Холодные цифры и выверты разума, или Зачем Apple НИОКР

Колонка
автор: Сергей Голубицкий  25 ноября 2013

Меня давно восхищает способность нашего мозга с лёгкостью генерировать любые ментальные конструкции с единственной целью — оправдать собственные иррациональные убеждения. Вы даже представить не можете, как далеко способно зайти наше сознание по пути отрицания объективной реальности во имя обеспечения внутреннего комфорта. Комфорта, который только и возникает при гармонии между подсознательными догматами и рациональным их объяснением (подтверждением).

Я, наверное, излишне витиевато выразился, поскольку описываемая ситуация проще пареной репы. Представьте, что у вас есть стройное представление о каком-то предмете (явлении). Любом: на бирже это убеждённость в росте котировок, на портале «Компьютерры» — в том, что Голубицкий — безумный тролль и графоман, в риаллайфе — убеждённость, что ваша зарплата не соответствует вашему вкладу, талантам, достоинствам и т. п.

Теперь представьте, что произошли события, в пух и прах разносящие ваши стройные «убеждения»: котировки вашего индекса с грохотом обвалились, Голубицкому вручили Нобелевскую премию по литературе, вместо повышения зарплаты вас вообще уволили с формулировкой о полной профнепригодности.

Как в этой ситуации поведёт себя ваш мозг? Все зависит от меры пассионарности. Если по жизни вы пессимист, если не умеете держать удар, то реакция на события, противоречащие вашим внутренним (и по большей части — интуитивным) убеждениям, будет пассивная: вы впадёте в уныние, депрессию, начнёте хандрить и вянуть.

Совсем иначе будут развиваться события при наличии в вашем характере мощной пассионарности. Первое, что сделает ваш мозг, — это выработает адаптивную теорию, сотканную из хитрых оправданий возникшего противоречия между реальностью и вашими убеждениями. Мозг услужливо придумает тысячу причин, почему Голубицкому дали Нобелевскую премию, а вас уволили (мировой заговор сионизма, родовое проклятие, наложенное злой цыганкой на вашу прабабушку в 1898 году, и т. п.). Как бы там ни было, произойдёт адаптация — и невроз снимется.

Мысли эти пришли мне в голову сегодня утром в процессе наблюдения за совершенно сенсационной, на мой скромный взгляд, диаграммой, опубликованной CNN Money и отражающей уровень инвестиций в НИОКР компаний — лидеров ИТ-рынка.

141_0

Сенсационность этой информации отнюдь не заключается в том, что Apple находится на позорном 46-м месте в мировом рейтинге по данному показателю. Мои ментальные конструкции основаны не столько на интуиции, сколько на внимательном наблюдении за тупиковым вектором развития, который демонстрирует эта компания в последние два года. Сенсационность — в незамедлительной реакции возмущённой общественности на публикацию CNN Money.

141_1

Если коротко, эта реакция свелась к одной фразе: показатель вложений Apple в НИОКР, составляющий $3,5 млрд в год (в два раза ниже, чем вкладывает Microsoft, и более чем втрое — нежели Samsung) — это-де полная ерунда, ничего не значит и ни о чём не говорит! Происки врагов, так сказать.

Трудно и представить, что воспалённый мозг способен пойти даже на такую аберрацию (откровенный подлог!) действительности с единственной целью — защитить собственные ментальные конструкции. Ментальные конструкции, которые говорят: раз продукция Apple пользуется такой популярностью, раз поклонники этой компании демонстрируют признаки абсолютно религиозного фанатизма — значит, дела идут замечательно и смехотворные вложения в НИОКР должны иметь какой-то особый глубокий смысл и объяснение.

141_2

Тот факт, что Apple с головокружительной скоростью теряет рынок планшетов — последнее пристанище после капитуляции, случившейся ранее на рынке смартфонов, — никого не волнует. Равно как не волнует и прозрачная, лежащая на поверхности связь между высокомерным отказом от подлинных (а не фиктивных и декоративных!) инноваций и утратой лидерских позиций на рынке. Что же волнует?

А вот что: «Полагаю, совершенно неправильно уравнивать инновационную деятельность с общей суммой денег, которые тратятся на НИОКР. Мудрое и целевое расходование средств в заданном направлении — гораздо более выигрышный путь, чем своевольное разбрасывание денег во все стороны в надежде зацепиться хотя бы за что-то и получить прибыль для компании».

141_3

Это пишет не абы кто, а Джим Линч, видный аналитик IT World, специалист по технологиям, чьи публикации появлялись во всех ключевых изданиях ИТ-отрасли.

Критиковать эту умопомрачительную демагогию бессмысленно, равно как бессмысленно высмеивать претензии Apple на «мудрое и целевое расходование средств в заданном направлении», потому что это направление, навязанное Карлом Иканом, заключается в выкупе собственных акций на радость биржевым спекулянтам. Бессмысленно критиковать эту демагогию, потому что, в первую голову, это не демагогия вовсе, а чистая компенсаторная работа мозга, пытающегося состыковать априорные догматы с суровой действительностью.

Вот ещё перл: «Линейка продуктов Apple отличается от Microsoft, Google или Samsung. Поэтому нет смысла напрямую сравнивать расходы на НИОКР Apple с расходами этих компаний».

141_4

В одном Джим Линч прав: Apple — это не Microsoft, Google, Samsung и вообще не ИТ-компания! Я об этом давно догадывался, только никак не мог подобрать верный ключ для понимания того, чем же является корпоративный феномен из Купертино.

Как чаще бывает в жизни, подсказку дал случай. Недавно я написал статью для «Бизнес-журнала», посвящённую корпоративной биографии Jimmy Choo, самого модного и крутого современного бренда женской элитной обуви. В процессе изучения материалов я за две ночи проглотил сенсационную автобиографию Тамары Меллон, учредившей Jimmy Choo в 1996 году. Информация из первых рук о том, каким образом создаётся «уникальный имидж» бренда в индустрии моды, оказалась для меня бесценной именно для понимания некоторых реалий ИТ-рынка, и в частности сущности компании Apple.

141_5

Тамара Меллон самозабвенно рассказывала, как она с подругой обходила все международные выставки сезона, внимательно присматривалась к доминирующим трендам, делала эскизы приглянувшихся моделей. Затем садилась за стол и рисовала нечто новое, своё и «оригинальное» — эдакий коктейль из чужих идей и разработок.

Свои эскизы Меллон передавала на итальянские обувные фабрики, которые славились хорошим качеством работ и использованием первосортных материалов (кожи, клея, каучука для подошв и т. д.). Полученные шедевры снабжали лейблом, носящим имя очень именитого китайского сапожника, который изготавливал по индивидуальному заказу туфли для самой принцессы Дианы. Ах да: Тамара Меллон предусмотрительно взяла Джимми Чу в долю, который получил 50% только за своё имя (к дизайну модных туфель его не подпускали на пушечный выстрел, потому что китаец ничего не понимал в моде в принципе).

141_6

Так вот: Apple и есть Jimmy Choo ИТ-индустрии! Apple — это дизайнерская контора, создающая модные концепции, которые затем передаются для изготовления настоящим айтишным работягам. И — таки да! — Джим Линч ещё раз прав: зачем НИОКР портным haute couture, которые ничего не изобретают в технологическом отношении?! Зачем тратить больше того, что уже тратится, если всё ноу-хау создаётся в головах художников и прочих креативных товарищей?!

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
Образ будущего заказывали?
Образ будущего заказывали?
Дальневосточный гектар в Сети
Дальневосточный гектар в Сети
Как помочь выжить каждому шестому
Как помочь выжить каждому шестому
  • Artem Liubeznyi

    >>Тот факт, что Apple с головокружительной скоростью теряет рынок планшетов — последнее пристанище, оставшееся после капитуляции, случившейся ранее на рынке смартфонов, никого не волнует.

    А что, айфоны и айпады уже перестали продаваться? Их больше никто не покупает, все берут самсунги?

    • ExMuser

      Во Владивостоке их и так никто особо не брал. Больше Самсунги да китовые ноунеймы, ничуть не хуже, на андроиде.

    • athanatoi

      ну в основном да. с оглушительным провалом на рынке смартфонов автор переборщил — эппл на нем никогда не доминировал. Другое дело — планшеты, как раз там и очевиден провал.

      • Artem Liubeznyi

        А в чем именно провал? Продажи айпадов не растут что ли? Прибыль стала утекать к конкурентам?

        • athanatoi

          так и есть. смотри здесь: http://www.iphones.ru/iNotes/331899

          напомню, еще два года назад айпад контролировал 70% рынка планшетов. сейчас 29%. И далее будет идти к нулю, как только вин8 настоящий освоится на рынке планшетов и трансформеров.

          Более того, если раньше эппл делал весь андроид, сейчас один эппл вполне сравним с одним самсунгом и это на рынке планшетов, якобы созданном эпплом.

  • Źmicier Žaleźničenka

    Сергей, так а что насчет 800 долларов к весне? А то я вложился на все по вашему совету.

    С уважением, Карл.

    • ExMuser

      В кэш!

  • I.F.

    http://www.rdmag.com/sites/rdmag.com/files/GFF2013Final2013_reduced.pdf

    не, ну да, 46е место, то-се… любопытно, что apple из топовых айтишных компаний единственная не сократившая расходы (16я страница по ссылке). а миллиарды — ну мало тратит, да. как Боинг и вдвое беольше ДюПон.

  • ExMuser

    Зачем тратить больше того, что уже тратится, если весь ноу-хау создается в головах художников и прочих креативных товарищей?!
    _________________________
    …, и эта химера, без джобсовой харизмы улетит на последние места «рейтингов» и замаргиналится до полного забвения. «Откуда вышли, туда и придём.» (С) Не помню.

  • LTTLSSM

    Угу. Очень толсто.

  • ExMuser

    Теперь представьте, что произошли события, в пух и прах разносящие ваши
    стройные «убеждения»: котировки вашего индекса с грохотом обвалились,
    Голубицкому вручили Нобелевскую премию по литературе, вместо повышения
    зарплаты вас вообще уволили с формулировкой о полной профнепригодности.
    ___________________________________________
    Сергей Михайлович! Вот только за ЭТОТ пассаж (ну, и, разумеется, за предшествующий) я закатал свои много лет копившиеся язвительные слова — в долгий ящик. Очень думаю, что придётся его закопать ниже глубины промерзания. :)

  • Sytkh

    Не дочитал. Слишком нагромождено тяжёлых для восприятия фраз и терминов. И уж разъяснил бы вначале, что это за НИОКР такой? И вообще, сам-то понял, что писал?

  • I.F.

    я вот только не понял — ну ладно, адаптивная теория-теорией, но что-то разве мешает ей быть одновременно и верной?

  • Anthony Anikos

    Пастернака не читал, но картинки досмотрел!

  • Геннадий

    А мне понравилась аналогия с модой. Красивая аналогия, даже если неверная.

    • Верная, почти. Только лучше сравнивать не с модными дорогими производителями шмоток, а с производителями спортивной одежды — средне-дорого и функционально.

      От железок что надо ? Чтобы стоили копейки и работали максимально быстро и удобно.

      Смотрим на продукты Эппла — второй пункт выполняется. Первый никак.
      Берем когорту ведроидобилдеров — первый пункт есть, второй с начала был никакой, но по мере прохождения времени и итераций анализа/проектирования/разработки стает все лучше.

      Теперь что в дизайне одежды/обуви. Те же критерии — функциональность и внешний вид/имидж/избранность.
      Есть модные фирмы делающие красивое, дорогое но мало-функциональное, есть с балансом, Columbia, например.

      И есть китайцы — берущие результаты исследований р/д из дорогих продуктов и клепающих клоны с размазыванием по всему спектру надежности.

      Итого любой продукт есть сплав чистой функциональности и вида конструкции, которая и тянет за собой цену. При выборе продукта каждый решает что ему надо — ехать или шашечки.

  • greensabaking

    Уверен, айфон и Голубицкий достойны Нобелевской премии по литературе!

  • Anatolij Petrakovskij

    Голубицкий, это Ваше открытие про то, что Apple — это дизайнерская контора… Это такая баянистия шутка (с долей правды), что я даже и не знаю. В каментах на ixbt она повторяется каждую неделю.

    Сергей, это просто мега баян. :(

  • Btard Hikka

    Опять дурацкие картинки через каждые три строчки. Может хватит уже статьи засирать?

    • kue

      Это реклама Jimmy Choo — ничего личного. Девушки симпатичные же ? Симпатичные. Одеты ? Одеты. Обуты ? Обуты. Сыты ? Ну, наверно.

      • Драйден

        Так на самом деле статья про Джимми Чу!
        Тонко, тонко, тонко…

  • Dmitriy Shchurov

    Разве может большая зарплата из сторожа сделать доктора наук? Т.е. абсолютные по величине цифры ни о чем не говорят. Про бездонную забюрократизированную прорву М$ все знают. Им миллиарды помогают сделать «пшик» в виде никому не нужного планшета. Наверняка еще миллиард ушел на безрезультатные попытки с лопатофоном или тот же бесполезный Бинг. Нам же не соизволили рассказать, что из той суммы куда ушло.
    У Гнусмаса да: ковровые бомбардировки по всем фронтам. И везде серость. Начинает изнашиваться с первых дней и постепенно умирает ВСЕ, что они ни делают (кроме компьютерных запчастей, что им и нужно по-хорошему производить).

    И это не попытки мозга как-то выкрутиться. Это замечания к голым цифрам. Как уже написали: на уровне Боинга.

    ЗЫ А с планшетами у Эппл неувязочка получилась, да. Пока андроидные разбирают потому, что на прошлогоднюю модель без слез не взглянуть и нужно менять, пэды спокойно живут у владельцев в ожидании чего бы то такого… -)

  • levon1

    Сергей Михайлович, ну почему не пойти чуть чуть дальше? Почему вы не подумали о том что такое мода в дизайне(и не только)? Мода не отражение реально существующих предпочтений. Мода искусственное создание таковых. Тогда вот все точно становится на свои места. :)

    • I.F.

      а это, кстати, нетривальный вопрос — если посмотреть на области, где история моды прослеживается достаточно долго, то видны закономерности, которые чистым маркетинговым произволом не объясняются. по этому поводу Васильева занятно читать. хотя доля и часто немалая искусственности в этом есть, безусловно. :)

      • levon1

        Я говорил конкретно о моде в дизайне. Здесь искусственность приближается к 100% вплотную. Если же говорить о моде вообще, то совершенно с вами согласен.

  • kue

    Стал задумчив я и строен
    Яблок сьел — пос..л, молчу,
    Но не заставят меня берцы
    Заменить на Jimmy Choo.

    Разум дремлет, как в собаке,
    Но не крутиться вот так,
    Чтоб на стол садиться опой
    С сапогами на верстак.

    Что ? Опять какой-то пипл
    Где-то тратиться не так ?
    Ну и хрен с ней, с вашей Ёпл —
    Мы идем гулять во мрак.

  • sergey andriyaka

    Вот зачем автор поднял этот холливар.

    Наверное автору нравится как жалкие людишки начнут в 100500 раз говорит «те по пять были очень большие .. а эти по три но маленькие»

    честно голова уже болит от смартфонов и таблеток
    это мерзость прямоугольная заполонила все статьи
    и просто удивительно как человеческий мозг может сконцентрироваться на маленькой фигне и ничего больше вокруг не видеть

    ну сделали то, что назрело давно как чиряк на сраке мира
    электронная портативная книжка с репозиторием приложений

    ну сделали и будет
    что к ним приставать пусть вырабатывают эту жилу до победного конца
    а потом загнуться к чертовой бабушке как и должно быть со всеми нами и ими на этой земле

    извините
    но сколько это можно пережевывать

    • kue

      Не согласен. Просто надо было заголовок другой сделать: «Холодные цифры и горячие девушки» или «Холодные девушки и горячие цифры» — тогда в комментах пара-тройка девушек бы отметилась. Но не хочет слабый пол к СГ коментить, потому что трусихи..

    • I.F.

      >пусть вырабатывают эту жилу до победного конца
      что-то в этом есть угрюмо-механическое :)
      а как же праздник, балаган со скоморохами, увеселения с распитием? самсунги с эпплами клепают железки, а компьютерная пресса использует это как повод для подъема настроения умученым монотонным трудом за клавой.

  • Иван

    Дожили, ждем инноваций от Самсунга…

  • Дмитрий Смит

    Прямо какая-то навязчивая идея, всё время писать о Apple. Пока их продукты раскупаются, они навряд будут существенно вкладываться в НИОКР. Начнёт существенно падать прибыль, они резко ретируются.
    С другой стороны, может не так уж и много денег нужно на НИОКР?

  • Prof

    «Меня давно восхищает способность нашего мозга с лёгкостью генерировать
    любые ментальные конструкции с единственной целью — оправдать
    собственные иррациональные убеждения.»
    Это верно, но банально. Спросите у психиатров (как крайний случай), они вам расскажут, как пациенты выстраивают собственные миры, нередко практически не имеющие точек соприкосновения с реальным. В этом мире человек летает на др. планеты, общается с Богом, борется с инфернальным вторжением и пр. Когда пытаешься попросить такого изменить ТВОЙ мир (свой он меняет с легкостью), он предлагает тебе уверовать (и тогда ты изменить свой мир). А на просьбу дать док-ва и показать нечто необыкновенное ответ будет: «Мне это не нужно».
    Фрейд вообще все человеческие импульсы свел к нескольким базовым, а роль сознания — с выстраиванию оправдательных теорий к реальным подсознательным причинам поступков.
    Никто не свободен от сублимации и часто трудно докопаться до истинных причин поступков.
    Кстати, как в связи с этим интерпретировать неоднократное повторение «Нобелевской премии Голубицкому»? Подсознательное желание или банальный троллизм? )

    • levon1

      Вы напрасно противопоставляете мы и они. Иррациональные убеждения основа представлений всех и каждого. Психиатрия здесь совершенно не при чем. Равно как и дедушко Фройд. Вот вы требуете у «них» доказательств, а собственно доказательств чего именно? Любые доказательства чего бы то ни было возможны ТОЛЬКО в той же системе ПРОИЗВОЛЬНЫХ постулатов что и доказываемый тезис. Не понимая этого вы только сами демонстрируете собственное иррациональное.

  • Mikhail Mikhailidi

    Значит хорошие сапоги, надо брать. (с)

  • 1M

    Да, просто индустрия моды в ИТ. Судя по истории Apple — вся элементная база уже имелась и до них….Нет нового под луной! И человеку, во все века нравились красивые вещи. Наверно именно время (век появления персональных пк) этих событий имеет важное значение в таком успехе Джобса…Думаю в будущем скрестить моду с ИТ так успешно не получится…Земляне переболеют этим.)

  • dom3d

    Опять Голубицкий выдал бред.
    Сколько можно уже писать, что изделия фирмы Apple ценятся не за дизайн.
    И популярны они не за счет рекламы.
    Между прочим, Сергей у Самсунга расходы на рекламу в 10 раз больше чем у Apple.

    Samsung впаривает потребителям свое редкосное гавно за счет рекламы.
    Тов. ГОлубицкий, в ыпо свое профессии торгаш, спеклянт, не разбираетесь в технике.

    Вы бы для начала разобрали два компьютера.

    Один например, MacMini и что нибудь китайского производства.

    MacMini — это шедевр инженерной мысли. Про китайцев лучше промолчу.

    • J.Root

      это называется не «шедевр инженерной мысли», это называется «Apple головного мозга» это клиника и походу уже не лечится =)

  • Yuriy Strelnikov

    Это реклама?

  • Arkadiy Alexandrov

    Давно жила в голове такая же мысль про Надкусан, ибо если эти граждане не могут осилить удобного и не тормозного Тунца (на 4-х ядрах и 8-ми Гб памяти работает так, словно у меня win98 на селероне), то никакие они не ИТшники.

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2018
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"