Почему дети ненавидят школу, или Тревожные мысли об Apple

Даже люди, никогда в руках не державшие гаджеты из Купертино, знают, что вчера прошла презентация новых продуктов Apple. Не подумайте только, что задумал пережевывать в очередной раз то, что читающую публику заставляют пережевывать с раннего утра все СМИ: ни доказывать, что беспрецедентно длинная линейка превосходных по качеству интеграции в экосистему новых продуктов гарантированно обеспечит бумагам компании рост до 800 пунктов уже к весне 2014 года (мое личное убеждение), ни злобно скрежетать зубами и брюзжать, что «Ёпл уже не тот», «Уолл-стрит разочарован, потому что ждал другого» (чего, интересно, ждал — анонса силосной установки или страпона из нанотехнологий?) я не собираюсь: пусть каждый оценивает событие в меру собственной испорченности. А вот что собираюсь, так это рассказать две забавные истории, с которыми познакомился на очень уважаемом мною портале Slate, а затем интерполировать их сначала на контекст Apple, а затем шире — на всю западную цивилизацию.

История первая. Международная благотворительная организация One Laptop Per Child в рамках программы, цели которой определены самим названием этой организации, провела эксперимент (вернее, не эксперимент, а пилотное испытание подхода): детям из двух наиглухейших эфиопских деревень подарили 40 планшетов под управлением Android OS. Деревня была и в самом деле уникальная: поголовная неграмонтность (то есть полные 100%!), дети в жизни не видели вообще ничего, кроме верблюдов (или, как политкорректно пишет журналистка Катерина Мангу-Ворд, «ни дорожных знаков, ни этикеток на продуктах, ни какой бы то ни было печатной продукции»).

Вмешательство сотрудников One Laptop Per Child ограничилось одним жестом доброй воли: отловили в деревне пару–тройку взрослых аборигенов и показали на пальцах, как пользоваться зарядными устройствами на солнечных батареях (обыкновенного электричества в богом забытой дыре, разумеется, тоже нет). И всё. Больше ничего: показали и слиняли.

Дальше произошло следующее (видимо, всё-таки не все слиняли, а оставили наблюдателя для создания летописи достижений). Эфиопские детёныши вскрыли упаковку с планшетами и в течение нескольких минут научились включать гаджеты. Через пару недель детки уже «распевали буквы алфавита, которые нашли в обучающих программах по английскому языку, предустановленных на планшетах». Через пять месяцев дети научились запускать камеры, которые, разумеется, были встроены в планшеты, однако отключены «по этическим соображениям» (вот интересно узнать: каким?).

То есть эфиопские детки изучили операционную систему «Андроид» в достаточной степени, чтобы ее хакнуть и обойти искусственные ограничения функционала.

Реакция организации One Laptop Per Child на «достижения» маленьких эфиопчиков оказалась восторженно положительной: «Дети научились полностью кастомизировать свои планшеты, вплоть до того, что у каждого ребёнка планшет выглядел по-своему. При этом изначально нами были установлены специальные программы для недопущения индивидуальных настроек. Тот факт, что они научились обходить все ограничения, свидетельствует о проявлении креативности, любознательности и стремления к открытиям, какие только и могут стать ключом к успешному познанию».

Это, так сказать, была история про эфиопских детенышей. Теперь история вторая — про детенышей американских. В сентябре муниципалитет Лос-Анджелеса раздал 50 тысячам учеников государственных средних школ Калифорнии бесплатные «Айпады». В рамках собственной образовательной программы, бюджет которой составляет 1 миллиард долларов. Условия программы были таковы, что ученикам разрешалось пользоваться планшетами только в школе, домой их забирать категорически запрещалось.

Как водится, все «Айпады» были принудительно покалечены в функциональном отношении: часть возможностей просто отключили (программно), соединение с интернетом принудительно ограничили школьными Wi-Fi-сетями, выход в YouTube и Facebook вообще ликвидировали.

Одна из ничтожной горстки школ, видимо, не понимающих высоких задач, которые стоят перед современной американской системой образования, позволила своим ученикам забрать «Айпады» домой и почти сразу же поплатилась: школьники очень быстро нашли способ отключать ограничение на соединение с запретными сайтами (теми самыми YouTube и Facebook), причем двумя тапами по экрану.

Что тут началось! Одного из «хакеров» тут же вызвали на ковер к директору, где любознательному ребёнку дали понять, что из-за его безответственности «была испорчена техника, стоящая миллионы долларов» (юный хакер, не будь дураком, мигом застучал своего директора журналистам Los Angeles Times!). Не спасло даже оправдание, что взлом, де, запретных сайтов вышел совершенно случайно: детёныш пытался всего лишь заставить «Айпад» работать с домашней Wi-Fi-сетью, а когда настроил, то автоматически отвалились и ограничения по коннекту :-).

Персональной обструкцией дело не закончилось. В ту же Los Angeles Times утекло конфиденциальное письмо, которое руководитель полицейских отрядов, работающих со школами Лос-Анджелеса, Стивен Ципперман отправил по инстанциям: «Могу только догадываться, что произойдет в других школах, как только инструкция по взлому системы безопасности предоставленных нами планшетов просочится в Twitter, YouTube и другие социальные сети. Я хочу во что бы то ни стало предотвратить сценарий “поезда-беглеца”, способного привести к свертыванию всей программы».

По мысли Катерины Мангу-Ворд, не всё ещё потеряно: школьные чиновники пока не собираются сворачивать программу и даже планируют раздать следующей осенью еще 300 тысяч планшетов. Журналистка, однако, полагает, что в случае, если чиновники радикально не пересмотрят саму запретительную философию проекта, единственным положительным результатом программы стоимостью в миллиард долларов станет сотня–другая учеников, которые только и изыщут возможность кастомизировать свои «Айпады».

Не знаю, как на вас, но на меня эти сюжеты произвели совершенно удручающее впечатление. Причем не сравнением с Эфиопией (до которой, если честно, мне нет никакого дела), а той ужасающей запретительной парадигмой, которая скрывается за фасадом самой богатой нации. Нации, способной выделить на уровне одного города (!) миллиард долларов на бесплатную раздачу супертехнологичных планшетов. Раздачу, единственным практическим уроком которой становится совершенно хамская и высокомерная демонстрация двух моментов в отношении к подрастающему поколению — абсолютного недоверия к нему и репрессивности (или, если выражаться в модной американской терминологии, anal repressive 🙂 ).

Кого они там выращивают в своих сытых инкубаторах? Каких людей? Строителей чего? Какого общества? Я уже не говорю о том, что в нормальном ребёнке подобные циничные демонстрации (получи, салага, игрушку с оторванными конечностями и будь благодарен!) ничего, кроме отторжения, вызывать не могут (отторжения активного — взлом планшета — либо отторжения пассивного: засуньте свой планшет себе в задницу!).

Парадокс, однако, в том, что сколько-нибудь массового отторжения мы не наблюдаем. Взломали свои гаджеты лишь единицы! Из 30 тысяч! Так что Стиву Ципперману не о чем беспокоиться: «поезда-беглеца» не будет, даже после утечки «инструкций по взлому» в социальные сети. Почему не будет? Потому что подрастающее поколение Америки давно уже сделало свой выбор — конформистская адаптация!

Иначе и быть не могло после того, как родители этого подрастающего поколения восприняли отъём у них системообразующих прав (Patriot Act и создание государства тотального надзора) не то что не крякнув, но даже не поморщившись.

Возвращаемся теперь к Apple. Кажется, я понял окончательно, откуда растут ноги умопомрачительной популярности компании из Купертино на своей родине: парадигма Apple — «Мы лучше вас знаем, что вам нужно, поэтому экономим ваше же время, закрывая ненужную вам функциональность» — это парадигма, соответствующая духу современной американской нации. Если бы нация не принимала эту парадигму, если бы её раздражала функциональная неполноценность, Apple даже отдалённо не смогла бы приблизиться к тем цифрам продаж и к той популярности, какие мы сегодня наблюдаем.

Совсем уж charmant смотрятся ритуальные игры в «свободу» (вернее — «послабления»), которые для пикантности вбрасывают время от времени кудесники из Купертино в общество. Вчера на презентации мир осчастливили невероятным достижением: «You can have multiple books open simultaneously!!!» Оказывается, теперь новая операционная система Mas OS Mavericks позволяет читателям открывать одновременно сразу несколько электронных книг!!! Вы можете себе представить такую невероятную вольность? Такую возмутительную степень свободы? Не одну несчастную книжку, а сразу несколько!! Читай не хочу!

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях