Компания Google провела испытания собственных дронов в Квинсленде (Австралия). Страна была выбрана неслучайно: на удалённом континенте не действуют ограничения Федерального управления гражданской авиации США и проще сохранить обстановку секретности. После двух лет разработок руководство всё же решилось приоткрыть завесу тайны над проектом с кодовым названием «Крыло».

Как и другие проекты Google серии «X», он был рассчитан на долгосрочную инициативу. В его рамках создавались беспилотные летательные аппараты коммерческого назначения, способные обеспечить доставку полезной нагрузки. Всё это время Project Wing возглавлял профессор Массачусетского технологического института Николас Рой (Nicholas Roy), взявший для этого длительный отпуск. Созданные его командой дроны сильно отличаются от прототипов Amazon как по дизайну, так и по назначению.

Астро Теллер - ведущий специалист Google по инновационным технологиям (фото: Google).
Астро Теллер – ведущий специалист Google по инновационным технологиям (фото: Google).

Джефф Безос рассчитывает получить конкурентное преимущество за счёт того, что Amazon первой внедрит систему доставки товаров дронами. Известный новатор и сотрудник лаборатории Google X Астро Теллер (Astro Teller) поясняет, что у проекта «Крыло» другие цели. БПЛА серии Wing могут быть использованы в сценариях ликвидации последствий стихийных бедствий. Они выполняют разведку и тут же обеспечивают экстренную помощь найденным пострадавшим. «Даже несколько штук, курсирующих непрерывно, смогли бы оперативно помочь очень большому количеству людей в чрезвычайной ситуации».

По статистике службы спасения большинство раненых умирает до появления спасателей от кровотечения, шока или удушения. В первые минуты им необходима минимальная, но действительно неотложная помощь. Порой сохранить жизнь помогает вовремя доставленный бинт, шприц-тюбик с обезболивающим или даже бутылка воды.

Испытания Google Wing в Австралии (фото: google.com).
Испытания Google Wing в Австралии (фото: google.com).

Интересно, что похожая идея отправки предметов первой необходимости обыгрывается в фильме «Голодные игры», где попавшим в трудную ситуацию трибутам зрители отправляли мини-посылки. Малая помощь в трудное время гораздо ценней удобного сервиса в обычное. Вероятно, Google и Amazon удастся избежать обострения конкуренции и занять разные ниши.

Внимательный читатель легко отследит, что за последние годы Google инвестировала огромные средства в разработку беспилотных транспортных систем и купила семь компаний, проектировавших роботов различного назначения. Позиции на земле у Google более чем прочные. Похоже, текущие приоритеты развития предусматривают и установление господства в воздухе.

Прототипы дронов серии Google Wing (фото: Google).
Прототипы дронов серии Google Wing (фото: Google).

Поскольку проект «Крыло» – коммерческая инициатива, её разработчики предусмотрели способ снижения убытков от простоя техники. Пока отсутствует необходимость в ликвидации ЧС, дроны смогут выполнять аналогичные задачи по мониторингу территории и доставке грузов для нужд других компаний и частных лиц.

Дроны серии Wing представляют собой квадрокоптеры внешне копирующие аэродинамическую схему «летающее крыло». В полёте они занимают горизонтальное положение, переходя в вертикальное для взлёта и посадки. Такая конструкция позволяет увеличить скорость и сохранить возможность зависания над объектом.

Бортовой компьютер находится в хвостовой части, в то время как силовые агрегаты размещены в носовой. Дроны оснащены системой навигации GPS, акселерометрами и гироскопом, приёмопередатчиком для радиосвязи и камерой, передающей изображение в командный центр.

Управляться дроны будут в полуавтоматическом режиме: большую часть полётного задания возьмёт на себя система Envision, а в случае возникновения непредвиденных ситуаций управление перехватит оператор.

Экспериментальная система доставки для дронов проекта Google Wing (фото: Google).
Экспериментальная система доставки для дронов проекта Google Wing (фото: Google).

Размах крыльев составляет примерно полтора метра, а масса – примерно восемь с половиной килограмм. По данным BBC грузоподъёмность прототипа не превышает полтора килограмма, но может быть увеличена в серийно выпускаемых дронах.

Сейчас для беспилотников испытывают несколько вариантов системы крепления груза и его передачи на последнем этапе. От посадки в пункте назначения было решено отказаться по многим причинам: при близком контакте дрон может нанести травму, а на земле он сам становится лёгкой добычей. Кроме того, на взлёт тратится больше энергии, чем на удержание в воздухе. Пока наиболее перспективной идеей кажется спускание грузов на миниатюрных парашютах или закреплёнными на леске. В последнем случае потребуется обеспечить дозированное усилие на разрыв или оснастить катушку быстроразъёмным креплением, чтобы дрон нельзя было опрокинуть резким рывком за привязанный груз.