Сегодня в 12:30 по московскому времени лёгкий двухместный самолёт Airbus E-FAN, оснащённый электромоторами и литий-полимерными батареями, совершил исторический перелёт пролива Ла-Манш. Наблюдать за ним можно было в ходе прямой онлайн-трансляции с борта самолётов сопровождения.

Преодоление пролива, разделяющего Великобританию и Францию, давно стало своеобразным символом достижения для экстремалов и способом доказать жизнеспособность новых концепций в авиации. Впервые на летательном аппарате тяжелее воздуха Ла-Манш пересёк французский авиатор Луи Блерио. Имя второго лётчика уже мало кто вспомнит.

AIrbus E-Fan над Ла-Маншем (кадр онлайн трансляции).
AIrbus E-Fan над Ла-Маншем (кадр онлайн трансляции).

Наиболее популярный маршрут из Кале в Дувр имеет протяжённость 33,1 км по прямой. По сегодняшним меркам это незначительное расстояние и регулярные перелёты Ла-Манша стали рутиной. Однако для самолёта принципиально новой конструкции это стало серьёзным испытанием.

Максимальная скорость электросамолёта E-Fan составляет 220 км/ч. В таком режиме батареи разряжаются очень быстро и нагреваются до опасных температур. Форсированный режим предназначен только для выполнения фигур высшего пилотажа, а рекомендованная крейсерская скорость гораздо ниже – 160 км/ч. Над водой самолёту пришлось пролететь двенадцать с половиной минут, и создатели электромоторов считали это огромным риском.

Airbus E-Fan заходит на посадку (кадр онлайн трансляции).
Airbus E-Fan заходит на посадку (кадр онлайн трансляции).

Сегодняшнее шоу состоялось несмотря на попытку компании Siemens отговорить партнёров от подобных полётов. “Наши моторы не предназначены для эксплуатации над водой. Мы категорически против подобных испытаний и просим воздержаться от их проведения. В конце концов, безопасность полетов имеет решающее значение”, – сказал пресс-секретарь Siemens Флориан Мартини.

Airbus использует силовую установку Siemens (фото: airbusgroup.com).
Airbus использует силовую установку Siemens (фото: airbusgroup.com).

Аналогичный полёт, запланированный седьмого июля для другого электросамолёта, был отменён из соображений безопасности. Разработчики из Словении – компания Pipstrel, оформили разрешение и готовились войти в историю, опередив Airbus, но после получения письма сняли с испытаний свой Alpha Electro. Теперь компания обвиняет Siemens в дезинформации, сговоре с Airbus и попытке устранить её конкурентов.

Alpha Electro мог стать первым электросамолётом, перелетевшим Ла-Манш. Он также оснащается силовой установкой Siemens, но его конструкция ближе к классической – с одним винтом. Если прототип испытывался с мотором малой мощности (68 л.с / 50 кВт), то на серийные модели планировалось устанавливать новые электромоторы мощностью 115 л.с / 85 кВт) с массой всего 14 кг.

Самолёт Alpha Electro (фото: pipistrel.si).
Самолёт Alpha Electro (фото: pipistrel.si).

Помимо моторов одного производителя у двух электросамолётов есть и другие общие черты. В них применяются композитные материалы для максимального снижения веса. Даже максимальная взлётная масса получилась одинаковой – 550 кг. Аккумуляторы установлены немного разные по ёмкости: 17 кВт×ч у Alpha Electro и 19,2 кВт×ч у E-Fan. Однако из-за большего размаха крыла (10,5 м против 9,5 м у E-Fan) время полёта и радиус действия обеих моделей на практике примерно одинаковы, как и время подготовки к взлёту. За пару минут батареи просто извлекаются единым блоком и меняются на заряженные.

“С постоянно растущей стоимостью топлива пора переосмыслить методы обучения пилотов, – комментирует необходимость создания электросамолётов генеральный директор Pipstrel Иво Боскарол. – Наше решение является первым полностью электрическим учебным самолётом. Он позволяет сократить стоимость подготовки пилотов на целых 70% и делает обучение реальным полётам доступнее”. Из-за нулевого выброса парниковых газов, отсутствия процедуры сброса топлива и минимального шума его можно использовать на малых аэродромах, расположенных ближе к городам.

E-Fan приземлился после успешного перелёта (фото: airbusgroup.com)
E-Fan приземлился после успешного перелёта (фото: airbusgroup.com)

Теперь всё внимание прессы направлено на детище Airbus, обладающего теми же самыми преимуществами и схожими техническими характеристиками. Успешный полёт E-Fan доказал принципиальную возможность использования электросамолётов над водой, но для регулярных авиарейсов потребуются более весомые гарантии безопасности. Airbus ещё предстоит анализ собранных данных о режимах полёта, длительный этап сбора статистики и доработка серийных моделей.

E-Fan официально объявлен первым электросамолётом, перелетевшим Ла-Манш (фото: Airbus).
E-Fan официально объявлен первым электросамолётом, перелетевшим Ла-Манш (фото: Airbus).

Следующая модель самолёта должна появиться через два года, а в 2019 году планируется выпустить четырёхместный E-Fan 4.0 с гибридной силовой установкой и начать разработку авиалайнера E-Thrust вместимостью 90 пассажиров.