Вчера (15 октября) тайваньская компания HTC торжественно представила в столице Поднебесной Пекине свою новую флагманскую «лопату» (aka фаблет) HTC One Max. Чего раньше никогда не делала. Для меня это событие окончательно развеяло остатки сомнений в том, что рынок мобильных коммуникационных гаджетов вступил в совершенно новую стадию своего развития. Стадию, которая будет ознаменована массовым исходом, капитуляциями и, возможно, даже банкротством компаний, чьи имена сегодня хорошо знакомы любителям мобильных игрушек. Грядёт эра великих перемен.
О том, что наступает какое-то кардинальное изменение сложившегося на мобильном рынке статус-кво, можно было догадаться ещё два с половиной года назад, когда в январе 2011-го приказала долго жить Motorola. То обстоятельство, что её смартфонное подразделение — Motorola Mobility — купила Google (за 12 с половиной миллиардов), ровным счётом ничего не меняет, потому что для оценки состояния рынка важен непосредственно факт разорения одного из самых культовых брендов мобильной гаджетарии. Google зарабатывает много денег на контекстной рекламе в своей поисковой системе, поэтому может позволить себе роскошь завести придворного фабриканта для штамповки собственных андрофонов. Мы можем порадоваться за Пейджа и Брина, но только не за судьбу отрасли.
Следом за «Моторолой» гикнулась Nokia, которая точно так же разорилась на мобильном рынке и отправилась доживать отмеренные ей дни в хосписе Microsoft. Наконец, заключительный аккорд — кончина не просто культового бренда, а символа успеха мобильной гаджетарии — компании BlackBerry, которую выкупили по остаточной стоимости провинциальные банкиры из канадского холдинга Fairfax Financial Holdings. Опять же мы можем порадоваться за холдинг, но только не за судьбу отрасли.

Теперь HTC. Презентация нового гаджета должна вообще-то вселять оптимизм (в смысле, что жива ещё курилка, раз трепыхается), вот только выбор места для презентации не оставляет шансов для радости. Именно места, хотя и спецификация HTC One Max добавляет много аргументов в пользу скорого революционного перерождения рынка: флагманская «лопата» — это демонстрация абсолютной стерильности идей, которая, впрочем, характерна не только для HTC, но и для всего, что только исходит от китайских людей.
HTC One Max — это попытка показать миру, что мы сами с усами и можем работать не хуже остальных: 5,9-дюймовый HD-экран (1080р) — это ответ на такой же, но 5,7-дюймовый экран Samsung Note 3, выпущенного в прошлом месяце; 4-мегапиксельная камера с технологией UltraPixel (правда, совершенно провальной) — это ход конём в ответ на 13-мегапиксельную камеру того же Note 3, батарея на 3 300 мАч даже чутка помощнее, чем 3 200 мАч у Note 3, а сканер отпечатков пальцев, как вы понимаете, собезьянничали у iPhone 5s.
Не подумайте только, что я критикую флагманский фаблет HTC: боже упаси! Мне очень нравится HTC One Dual Sim, и нет ни малейших оснований полагать, что увеличение экрана смартфона на целый дюйм и пришлёпка сканера отпечатков пальцев ухудшит удачную модель минувшего лета. Уверен, что улучшит.
Этот злополучный сканер, кстати, замечательно иллюстрирует акцент, который я ставлю при определении трендов развития отрасли именно на месте презентации HTC One Max, а не на технических характеристиках модели. В конце концов, материальная база мобильных коммуникационных устройств сегодня полностью унифицирована и укладывается в универсальный паттерн: креативные люди, проживающие в Западном полушарии планеты, заказывают технические фичи, которые, по мнению креативных людей, будут пользоваться успехом у потребителей и создавать тренд, а исполнительные люди, проживающие в Восточном полушарии планеты, берут под козырёк и с лёгкостью исполняют заказы. После этого появляется на свет новый чудо-гаджет под брендом какой-нибудь Apple, а уже через неделю точно такие же модные фичи появляются у десятков и сотен азиатских производителей. Мир един.
Почему же тогда так важно место, которое HTC избрала для проведения презентации? По целому ряду причин. Буду перечислять их по порядку.
Начнем с истории. Подробности корпоративной биографии амазонки Шер Ван вы найдете в моем эссе для «Бизнес-журнала» — «Король-невидимка». Если коротко: компания, которая начинала и исправно отбарабанила 9 лет безымянным ОDМ-ом, в 2006 году послала своих американских нахлебников лесом и сделала ставку на раскрутку собственного бренда. В результате этой экспансии, которая смело даст фору достижениям Apple, с рынка были изгнаны и Hewlett Packard (на которого HTC в основном раньше и батрачила), и Fujitsu Siemens, и Dell. (Помните легендарную модель Axim X50v? Тоже, между прочим, ODM от HTC!)
На смену поверженным конкурентам, однако, быстро пришли новые — гораздо более грозные: сначала Apple со своим «Айфоном», потом — корейские люди (Samsung и LG), следом — совершенно неуёмная и неубиваемая тётя Соня, под конец — гигантская волна саранчи по имени «чайнафонные ребята».
Почему HTC организовала октябрьскую презентацию в Пекине? По двум причинам. Во-первых, компания потерпела сокрушительное поражение на рынке США, который всегда являлся для неё приоритетным и ради которого, Шер Ван и создавала свою компанию в 1997 году. Еще в 2011-м HTC контролировала в Америке 20% всего рынка мобильные коммуникационных гаджетов, работающих на платформе Android! Спустя всего лишь два года у HTC осталось 9%. Жуткие продажи привели к тому, что в начале октября 2013 года (всего 10 дней назад, интересное совпадение, не правда ли?) HTC отчиталась о первом за десятилетие чистом убытке: $101 млн за квартал!
Неудачи в Америке, на мой взгляд, напрямую связаны со сложностями продвижения непосредственно самого бренда HTC, а не с какими бы то ни было просчётами в маркетинге или, тем более, недостатками «железа». В Америки есть планка, на которую приходится всем равняться, — Apple, и это очень и очень проблематичная задача, особенно в ситуации, когда приходится плыть вечно младшим братом в фарватере, добавляя в свою линейку продукты с уже заявленными ранее фичами (вроде сканера отпечатка пальцев).
Вторая причина, по которой HTC провела презентацию в Пекине, — это формальный выход Китая на первое место в мире по объёму продаж смартфонов и мобильных коммуникационных гаджетов. Поднебесная не только обошла США в этом году: если сбудутся прогнозы, то до конца года страна выйдет просто на невообразимую цифру продаж — 240 миллионов гаджетов! Это в два раза больше, чем в Америке!
Очевидно, что HTC надеется добиться большего, чем ей удалось в США. По этой причине в модель One Max всунули даже модуль 4G LTE для работы на китайских частотах, притом что эта сеть в Китае ещё даже не развёрнута (планируется к запуску в конце 2013 года): это будет первый фаблет на рынке с поддержкой местной скоростной сети.
Ну а теперь мы можем поговорить уже непосредственно о грядущих революционных переменах на всем рынке мобильных коммуникационных гаджетов. HTC надеется, что ей удастся пробиться в категории брендов high-end на китайском рынке. Стартовые условия у неё жуткие: сегодня компания не входит даже в десятку крупнейших вендоров страны. Единственные «иноземцы», кому удалось закрепиться в Поднебесной, — это Apple и Samsung. Всё остальное пространство хай-энда захвачено Lenovo, Huawei и крутыми аборигенами вроде Xiaomi.
Есть ли у HTC шансы на удовлетворение амбиций? Как бы парадоксально это ни звучало, но ответ на этот вопрос не имеет ни малейшего отношения к оценке общей ситуации (хотя и важен, как можно догадаться, для самой HTC 🙂 ). Дело в том, что львиная доля всех тех 240 миллионов продаж приходится не на хай-энд, а на смартфоны и фаблеты, которые производят местные «чайнафоновые» недобренды (вернее, noname-бренды).
В этом и заключается вся сермяжная правда о наступившей революции на рынке мобильных коммуникационных гаджетов: будущее этого рынка целиком и полностью будет определяться тотальным доминированием китайских недобрендов, которые устанавливают на свои продукты такие цены, что ни у каких HTC на свете не будет сил с ними конкурировать.
Пока эти китайские недобренды ещё не инфильтрировались на другие территории, какое-то время под солнцем смогут просуществовать локальные представители этих недобрендов (такие есть и в России, и на Украине, и в Европе, и в Бразилии). Скажу больше: скорее всего, тотальной экспансии непосредственно чайнафонов на чужих рынках не произойдет никогда, поэтому шансы у компаний вроде Prestigio, Highscreen, Pocketbook, Maxx и т. п. гораздо выше, чем у середняков вроде HTC с претензией на хай-энд.
Игроки демпингового рынка сохранятся, зато HTC, LG и, думаю, Sony придется уйти. Либо они просто разорятся. Разумеется, пройдёт лет 10, китайский народ нагуляет жирок, и ему захочется чего-то получше, чем Jiayu, Sunnycube и Newman. Вопрос только в том, удастся ли представителям сегодняшнего бюджетного хай-энда дожить до этого заветного времени.