К буму носимых компьютеров будь готов!

Сегодня, 15 апреля, Google начинает продажи своих очков расширенной реальности Glass. Правда, по цене в $1 500 плюс налоги, только в США и всего на один день. Но даже если трудности не пугают, не расстраивайтесь, если упустите эту возможность. Во-первых, сегодня же «стартуют» и киберочки Moverio BT-200 от Epson — чуть более громоздкие, но едва ли менее функциональные (ОС Android) и всего за $700. Во-вторых, всё говорит о том, что ближайшие год-два-три станут переломными не только для киберочков, но и вообще для класса носимой электроники: мы на пороге бума носимых компьютеров — и, пережив его, вероятно, отведём им столь же значительную роль в нашей жизни, какую до сих пор отводили разве что телефону.

Если помните, носимые компьютеры (именуемые в английском «wearables») отличаются от прочих компьютеров — мобильных смартфонов и планшеток, портативных ноутбуков, стационарных десктопов — не столько подвижностью, сколько степенью участия в жизни пользователя. Прочие компьютеры активны только тогда, когда мы уделяем им внимание. Носимые же должны быть активны постоянно и впитывать реальность вместе с человеком, помогать нам каждую секунду в этой самой реальности разбираться.

Ещё десять лет назад wearables были если не фантастикой, то уж точно не более чем объектом научного интереса (вспомните Стива Манна). Но за последние пару лет носимые выскочили из лабораторий и запрыгнули на прилавок либо заявили планы попасть туда в самом скором времени.

150414-2

Сегодня на массовом рынке имеется или готовится множество устройств, без сомнения подпадающих под определение носимых компьютеров. И киберочки — далеко не самый яркий образчик этого племени: их, в конце концов, пока мало кто щупал, так что о практической пользе и даже пригодности можно только гадать. Зато браслеты самоквантования — они же «трекеры» — расходятся как горячие пирожки. И «умные часы» успели стать культовым продуктом — и это ещё до того, как ими занялись легендарные бренды вроде Apple, Adidas, Lululemon (да, по прогнозам, самые востребованные смартвочи будут делать производители, к электронике имеющие отношение далёкое или вовсе никакое, зато умеющие создать особую ауру вокруг своей продукции и имён). Вот кто создал таинственные браслеты, которыми светит теперь Will.i.am — хвастаясь, что даже телефон ему уже не нужен?

Короче говоря, самое время подвести промежуточный итог — и в последние несколько недель это было сделано. IDC пообещала носимым устройствам 18 миллионов отправленных на реализацию экземпляров за 2014 год (втрое больше, чем годом ранее) и более ста миллионов штук в 2018-м. А вот ABI Research уже в этом году обещает 90 миллионов поставленных wearables — и полмиллиарда в год к 2018-му. Почему такая разница в прогнозах? Из-за размытости понятий и сырости рынка. Важнее, впрочем, что оба агентства сходятся в прогнозируемых темпах роста: десятки процентов ежегодно! Сходятся они в целом и в классификации, но у IDC получилось, на мой взгляд, более удачно. Её аналитики подразделили носимые компьютеры на три класса: сложные аксессуары, «умные» аксессуары и «умные» носимые устройства.

Кстати, перебирая варианты, отметьте для себя носимые компьютеры, вставляемые в ухо. Их готовы носить лишь чуть более 10 процентов опрошенных на улице, но вот среди специалистов бытует мнение, что именно hearables будут править бал носимых. Их главное достоинство — незаметность для окружающих. На рынке таких устройств пока нет, но «прицениться» можно, например, по свежему научно-фантастическому фильму «Она» (Her).
Кстати, перебирая варианты, отметьте для себя носимые компьютеры, вставляемые в ухо. Их готовы носить лишь чуть более 10 процентов опрошенных на улице, но вот среди специалистов бытует мнение, что именно hearables будут править бал носимых. Их главное достоинство — незаметность для окружающих. На рынке таких устройств пока нет, но «прицениться» можно, например, по свежему научно-фантастическому фильму «Она» (Her).

К сложным аксессуарам причислены трекеры а-ля Jawbone UP, Fitbit, Moov. В IDC считают, что именно этот класс устройств благодаря своей дешевизне (психологическая отметка $100) и простоте будет «определять погоду» на рынке wearables почти всю следующую пятилетку, являясь самым востребованным. Но уже с 2018 года ему на пятки станут наступать «умные» аксессуары: цифровые устройства, всё ещё зависимые от смартфонов, но уже не столь функционально ограниченные, способные исполнять свои приложения. Их типичные представители: «умные» часы а-ля Pebble и Galaxy Gear. Отставание их определено более высокой ценой (грубо — $300), но также и тем, что практическую полезность смартвочей — в отличие от трекеров — ещё только предстоит доказать.

Наконец, «умные» носимые устройства — способные работать самостоятельно, без смартфонов, либо требующие спаривания с мобильным телефоном только для доступа в Сеть — пойдут последними, с весьма медленным, пологим стартом. Типичный их представитель это Google Glass. IDC обещает им через пару лет всего 2-миллионные продажи в год, ABI чуть более оптимистично предрекает 7 миллионов с хвостиком.

Естественно, всё это лишь предположения. Как распределятся роли между носимыми компьютерами в ближайшем будущем, никто доподлинно не знает. Но прогнозы строят, опираясь не только на цену или степень отшлифованности технологии, учитываются также результаты соцопросов. Ведь ничто не мешает спросить человека с улицы, на какой части тела он предпочёл бы носить воображаемое цифровое устройство, которое было бы для него полезным и производителю которого он бы доверял. И такие опросы проводятся — с результатами не всегда ожидаемыми. Скажем, киберочки согласится носить лишь каждый десятый. «Умные» часы — уже каждый четвёртый. А вот идея прикреплённого к одежде или вшитого в неё носимого компьютера привлекает почти каждого второго.

150414-3

К счастью, переход от мобильных компьютеров к носимым всё равно будет более быстрым, чем от стационарных к мобильным. Ведь основа — операционные системы, приложения, представления о возможном функционале — уже наработана, ею уже можно пользоваться напрямую или по крайней мере адаптировать к более слабым процессорам, меньшей ёмкости аккумуляторам. Здесь же скрыт и ответ на вопрос о вероятной функциональности носимых компьютеров: смартфонами публика уже наелась — значит, как минимум можно ожидать, что wearables заменят мобильники. А это, в свою очередь, означает, что они обязательно возьмут на себя связь, навигацию, минимальные развлечения, работу с различными медиа на ходу. Какой будет «функциональная премия» — что носимые смогут и будут делать такого, чего не умеют мобильные, — сейчас пытаются прояснить тысячи производителей и миллионы энтузиастов, развивающие и пробующие отдыхать и работать с такими устройствами.

Важно понимать, что переход от мобильных компьютеров к носимым ни в коем случае не будет гладким, безболезненным. Аналитики предвидят минимум три конфликтные точки — и с ними, в общем, трудно не согласиться. Во-первых, как это всегда и бывает с молодыми рынками, девять из каждых десяти стартапов, поднимающих сегодня носимую целину, скорее всего, прекратят существование, так и не добившись успеха. То есть практически все торговые марки и устройства, которые определяют для нас сейчас облик индустрии носимых компьютеров, исчезнут и будут забыты.

Во-вторых, носимые компьютеры, представляя собой принципиально новый для обывателя класс устройств, да ещё такой инвазивный (сопровождающий человека повсюду, знающий всё обо всём), гарантированно породят новые информационные риски. Кажется парадоксальным, что мы больше знаем и говорим об угрозе со стороны ещё даже не продающихся киберочков (три четверти обывателей уже не желают иметь с ними дела из-за их способности снимать происходящее «исподтишка» и раздражать окружающих), нежели со стороны тех же трекеров. А ведь даже самый простой трекер способен многое порассказать о своём хозяине.

Наконец, в-третьих, будьте готовы к смене лидеров и неизбежной психологической ломке. Вчера публика верила IBM и Microsoft, сегодня в фаворе Apple и Google, завтра их место займёт Samsung: опросы уже сейчас показывают, что пользователи носимых компьютеров считают южнокорейского гиганта заслуживающим наибольшего доверия.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях