Удивительные истории разворачиваются на глобальном облачном рынке! Причём происходит всё прямо у нас под носом, а мы даже не склонны замечать происходящее. Хотя, это только при поверхностном рассмотрении, а если копнуть хоть немного глубже, начинаешь видеть весьма и весьма интересные взаимосвязи.
Вот, скажем, ни для кого не секрет, кто сейчас является лидером облачного рынка. Это, конечно, Amazon. Но наиболее актуальное исследование о распределении долей рынка пока что принадлежит Gartner, а она продолжает настаивать на каком-то совершенно запредельном превосходстве AWS над остальными. В очередной раз испытывать ваше терпение фразой о том, что превосходство это кратно пятнадцати, я уже не рискну. Однако напомню, что наиболее адекватным претендентом на роль единственного конкурента Amazon считается Google, которая активно расширяет своё присутствие сразу в нескольких сегментах рынка. Забавно наблюдать при этом, как поисковый гигант стремится уколоть Amazon и Microsoft одновременно.
Вот, например, недавняя новость из департамента Google Apps: по информации Talkin’ Clouds, Google совсем скоро анонсирует, что SaaS-платформа набрала 10 000 партнёров, которые перепродают приложения компании. Несмотря на то что партнёры зарабатывают не так много (аналитики оценивают объём выручки как $10 на пользователя в год), эта цифра говорит об очень серьёзных намерениях поискового гиганта закрепиться в SaaS. Конечно, Office 365 сейчас занимает большую долю рынка, но даже у Microsoft нет такого количество реселлеров, такой армии подписанных облачных брокеров. Ко всему прочему стоит заметить, что Amazon в принципе не обладает собственными SaaS-решениями, в то время как конкуренты делают большие шаги в этом направлении.
Немного раньше Google наконец-то, анонсировала Google Cloud Platform и даже выложила в открытый доступ калькулятор, позволяющий с высокой степенью детализации подсчитать, во сколько вам обойдётся Compute Engine, Cloud Storage и Cloud SQL. То, что Google произвела релиз своего PaaS-продукта сейчас, должно заставить Amazon предпринять самые решительные меры по удержанию клиентов и вспомнить обо всех известных способах конкурентной борьбы в облачном пространстве. Да, Amazon снижает цены и выдаёт разработчикам всё новые и новые инстансы, но этого может оказаться недостаточно в долгосрочной перспективе. Поскольку у Google перед Amazon есть одно существенное преимущество — гигантская сеть, опоясывающая США:
«CEO и сооснователь компании Cloudscaling Рэнди Байас (Randy Bias) считает, что сетевые возможности Google заткнут все прочие конкурентные преимущества за пояс. И эта точка зрения небезосновательна. Если проследить сетевые инициативы Google за последние несколько лет, то становится понятно, что в своём облачном решении поисковый гигант применит “тёмную силу”, недоступную Amazon. Речь, конечно же, идёт о “тёмном волокне” — о том, что по-английски называется “dark fiber” и по сути является незадействованными каналами оптоволоконной связи. В течение последних десяти лет Google (а также Microsoft и Yahoo) строила огромные сети тёмного волокна, которое, как правило, сдавалось в аренду другим сервис-провайдерам. Но если использовать все эти каналы себе во благо, то Google может получить терабитную связь между своими дата-центрами».
Но сводить глобальную битву облачного небосклона только к двум противоборствующим силам было бы недальновидно. Трудно не заметить, что сейчас в конкурентной связке Google и Amazon появился ещё один игрок. И это, конечно, IBM. Пообщавшись с представителями компании на отраслевой выставке в конце февраля, ваш покорный слуга в очередной раз убедился в серьёзности намерений компании относительно облачного рынка. Впрочем, для того чтобы утвердиться в этой мысли, достаточно было просто профильтровать новостной эфир по ключевому слову «IBM» за последние полгода. И, даже если последние новости из стана «Голубого гиганта» не дают полного понимания направления движения IBM, то недавняя покупка компании может послужить ещё одним прозрачным намёком.
Для того чтобы предлагать клиентам действительно мощные решения в IaaS и PaaS, IBM до недавнего времени не хватало только одного — собственной базы данных. Amazon и Google работали над своими БД в течение последних 15 лет, и принципы работы этих систем в своё время изменили способы хранения, трансфера и обработки информации для большинства технологичных бизнесов на планете. И сейчас интернет-гиганты предлагают свои базы всем желающим посредством всевозможных облачных сервисов. А после того, как они обнародовали принципы работы своих БД, на рынке стали появляться решения с открытыми исходниками, самым ярким из которых стала NoSQL.
И вот недавно IBM купила компанию Cloudant, работающую над системой под названием CouchDB, основанной как раз на NoSQL. Сервис разработан для компаний, чьи мобильные приложения и прочие софтверные решения оперируют большими объёмами данных. Технология похожа на DynamoDB от Amazon и SimpleDB, что опять же выводит IBM на линию огня с AWS. И это только один из тех многочисленных тактических шагов, которые IBM делает в жёсткой борьбе с остальными игроками рынка.
По сути, «Голубой гигант» сейчас нацелен на то, чтобы создать мир, где бизнес и разработчики будут строить свои приложения на основе простых интернет-технологий, вместо того чтобы разрабатывать сложные системы и хранить неподъёмные объёмы данных на собственных серверах. В прошлом году IBM купили SoftLayer — компанию, которая тоже, кстати, является конкурентом Amazon. Напомню, что SoftLayer в основном предоставляет доступ к вычислительным мощностям онлайн. Недавно IBM также запустила онлайн-версию своей обучаемой платформы Watson, которая может быть использована для анализа «больших данных».
Как видите, конкуренция на облачном рынке подогревается всё больше, и наличие не двух, а уже трёх–четырёх игроков делает её по-настоящему выгодной для потребителей. Более того, по происходящему можно судить о том, куда рынок будет двигаться дальше. Например, аналитик IDC, Френк Генс (Frank Gens) считает, что инвестиции IBM в дата-центры — это не более чем запоздалое признание того факта, что IaaS становится всё более значительной частью рынка, где обязательно нужно быть основным игроком, чтобы зарабатывать серьёзные деньги. С другой стороны, Ленс Кросби (Lance Crosby) из SoftLayer говорит, что поглощение со стороны IBM продиктовано интересом компании к рынку публичных облачных сервисов, в том числе PaaS. Поскольку всё больше интернет-компаний потребляют мощные вычислительные ресурсы для хранения и анализа генерируемых данных.
Так или иначе, у нас сейчас есть три звезды, за которыми следует пристально следить всякому, кто претендует на понимание глобального облачного рынка. Это, разумеется, Amazon, Google и IBM. И самая большая загадка даже не в том, кто станет первым, а в том, кто станет вторым.