Браузер против рекламы, эпизод II: не блокировать — подменять!

Рынок браузеров очнулся от спячки. После многих месяцев тишины, всего за несколько недель здесь произошло минимум три знаковых события — каждое из которых, по справедливости, требует обстоятельного рассказа. С вашего позволения два я упомяну пока вкратце, посвятив им иллюстрации к сегодняшней колонке и пообещав вернуться в течение весны-лета. А вот на третьем остановлюсь подробно.

Если вы читаете «Компьютерру», то в курсе развернувшейся в прошлом году «войны с интернет-рекламой». Программы, блокирующие показ рекламных объявлений — «адблокеры» — проникли даже в такой консервативный инструмент, как мобильная операционная система iOS, и немедленно стали там самым популярным классом приложений, наглядно продемонстрировав, сколько сильно они нужны сетянину.

Рекламу не любят многие, за многое и обоснованно. Она отъедает трафик, память, замедляет загрузку веб-страниц и их отображение, притормаживает работу самого браузера, а «вишенка сверху» это слежка за пользователем и проникновение через рекламные сети вредоносного софта. Ничего удивительного, что адблокерами стали интересоваться необычно многие. Но возникло опасение, что так мы можем убить не рекламу даже, а Сеть. Ведь веб-издатели живут именно рекламой, как же им зарабатывать теперь?

Даже по самым осторожным оценкам (здесь: статистика Net Applications), Microsoft уступает Google лидерство на браузерном фронте. Совокупная доля Internet Explorer и Edge на десктопах практически сравнялась с совокупной долей Chrome-браузеров и продолжает падать, тогда как Chrome активно растёт. В поисках причин чаще кивают на решениях Microsoft, но честно говоря, взирая на продолжающую усыхать долю Firefox (когда-то самого динамичного игрока!), думается, что истинная причина не в недостатках IE, а в преимуществах Chrome. Ещё месяц и не останется ни единого теста, который не назвал бы Chrome самым популярным браузером и браузерным движком. Добро пожаловать в эпоху Chrome! Сколько она продлится?
Даже по самым осторожным оценкам (здесь: статистика Net Applications), Microsoft уступает Google лидерство на браузерном фронте. Совокупная доля Internet Explorer и Edge на десктопах практически сравнялась с совокупной долей Chrome-браузеров и продолжает падать, тогда как Chrome активно растёт. В поисках причин чаще кивают на решениях Microsoft, но честно говоря, взирая на продолжающую усыхать долю Firefox (когда-то самого динамичного игрока!), думается, что истинная причина не в недостатках IE, а в преимуществах Chrome. Ещё месяц и не останется ни единого теста, который не назвал бы Chrome самым популярным браузером и браузерным движком. Добро пожаловать в эпоху Chrome! Сколько она продлится?

Вот почему натиск на рекламу привёл к контрреакции. Многие популярные сайты, обнаружив, что у пользователя включён рекламный фильтр, взывают теперь к сознательности и даже обещают льготы: мол, мы заметили, что вы фильтруете банеры, но знайте, что наши авторы пока ещё живые, им хочется кушать, поэтому не соблаговолите ли вы отключить адблок, а мы взамен скажем вам спасибо и предоставим несколько месяцев (почти) безрекламного посещения? А некоторые (Forbes, Wired) даже рискнули предъявить ультиматум: либо отключаете фильтр, либо идёте с нашего ресурса на все четыре стороны.

Самое смешное, что кое-кто из них (Forbes) сразу же был пойман на распространении малвари через рекламу (сайты тут, собственно, виноваты, лишь отчасти: им просто не нужно иметь дел с рекламными сетями, которые позволяют себе показывать сомнительные объявления). Но в общем и целом стало ясно, что словами проблему не решить. Нужные ещё идеи!

И вот тут на сцене появляется Брендан Айк и его компания Brave Software. Имя Айка должно быть вам знакомо: это автор Javascript, «отец» и бывший CEO Mozilla, участник разработки WebAssembly, несправедливо пострадавший за свои воззрения на однополый брак (который он, естественно, не одобряет: см. «Как мы потеряли Брендана Айка»). К счастью, после того «скандала с геями», от дел он не отошёл, но по иронии судьбы новый его проект устроил скандал ещё громче предыдущего. Формально, Brave делает просто ещё один клон браузера Chrome с встроенным адблокером. Но на самом деле он не просто блокирует рекламу, а подменяет её своей!

Брендан Айк уверен, что издатели и рекламодатели должны не бороться с Brave, а поддержать это смелое начинание. И прежде всего в собственных интересах. По какой-то причине (а скорее всего, и не одной) объёмы рекламы в периодических изданиях (в том числе онлайновых) испытывают  катастрофический спад вот уже несколько лет. Правда, график, который приводит Айк, несколько устарел (данные 2012-го года), но ничего интереснее Brave пока всё равно не предложено.
Брендан Айк уверен, что издатели и рекламодатели должны не бороться с Brave, а поддержать это смелое начинание. И прежде всего в собственных интересах. По какой-то причине (а скорее всего, и не одной) объёмы рекламы в периодических изданиях (в том числе онлайновых) испытывают катастрофический спад вот уже несколько лет. Правда, график, который приводит Айк, несколько устарел (данные 2012-го года), но ничего интереснее Brave пока всё равно не предложено.

Brave, который, несмотря на некоторую сырость, уже можно скачать и использовать на всех популярных платформах, мобильных и стационарных, работает по следующей хитрой схеме. Скачивая веб-страницу, он отсекает всё, что не относится непосредственно к контенту: рекламу, счётчики, средства слежения за пользователем. А во время рендеринга подменяет некоторые из удалённых рекламных блоков рекламой из личного запаса. Такой подход значительно ускоряет загрузку сайтов — и это не просто слова. Живые тесты уже показали, что так оно на самом деле и получается: и загружаются сайты быстрее, и трафика потребляется меньше, да ещё и с приватностью ситуация улучшается.

Но на этом история не заканчивается. Куда идут деньги с рекламы, показанной Brave? Больше половины компания Айка обещает выплачивать собственно владельцам посещённых сайтов. 15% отдадут лично в руки пользователя (точнее, в созданный для него Bitcoin-кошелёк), причём пользователь сможет автоматически жертвовать полученные деньги тем сайтам, которые ему по нраву. Прочим Brave делится с рекламными партнёрами и оставляет себе. Таким образом новый браузер выглядит не оружием против рекламы, а решением проблемы адблокеров! По крайней мере в понимании Брендана Айка.

Издателям, впрочем, происходящее видится в ином свете. Стой за Brave кто-нибудь другой, они бы, конечно, не подняли шума, но Айк — фигура заметная, один из немногих технарей, кому повезло обрести социальный вес. Так что на днях полтора десятка крупных издательств США — включая The New York Times Co., Dow Jones, The Washington Post и другие — отправили в Brave письмо, смысл которого сводится к требованию прекратить «нарушение закона» под угрозой огромной компенсации. По их мнению, Brave использует чужой контент и торговые марки для продажи своей рекламы, что кажется им воровством. Что ж, Айк уже ответил и в его ответе есть минимум один интересный нюанс, который я сейчас рассмотрю — и который, собственно, провёл черту, разделив наблюдателей на два враждующих лагеря в разгоревшейся ожесточённой дискуссии.

После годичного тестирования вышел первый релиз браузера Vivaldi. В основе его свободные Chrome-наработки, но совершенно ясно, что опасения получить «ещё один клон Хрома» не оправдались. Vivaldi стоило бы назвать «лучшей Оперой, чем сама Опера» (что, в общем, логично, если вспомнить, кто его пишет): та тоже переехала на Chrome, но при переезде растеряла почти всё уникальное, что у неё было. Зато Vivaldi напротив унаследовал то, за что Opera ценили её пользователи: вопреки доминирующей тенденции, это сложный браузер, пользоваться которым нужно и стоит учиться. Широчайшие возможности настройки поведения и отображения выводят его из сонма Chrome-клонов и как минимум обещают оттянуть значительную долю разочаровавшихся пользователей Opera.
После годичного тестирования вышел первый релиз браузера Vivaldi. В основе его свободные Chrome-наработки, но совершенно ясно, что опасения получить «ещё один клон Хрома» не оправдались. Vivaldi стоило бы назвать «лучшей Оперой, чем сама Опера» (что, в общем, логично, если вспомнить, кто его пишет): та тоже переехала на Chrome, но при переезде растеряла почти всё уникальное, что у неё было. Зато Vivaldi напротив унаследовал то, за что Opera ценили её пользователи: вопреки доминирующей тенденции, это сложный браузер, пользоваться которым нужно и стоит учиться. Широчайшие возможности настройки поведения и отображения выводят его из сонма Chrome-клонов и как минимум обещают оттянуть значительную долю разочаровавшихся пользователей Opera.

Издатели и сочувствующие им, повторюсь, считают реализованную Brave схему воровской. Взять чужой контент, переиначить его по своему усмотрению, опубликовать без спросу, да ещё и предлагать правообладателю «долю в доходах» — не верх ли это наглости?

Но Брендан Айк и его сторонники предлагают взглянуть на происходящее глазами технаря. А технически вопрос сводится к рендерингу HTML — задаче, которая исстари решается так, как это удобно и разумно для конечного пользователя, а не для издателя! Ведь браузер, по сути, инструмент, с помощью которого конкретный пользователь на конкретном компьютере обрабатывает полученный извне HTML-код. Захочет — отобразит его в том виде, в котором задумывал издатель: с картинками, отступами, рекламой. А посчитает нужным — выделит голый текст и отбросит всё остальное!

Соответствующие приложения есть, например, в Linux (см. браузеры Lynx, Links), и до сих пор используются, в частности, потому что обеспечивают «сверхсветовую» скорость работы с Веб. Обработка и переформатирование HTML производится на личном компьютере пользователя, поэтому запретить этого делать никто, конечно, не может. И получается, что Brave нарушает закон не больше, чем старина Lynx: ведь удаление и замена рекламы сводится всё к тому же реформатированию кода веб-страниц.

Чем кончится эта история, я предсказывать не возьмусь. Страсти разгорелись нешуточные и, пожалуй, даже хорошо, что будет суд: удастся расставить логические вешки в задаче, плохо поддающейся анализу с применением только здравого смысла. Хочется надеяться, впрочем, что здравый смысл возобладает. Ведь если победу присудят издателям, Сеть рискует лишиться ещё одной — которой по счёту? — «степени свободы»: HTML будет поглощён копирайтом.

P.S. В статье использована графическая работа Tim Norris.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях