Тёмная сторона силы: почему Google — единственный конкурент Amazon

В наших облачных пространствах сейчас столько интересных историй, что с лихвой хватило бы на приличных размеров роман-трилогию. Здесь и злой раджа-монополист, и кони, которые не портят борозды, а, напротив, стараются проложить новую. И противоборство дивного нового мира со старым, но не желающим терять позиции. Главное — есть конфликт, а значит, будут и сопутствующие страсти. Есть ружье — а значит, выстрел раздастся. Вопрос, как водится, в том, кто этот выстрел произведёт. И сегодня ваш покорный слуга объяснит вам, почему стрелком вполне может оказаться Google.

Мы уже говорили о том, что почти все заметные корпорации технологического мира стараются взмыть к облакам. Кто-то выбирает рейс экономкласса, найдя свою узкую нишу где-нибудь в SaaS. Другие (например, IBM или SAP) могут позволить себе бизнес-класс, тратя на облачную инфраструктуру миллиарды. Разумеется, они рассчитывают на максимальный охват. Но трагедия нашей облачной новеллы в том, что война за облака уже проиграна. Как минимум за публичные облака, поскольку здесь бал безраздельно правит Amazon.

Совсем недавно ваш покорный слуга писал о том, что IBM и SAP на сегодняшнем рынке выглядят как те самые старые собаки, пытающиеся изучить новые фокусы во славу корпорации и собственного финансового благополучия. Однако, положение их не то чтобы слишком устойчивое, так они ещё и раскачивают лодку корпоративной стабильности, врываясь на конкурентный облачный рынок:

«В публичном отчёте SAP пишет, что стремительно растущий облачный бизнес генерирует всё больше прибыли и в будущем станет стабильным источником дохода. Но если облачный бизнес настолько прибылен, то почему компания публикует негативные финансовые отчёты уже два года подряд?

У IBM тоже не все сладко: бизнес, связанный с поставкой компонентов, все ещё генерирует неплохую прибыль, однако софтверный и сервисный сегменты заметно просели. При этом IBM тоже активно инвестируют в облачную инфраструктуру: совсем недавно мы сообщали о том, что компания вложила $1,2 миллиарда в строительство 15 дата-центров в ключевых экономических зонах планеты».

Конечно, крупные вендоры рассчитывают не только на публичные облака, где с Amazon бороться трудно, но и на другие типы инфраструктуры. Тут, конечно, по сюжету нужно напомнить о броской оценке публичного облачного рынка компанией Gartner. Не исключаю, что почтенную публику уже тошнит от магических квадрантов, но Gartner утверждает, что Amazon аккумулирует вычислительные мощности, по масштабу впятеро превосходящие мощности остальных 14 провайдеров в «квадрантном» отчёте исследовательской компании.

И только один облачный провайдер мешает сделать такое шокирующее, громкое утверждение о мощностях Amazon. И это, конечно, Google. Компания ещё не запустила своё публичное облако, но вот-вот сделает это. И тогда Amazon может не поздоровиться. Потому что Google стремительно обрастает теми же преимуществами, что есть у Amazon, но обладает ещё одним свойством, недоступным AWS. А именно — чрезвычайной, гигантской пропускной способностью собственных (это важно) сетей.

Кроме сетей, у Amazon действительно есть всё. Несмотря на то что компания наслаждается статусом монополиста, она не стоит на месте. То есть не прекращает внедрять новые сервисы и не задирает цены. Более того, AWS делает то, что монополисту и вовсе несвойственно, — снижает цены! И это, конечно, ставит конкурентов в крайне неудобное положение.

Аналитик Gartner Лидия Леонг (Lydia Leong) говорит, что большинство конкурентов AWS не было готово инвестировать средства в конкурентную борьбу — и они вовремя не смогли понять, что (облака) это софтверный бизнес, где скорость имеет значение.

Но Google, определённо, не входит в число этих незадачливых конкурентов, играя совсем в другую игру. Поисковый гигант уже подписал более чем 75 API для разработчиков облачных решений: это даже больше, чем у Amazon. Кроме того, Google — это признанный мэтр быстрых циклов разработки. Так что проблема для Amazon заключается вовсе не в том, чтобы перетягивать канат интереса разработчиков к сервису. Проблема в том, что у Amazon нет сетей.

Вообще, Ахиллесову пяту Amazon стараются найти все без исключения конкуренты компании, поскольку напрямую бодаться с колоссом у них нет сил. Сначала они делали упор на безопасность и производительность, но с течением времени AWS решила эти вопросы. Тогда начались атаки с других сторон.

Например, недавно один из топ-менеджеров компании Pivotal Джеймс Уоттерс (James Watters) предположил в своём «Твиттере», что хоть Amazon и монструозна сейчас, её чрезмерная приверженность именно к публичным облакам может сыграть злую шутку. В том смысле, что технологический мир развивается намного быстрее, чем кто-либо может предположить, поэтому мультиоблачный подход, скорее всего, станет оптимальным.

Конечно, господин Уоттерс может быть прав, поскольку попытки стричь всех, включая корпоративных клиентов, под гребёнку публичного облака могут оказаться несостоятельными перед гибридным подходом той же Pivotal. Но это лишь вершина айсберга, поскольку коллега Барб Дэрроу (Barb Darrow) из Gigaom вообще предлагает список из 8 вещей, которые помогут Google отобрать значительную часть рынка у Amazon. Среди них и запуск резервированных инстансов, и улучшенные поисковые возможности, и более глобальное распространение услуг, и предложение экспортировать/импортировать образы виртуальных машин.

Однако более адекватной мне видится версия другого эксперта, CEO и сооснователя компании Cloudscaling Рэнди Байаса (Randy Bias). Он считает, что сетевые возможности Google заткнут все прочие конкурентные преимущества за пояс. И эта точка зрения небезосновательна. Если проследить сетевые инициативы Google за последние несколько лет, то становится понятно, что в своём облачном решении поисковый гигант применит «тёмную силу», недоступную Amazon. Речь, конечно же, идёт о «тёмном волокне» — о том, что по-английски называется «dark fiber» и, по сути, является незадействованными каналами оптоволоконной связи.

В течение последних десяти лет Google (а также Microsoft и Yahoo) строила огромные сети тёмного волокна, которое, как правило, сдавалось в аренду другим сервис-провайдерам. Но если использовать все эти каналы себе во благо, то Google может получить терабитную связь между своими дата-центрами. Чем это грозит Amazon? Рэнди Байас даёт отличное объяснение:

«Что Google может сделать со всем этим? Представьте себе возможность пользоваться облачным, географически распределённым хранилищем Google, не оплачивая каналы связи. С такими каналами перемещение огромных образов виртуальных машин по всей сети больше не кажется сумасшествием. Что если регион вашего покрытия может вырасти до масштабов страны? Всё это возможно, поскольку Google имеет большую, быструю дешёвую сеть, которой нет у Amazon».

Так как быстро развернуть такие каналы тёмного волокна, которыми обладает Google, не представляется возможным, Amazon не сможет устранить конкуренцию, просто проинвестировав в сетевую инфраструктуру. AWS чисто структурно неспособна сейчас конкурировать с Google по скорости передачи данных между дата-центрами. А для облачного провайдера это весьма критично. Станет ли тёмное волокно Google веским аргументом в борьбе против Amazon? Узнаем совсем скоро.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях