практически никто не понимал, в отличие от тех же дип-работников. А иностранных телеканалов не было вообще. Первые стали доступны только в 90-х на спутниковых стволах.

        • Абдулла Израилевич фон Шталь

          А я вот с правами на контент столкнулся ещё в сопливом возрасте, когда «Ливерпуль-Манчестер» из прогноза погоды выпилили. С объяснениями и извинениями. У меня тогда просто не уложилось в голове, КАК и, главное, ЗАЧЕМ(!) какие-то «буржуины» запретили воспроизведение простенькой мелодии на НАШЕМ ТВ!!! Копирасты, помнится, ещё и деньгу с ЦТ слупили. о_О

          • Злой

            Лень искать, но это наверно уже было после распада СССР, или как минимум, во времена «Перестройки». До того чихать хотело телевидение СССР на зарубежные копирайты. Более того — никогда зарубежное авторство мелодий ТВ-заставок не называлось. Только знатоки творчества Поля Мориа знали, кто на самом деле исполняет эту аранжировку. Кстати, » В мире животных» так до сих пор выходит с мелодией «Паломничество» в исполнении того же оркестра Поля Мориа.

          • Абдулла Израилевич фон Шталь

            Начало 70-х.

          • Злой

            Ой… я отлично помню, как мелодия «Ливерпуль-Манчестер» звучала на прогнозах погоды именно в 70-х.

          • Пару раз в советские времена натыкался на публикации «из зала суда» про отщепенцев, зарабатывавших деньги на магнитофонных записях. Нельзя было делать «это» вне официальных студий звукозаписи, а записывать было можно все (но только то), что звучало по советскому радио или с пластинок «Мелодии». Т.е. практически считалось, что у СССР есть пожизненный копирайт на каждую мелодию. Фильмы закупались на срок показа. Был, правда, еще и «клубный показ».
            А уж о «Калининском фонде алгоритмов и программ»….Во всех уголках страны специалисты, работавшие в области информатики, знали адрес «Центрпрограммсистем». Сюда приезжали за программами, консультациями, на учебу. Работники ЦПС исколесили всю страну: поставки, внедрения, семинары, конференции…
            Было у нас представление о копирайте, было. С современной точки зрения некоторых лиц, оно было извращенным, но эти лица, они и сами того…3,14

          • Злой

            Суды над отщепенцами никакого отношения к копирайту не имели. Их судили не за нарушение копирайта, а за «нетрудовые доходы», фактически за предпринимательскую деятельность. Заниматься частной практикой было запрещено, не только звукозаписью, а вообще. В «официальных» студиях звукозаписи «официально» можно было записывать всё, что не было запрещено в списках ЛИТО, и имелось в наличии. А там было просто всё, не глядя на копирайты, и не зависимо издавалось ли это на пластинках или нет. Поэтому не официально студии записывали всё, что имели, я например, большинство концертов Pink Floyd именно из студии звукозаписи соседнего ДК получил. Хотя Pink Floyd был запрещен после альбома The Final Cut, и он был в списках ЛИТО (я лично их видел).

          • О том и речь, о «вечном» копирайте «без аннексий и контрибуций». Однако композиторы получали отчисления за исполнение их произведений. В воспоминаниях Ю. Никулина упоминается актер, не регистрировавший своих реприз, мол, зря, ведь мог и деньги получать. Короче, был копирайт, но свой.

          • IF

            прокат зарубежных фильмов, переводы — какой-то учет и контроль должен был быть? и патентная система была

          • Был в 80-х на «творческой встрече» с кинокритиком. Он рассказал о весьма вольно трактуемом понятии «фрагмента», позволяющем ознакомить как с основными художественными достоинствами фильма, так и дать полное представление о сюжете.
            Элем Климов (видеозапись я не делал — не было тогда смартфонов:) в 85-м(+-год) на вопрос, почему из западных фильмов «ню» вырезают, заулыбался, и ответил, что если изменения в монтаж вносятся официально, то с владельцами копирайта согласуется, они, конечно, удивляются столь странным прихотям, но идут навстречу.
            Так что, не вижу особых разногласий в наших взглядах на тот период, — правила были. Условия тогда были проще и правила были проще.

          • Злой

            Авторы и исполнители получали гонорары и государственные премии. Никаких пропорциональных отчислений за исполнение их произведений в СССР не производилось. Актёр тот, если бы зарегистрировал свои репризы, получал бы фиксированный гонорар, очень небольшой, и не зависящий от количества повторов реприз. Если бы копии стали широко распространены, их назвали бы «народными», а автор мог бы стать «народным артистом» и получить крупную государственную премию. Это не копирайт ни секунды. Копирайт — это защита авторского права. Но авторское право в СССР фактически не признавалось — даже по советским законам всё становилось «народным». Любое копирование без каких-либо выплат было законным. Изменения начались только во время «Перестройки».

          • Просто гугланите причины задержки на один год демонстрации фильма «Д’Артняьян и три мушкетера» (с Боярским) — до суда дошло дело о защите авторских прав. Это 78-79 годы.
            Котеночкин рассказывал о негодяях, выпускавших открывашки «Заяц-волк» без соответствующего оформления. Середина 70-х.
            В общем,не всегда то, что нам кажется бардаком, им является, есть там, скрытый от непосвященных, глубокий смысл. В СССР авторское право защищали. Но без восторга относились к идее кормить 75 лет потомков автора.
            UPD: В СССР не очень-то признавалось право автора на управление использованием продукта — где печатать, где внедрять, и сколько отчислять — там были твердые государственные правила.

          • Злой

            Достаточно того, что произведения можно было использовать без согласия автора. Всё.

          • А сейчас уже после начала съемочного процесса неожиданный наследник начинает жалится, что его обидели. Или того хуже, что интерпретация не соответствует дедушкиному замыслу. И так 75 лет — так что конец нескорый.
            UPD: Еще — был авторский надзор.
            Еще2 — можно было получить патент вместо АС, но в этом случае проведение патентной экспертизы и прочие расходы (сам не изобретал, всего не перечислю) ложилось на автора.
            Еще3 — за сам факт выдачи АС давали вознаграждение.
            Еще4 — авторы внедренных изобретений могли поступать в ВУЗы с огромными льготами.
            UPD2: хотя это больше к патентному праву, согласен,
            UPD3: а реально, кстати, кого из авторов без спроса напечатали?

          • Злой

            Патенты и авторские свидетельства в СССР — это совсем другая тема, это патентное право. Оно кое-как имелось, но только внутри. Зарубежные патенты нарушались по чём зря. Без спроса наверняка много кого печатали, я уверен, что близко к 100%. Даже если бы автор стал возражать, система его не послушала бы. Заткнула бы ему рот. Но авторы были и так рады, когда их уведомляли, что их произведения выходят в печати. Даже сильно порезанные цензурой.

          • Абдулла Израилевич фон Шталь

            Знакомый музыкант рассказывал, что в СССР использовать произведение без согласия автора было можно, но за каждое исполнение песни члена Союза композиторов ресторанные лабухи отстёгивали «долю малую».

            Несколько копеек, но птичка по зёрнышку клюёт. На квартиры, тачки, молодых любовниц членам СК хватало. Ещё и наследникам оставалось.

            Реально музыкантов никто не пас, сколько и чего они в кабаке поют, просто была твёрдая такса, подённый вменённый «налог» СК.

          • Злой

            Это было очевидно не законно. Вообще советские законы на эту тему очень странные — с одной сторны «социалистическая собственность», с другой стороны нечто личное. Никогда не слышал, чтобы у нас отстегивали именно в СК, причём сами лабухи — управляющие ресторанов платили некий сбор в кассу разрешительных органов, того же ЛИТО. А как там уже эти деньги расходились, было тайной. Лабух если получал наличные от гостей, то сдавал их управляющему, тот оставлял ему немного (ну и лабух конечно не всё сдавал…). Иначе лабух мгновенно сел бы. Мы аналогично «платные» дискотеки проводили на базах отдыха.

          • Инженер

            А уж сколько судился по вопросам авторских прав «Чебурашкин папа»…

          • «Копирайт — это защита авторского права.»
            Нет. Это по Пушкину: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать.»
            Копирайт — это отчуждаемое от автора (а им всегда является одно физ-лицо либо группа физических лиц — до продажи творчества ИИ не дорос) право на управление его произведениями.
            Да, в СССР (насколько знал то время) автор делегировал «копирайт» государству, а оно уже присматривало. При переизданиях платило вознаграждение и всякое разное. Бесплатная путевка в какой-нибудь Дом Литератора тоже входила в «джентльменские соглашения». И защищало авторов от плагиаторов, защищало законом.

          • Злой

            Я не об этом написал. А о том, что граждане СССР в массе своей ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЛИ про копирайты. И в СССР автор ничего не «делегировал», наоборот — государство «отбирало».

  • Илья Шпаньков

    Капитализм, однако. Стоит впустить козла-капиталиста в огород — результат будет предсказуемый.

  • JProgramer

    Здравая мысль! Может и сработать :)

  • Александр Елсуфьев

    Олимпиада?!
    А что, где-то идёт олимпиада? Вот только от вас впервые услышал.

  • JayK

    Один я не вижу вообще никакого смысла в этих абсурдных… игрищах? Или большинство разумных людей тоже, но молчат ибо некомильфо?

    Олимпиада как демонстрация человеческих возможностей? Так собака, даже не гончая какая-нибудь, а обычная овчарка, все одно обгонит и чемпиона по стометровке и чемпиона по марафону, при этом даже не сильно запыхается. ИМХО очень глупо тратить жизнь на попытку перещеголять животное у которого за спиной полмиллиона лет эволюции заточенной именно на то чтобы быстро и долго бегать, канис люпус она, а человек все таки сапиенс и именно этим сапиенс должен превосходить собаку, а не пытаться ее обогнать.

    Олимпиада как политический инструмент? Возможно, причем многие ее так и воспринимают. Но зачем тогда все эти лицемерные запреты допингов? Пусть разрешат любые возможные допинги, включая генетически измененных спортсменов, и тогда рехзультаты олимпиады действительно будут довольно точно кореллировать с уровнем науки стран участников. А умирающие от переразгона прямо на беговых дорожках спортсмены заметно прибавят нудному зрелищу перчинки)

    • Andy Zarin

      Мысль в последнем абзаце в 2010 была развёрнута Михаилом Феничевым в тексте
      2H COMPANY «Олимпиада», например, pleer (dot) net / tracks / 44334884dEv
      Совершенно согласен, без иронии, пусть разрешат все допинги, других честных путей в спорте нет :)

      • JayK

        Если возродили олимпиаду неплохо бы возродить гладиаторские бои. Желательно с примением бронетехники, тактической авиации и неучебными боеприпасами естественно, если даже танковый биатлон первые пару раз смотреть интересно то это будет суперхит))))

        • Garruz

          Сразу таки вспоминается «Бегущий человек» и прочие «Голодные игры»… =)))

    • riy

      Не одни Вы, не одни.

      Хотя лично мне непонятно, для чего сравнивать человека и собаку в плане их беговых возможностей.

      А вот предложение по допингам интересное. Я бы ещё разрешил кибермодификации организма — вот тогда бы настал настоящий праздник науки и техники!

      • JayK

        Точно, кардиостимулятор, миостимулятор, пара электродов в цент удовольствия, и вперед, беги во славу родины мамы

    • пМВ

      Дык, panem et circenses…

  • Tacit Murky

    Евгений, вот и вы туда же — «аспекты, связанные с авторским правом или, попросту, копирайтом». Копирайт не является авторским правом! Оно, во-первых, не отчуждаемо (не делегируется посредникам и не передаётся по наследству), а во-вторых, нарушается в основном в виде явного плагиата (т.е. если вы захотите распространять «Я помню чудное мгновенье…» от имени себя). В законах РФ копирайт относится к т.н. смежным правам и лишь косвенно относится к автору, т.к. в большинстве дел делегируется посреднику как право на монопольный запрет копирования (откуда и пошло название). Именно посредник громче всех кричит, что «бедным музыкантам и писателям нечего кушать; их обобрали злобные пираты», хотя ему достаётся бо́льшая часть денег от продаж всего написанного. Уж кому как не вам всё это положено знать.

    • Sentinel

      Спасибо за пояснение. Нет, я серьёзно. Я, пожалуй, разницу понимаю, но в контексте этой конкретной темы нужны были (и важны) больше эмоции, чем точность. Имхо.

  • riy

    Выскажу своё ИМХО не претендуя на истину в последней инстанции.
    Начну с того, ради чего вообще был придуман спорт и спортивные соревнования. Да-да, опять имеет место подмена понятий: ведь изначально занятия спортом подразумевают укрепление здоровья и гармоническое развитие физических возможностей тела. А соревнования в спорте были придуманы для выявления лучших, т.е. самых здоровых и самых гармонически развитых.
    Теперь поглядим на то, во что это обратилось сейчас. Современный профессиональный спортсмен — это человек с изуродованным телом. Он гипертрофически развивает одну из многих «опций», при этом нанося непоправимый вред своему организму как чрезмерными нагрузками, так и образом жизни и питанием, не говоря уже о допингах. По факту это урод, обладающий в своём уродстве одной единственной сверхвозможностью. Но и это счастье длится недолго: тело, как правило, не может долго выносить подобного обращения.
    А современные игрища? Что это: состязания по тому, кто больше занесёт бабла, чтобы выиграть? Или состязания в том, кто придумает допинг хитрее, чтобы его никто не обнаружил? В любом случае, состязания в том, кто сможет больше всех выставить «киборгов-уродов» и не спалиться на допинге.

    В итоге мы имеем сверхунылое зрелище: под мегапафосные спецэффекты для нас кривляются маринованные допингом полузомби — жертвы жадных до наживы, зрелищ и рекламы барыг разных мастей. Именно жертвы, потому что профессиональный спорт очень похож на секту: вовлекают в это дело людей неумных и жаждущих волшебства (в спорте это, как правило, дети), постепенно закручивают гайки (а бросить обидно, ведь сколько уже сил потрачено!), и в итоге человек остаётся у разбитого корыта, то есть в случае спорта — с полностью прохрющенным к 40 годам здоровьем.

    Неужели что-то в о всём этом может быть интересным, люди?

    • Абдулла Израилевич фон Шталь

      Это как государство и Родина. Есть спорт, а есть физическая культура. Я — за второе. Большой спорт — это хак резервов организма.

      Профессиональный спортсмен ничего кроме спорта не умеет. В детстве и юности его ничему больше не учили, бо это негативно на результатах сказывается. И здоровье «похрющивается» намного раньше 40, уже через несколько лет после окончания карьеры. Если есть хотя бы рудиментарные педагогические способности, можно в спортшколу тренером пойти, а если есть лапа волосатая, то в политику или спортивные чиновники — зиц-председателем Фунтом.

      В моём понимании не профессиональный спортсмен — только тот, который не получает доход от своих занятий спортом.

      • riy

        Про не умеет — это вообще отдельная песня. Тело, в некоторых культурах считавшееся храмом души, в случае профессионального спортсмена превращается в склад весьма токсичных отходов «денежного» производства.
        Стоит ли говорить про разум?! Этот источник лени, вредных мыслей и ненужных вопросов подавляется в зародыше! Думаю, это не последняя причина того, что в нашей Думе заседает немало спортсменов: они покорны и несамостоятельны, не говоря уже о том, что частенько попросту конституционально глупы.

      • IF

        профессиональный керлингист может быть переучен на мытье полов.

        • Абдулла Израилевич фон Шталь

          Живо представил себе картину: вот идёт посетитель по офисному коридору, а кёрлингист со шваброй корректирует траекторию, заправляя тело в дверь кабинета =)

    • Дмитрий Фарафонов

      Может быть когда-то, когда еще профессиональным спортсменам не разрешалось участвовать в играх, в них еще был какой-то смысл. Вроде как товарищеского соревнования граждан разных стран. И есть основания полагать, что именно в таком качестве игры и задумывались Кубертеном: да, каждому хочется победить, но это именно товарищеское соперничество, а не изматывающая конкуренция не понятно ради чего. И не его вина, что игры со временем превратились в нечто противоположное. А там, где деньги, там возникают и барыги, требующие деньги за использование символов, которые нарисовали не они итак далее.

  • Dmitry Chupris

    Обычное дело. Олимпийские чиновники, функция которых состоит в организации и обслуживании мероприятий, со временем осознали себя как самостоятельный субъект. Если есть возможности отлично заработать и явно никто не мешает, то естественно что чиновники пользуются этим. А при возникновении вопросов всегда можно прикрыться Олимпийским флагом, дескать, всё исключительно для дела и во благо.

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"