Как турецкий мобильный оператор ловит мошенников при помощи сервера Oracle

Бизнес турецкой компании Turkcell процветает: это самый крупный мобильный оператор в стране, он обслуживает 35 миллионов абонентов в Турции и ещё 30 миллионов — в других странах через дочерние предприятия (в том числе в Азербайджане, Грузии, Казахстане и Молдове). Годовая прибыль Turkcell составляет 5,6 миллиарда долларов, и с каждым годом эта цифра продолжает расти вместе с подключением всё новых и новых абонентов.

Но не каждый новый покупатель SIM-карты — будущий абонент Turkcell. Нередко популярные предоплаченные карточки используются в мошеннических целях — например, для отмывания денег.

Карты анонимны, и деньги на счёт можно как класть, так и выводить из системы — в том числе через обычные банкоматы. Такая схема как нельзя лучше подходят для махинаций разного рода тёмных личностей, желающих скрыть источник своей прибыли. По подсчётам Turkcell, компания теряет пять долларов из-за мошеннических схем, связанных с предоплаченными картами, из каждых десяти тысяч долларов, проведённых через мобильные счета. Учитывая масштабы сумм, которыми оперирует Turkcell, это означает потери миллионов долларов в год.

От схожих проблем страдают операторы по всему миру. К примеру, европейский Vodafone прекратил продажу предоплаченных SIM-карт как раз из-за разнообразных мошеннических схем, связанных с ними. В некоторых странах анонимные SIM-карты и вовсе запрещены. В Малайзии в 2013 году правительство оштрафовало шесть местных операторов за продажу мобильных номеров без соответствующей регистрации.

Вместо того, чтобы добровольно отказываться от прибыли, которую приносят предоплаченные карты, в Turkcell избрали иной путь: они отлавливают мошенников при помощи анализа данных. Как только новая система безопасности обнаруживает подозрительное поведение, она делает оповещение, либо сразу блокирует SIM-карту.

Реализовать такую систему непросто. В первую очередь — из-за масштабов данных, с которыми приходится работать. Представьте: нужно отслеживать поведение 35 миллионов абонентов, и реагировать сразу же, как только будет выявлена преступная активность. В несжатом виде объём абонентских записей Turkcell занимает примерно один петабайт, и к нему нужно применять алгоритмы предсказания поведения и анализировать возникающие взаимосвязи. Причём любое ложное срабатывание — это чей-то не работающий ни с того ни с сего телефон.

Тем не менее, современным технологиям уже вполне по зубам такие массивы информации. В Turkcell решили воспользоваться комплексным решениям фирмы Orcale, предоставляющей все необходимые компоненты — начиная от серверов (были выбраны Oracle Exadata Database Machine X4-2), заканчивая базой данных (поскольку речь об Oracle, тут ничего удивительного) и программного обеспечения для анализа больших массивов данных. Новая система анализирует 10 миллиардов записей ежедневно и успешно обнаруживает тревожные закономерности в поведении пользователей.

За анализ данных отвечает надстройка под названием Oracle Advanced Analytics Option. Это аналитическая платформа с графической средой разработки, интегрирующаяся с базой данных Oracle и поддерживающая как запросы SQL, так и язык программирования R. Главным достоинством Oracle Advanced Analytics считается возможность работать непосредственно с «сырыми данными», не делая предварительных выборок и промежуточных таблиц.

Обычно в Oracle продвигают Advanced Analytics в качестве решения для бизнес-аналитики, однако ничто не помешало Turkcell приспособить его для борьбы с мошенниками. Главное — это дало столь необходимую скорость реакции.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях