В мутные времена кризисов эгоцентричность человека всегда пытается сказать ему, что такого жуткого Ужаса, и такого ужасного Черного Властелина никогда еще не бывало… Но это совсем не так. Вот в 1905 году редкостный эрудит и тончайший стилист Валерий Брюсов описывал (впрочем, отзываясь на писанные годом ранее строки Вяч.Иванова «Топчи их рай, Аттила») такие сцены крушения цивилизации:

Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,-
Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

То есть предполагалось, что в эпоху Упадка и Падения, особо добродетельные и весьма образованные люди будут хранить Светоч Просвещения. Маловероятно… Не согласуется сие с природой человека… Байка, про возникновение игральных карт поучительней. В ней египетские жрецы, предвидя эпоху бедствий, решили вручить мудрость на сохранение не редкой и хрупкой Добродетели, но широко распространенному и несокрушимому Пороку. Так родилась колода Таро, разнесенная по миру цыганами. И в ней высшая мудрость, завещанная Учителями Учителей. По секрету скажу – состоит она в том, что казино выигрывает всегда! (И интернет-казино прибыльно даже в кризис…)

Так что романтик Гумилев описал в «Открытии Америки» природу человека много точнее:

И струится, и поет по венам
Радостно бушующая кровь.
Нет конца обетам и изменам,
Нет конца веселым переменам,
И отсталых подгоняют вновь
Плетью боли Голод и Любовь.

Да, существуют два универсальных рычага управления человеком. Первый – Голод – обусловлен потребностью существования индивида. Не подкинешь в топку белковой машины топлива – она перестанет функционировать… Ну а Любовь выдумщица эволюция употребила для обеспечения сохранения популяции тех или иных существ. А уж человеческий разум благодаря излишним мощностям, накопленным во взаимной охоте гоминид друг на друга в гастрономических целях, да культуре, обеспечившей прокорм и досуг, расцветил эту самую потребность трансляции в будущее генетического кода лирикой Катулла и песнями трубадуров…

Но это все – цивилизация западная. Ведь что Гумилев воспевал – «Открытие Америки»… А у нас нынче актуальна студенческая песня «Колумб Америку открыл,/Страну для нас совсем чужую./Ах, почему он не открыл/На нашей улице пивную…» («Каждый второй россиянин увидел угрозу развитию его страны от США»). И мы теперь приникаем к незамутненной мудрости Востока. Где сохранились чистейшая мораль и сокровенные сокровища духа… И где, похоже, образуется интереснейший рынок для робототехники.

Об этом нам рассказывает смешная статья Wenn einsame Männer nicht fremdgehen wollen в солидной Die Welt. Повествует она о том, что же происходит в Поднебесной, когда одинокие мужчины желают – подобно лебедям – хранить верность своим подругам. А происходят там крайне забавные вещи… Куда смешнее колки дров, практикуемой персонажем Адриано Челентано в фильме Il Bisbetico domato, или колокольного набата, который учинял озвученный Георгием Вициным падре из той же деревни!

Оказывается, молодые и не слишком молодые китайцы высокоморальны. Они не желают оказывать утомленному или просто слабосильному соседу товарищескую помощь в духе старого доброго Бокаччо. И к профессионалкам также не обращаются. К их услугам – достижения технологии. Работники неквалифицированные покупают надувных кукол. Для тех кто посостоятельней – силикон. (Кстати, один из немногих известных примеров успешной конверсии, переноса технологий из военной в гражданскую индустрию – пресловутый силикон изначально был смазкой гребных валов субмарин, и только потом прижился в бюстах и «игрушках»…)

А более взыскательные закупаются изделиями из особых сортов резин (einer speziellen Gummimischung), которая помягче, чем силикон. Пока все очень смешно – но вот теперь мы переходим к важному и серьезному. К тому, сколько китаец в среднем выкладывает за куклу… А обходится она в среднем в 2400 евро! И вот тут надо встать и оглядеть окружающие продукты высоких технологий, служебные и бытовые. И с интересом обнаружить, что за куколку-то люди платят больше, чем за приличные ноутбуки, мощные десктопы, подавляющее большинство образцов бытовой техники…

Реклама на Компьютерре

И вот тут, на этих цифрах, в глазах маркетологов и инженеров-изобретателей должен вспыхнуть жадный огонек. И для того, чтобы он разгорелся особенно ярко, скажем еще что каждая кукла ввергает покупателя в водоворот новых трат… Продаются куклы лысыми – значит, возвращается спрос на продукцию постижерного дела, паричок-то надо менять по моде. К куклам продается целый ассортимент сменных узлов – ну, примерно аналогичных торцевым головкам в наборе инструмента…

Добросовестные германские журналисты нашли штукаря-вырожденцаавтодизайнера из Пекина, 29-летнего Лю, который зарабатывая отхожим промыслом и редко видя жену с ребенком, обитающих в провинции, потратил почти всю месячную получку на Modell 156, куклу ростом 156 сантиметров. И – готов поделиться опытом эксплуатации данного изделия.

Лю любит их за то, что они безропотны, что с ними не вытворяй...
Лю любит их за то, что они безропотны, что с ними не вытворяй…

В общем-то, он не очень доволен. Живые люди нравятся Лю больше, ибо у них душа (sic!) и они способны выражать чувства и реагировать на них. Но одно достоинство куклы дизайнер нашел – куклы не сопротивляются, когда люди проделывают с ними все, что хотят… Хотя продавцы спецмагазина Yi Jiange уверяют, что большинство их покупателей – успешные профессионалы от 30 до 50 лет – находят кукол более привлекательными, чем живые барышни. Ну а моральные качества покупателей – не заводят любовницу, а покупают игрушку – приводят торговцев в восторг!

Такие вот дела… И объем рынка специализированная платформа ChinaSexQ.com оценивает (внимание!!!) в 15,2 миллиарда евро в год. И – ни малейших признаков того, что рынок этот будет сокращаться – демографическая политика Поднебесной привела к тому, что на 100 девочек там приходится 116 мальчиков. Производители кукол уже прикидывают, сколько из них приобретет игрушку на замену жене… А что – стиральная машина, робот-пылесос, робот-повар – почему бы не расширить ассортимент?

Почему бы не позаботиться (причем – небескорыстно) о дизайнере Лю? (Кстати, обратите внимание на уровень его доходов…) Почему бы не наделить игрушку «душой» (имеется в виду, конечно, душа- ψυχή, которая роднит нас с животными, а не πνεύμα…), в смысле «слабым» ИИ. Ну и придать куклам моторику, в том числе и – лицевых мышц. Поделим объем рынка «игрушек» на среднюю цену куклы – речь-то пойдет о массовом производстве. Миллионами в год. Ну а роботы уже демонстрируют прекрасную моторику. Пока – промышленные, но вот тут под рукой (хм, рукой ли…) огромный рынок, куда могут пойти андроиды и системы ИИ.

А серийность – это именно то, что снижает до общедоступной стоимость единичного образца высокотехнологичной продукции. Часы при Пушкине были достоянием аристократов, в послевоенном СССР – признаком некоторого достатка, а большинству населения планеты оказались доступны лишь в 90-е годы прошлого века, благодаря массовому электронному производству. И похоти не впервые играть важную роль в развитии технологий – секс-индустрия решала споры стандартов видеокассет и видеодисков, обеспечивала (и обеспечивает?) заметную часть интернет-трафика.

И это несмотря на то, что Генри Миллер в запрещенном некогда пуританской американской цензурой «Тропике Рака» писал, что « Из книги, даже самой плохой, всегда можно что-нибудь почерпнуть, a … — это, знаешь ли, пустая трата времени…». Так что спрос на секс-роботов – гарантирован. Интересно, кто первый освоит этот рынок? И обратите внимание – речь-то не о фантастике. Не о том, что Станислав Лем саркастически описывал в 1971 году в рецензии на вымышленный роман Симон Меррила «Сексотрясение». Речь об огромном рынке в соседней гигантской стране. Об изделиях, которые неизбежно станут роботизированными… (Нынешних кукол, с которыми можно делать все, что угодно, Лем описал в 1960-м, в «Одиннадцатом путешествии Ийона Тихого»…)

Вывод, как всегда, амбивалентен. Есть огромный и потенциально сверхприбыльный рынок для роботизации. (Ну, если за какой-то телефон-планшет платят столько, что компания подползает к триллионной капитализации, то сколько ж огребет тот, кто за доступные деньги – пусть и в кредит – будет предлагать модную в этом сезоне послушную модель…) И есть неизбежная угроза расчеловечивания. К которому мир идет разными путями, вроде широко рекламируемых «звездами» суррогатных материнств. И «Любовь», поставленная на службу Голоду-Корысти, внесет в этот процесс достойный вклад!