Если вы часто не знаете, чем себя занять в зале ожидания в зоне вылета, или боитесь потеряться в аэропорту и получить от нескольких прохожих “извините, мне некогда” в ответ свою просьбу подсказать дорогу, то в AppStore вам стоит присмотреть к приложению AppintheAir. Мы поговорили с основателем нового сервиса для общения тех, кто любит летать, Байрамом Аннаковым о том, каким образом он собирается создать сообщество путешествующих по воздуху на основе своего геолокационного стартапа.

557066_411478878903616_966603275_n AppintheAir изначально разрабатывался таким, каким мы видим его сейчас? Как всё начиналось?

В апреле 2011 года мы выпустили геолокационный чат Squeek. Это приложение, которое позволяло людям общаться с незнакомцами вокруг. Например, сидите вы в зале ожидания аэропорта или на лекции и можете общаться с теми, кто поблизости. На удивление, самыми активными нашими пользователями стали люди в залах ожидания аэропорта. Люди общались о том, где бы поесть, обсуждали авиалинии и задержки рейсов. Тогда мы поняли, что нужно создать продукт специально для этой аудитории.
Я летаю раз десять в год примерно и преимущественно один. Для кого-то это много, но только не для некоторых наших пользователей, у которых 96 перелётов за 3 месяца! Есть у нас такой Power user, мы даже для него специальную версию приложения как-то выпустили: Limited Edition… И он долго не хотел потом переключаться на более новые версии…

Что вы предлагаете пользователям?

По большому счёту, у AppintheAir есть три основные функции. Отслеживание полёта: приложение уведомляет вас о задержках рейса, смене терминала или выхода на посадку – в общем, всю актуальную информацию о вашем рейсе. Наша ключевая функция – советы по аэропортам: время, необходимое для регистрации, проверки безопасности и прохождения паспортного контроля, – наши пользователи сами вносят эту информацию, чтобы помочь другим. Сейчас в системе более 78 тыс. советов по более чем 5 тысячам аэропортов. Это незаменимый помощник при прилёте в новом аэропорту или, как у меня, при пересадке: например, от других пользователей я узнал о пароле к Wi-Fi из одного business lounge во Франкфуртском аэропорте. А вы же знаете, сколько стоит wi-fi в иностранных аэропортах… И, наконец, чат – общение с другими пассажирами. Сейчас это не самая активно используемая функция, так как недостаточно пользователей (78 тыс. по состоянию на май), но уже сейчас мы используем чат для общения с нашими пользователями и помогаем им с приложением: даём ответы не только по продукту, но и по аэропорту. К примеру, один школьник интересовался, сможет ли он вылететь в другую страну, когда ему нет ещё 18 лет, – мы обрабатываем и такое.

Что-то с геолокацией в плане технологии придумывали особенное?

Геолокация зашита в современные смартфоны. Всё, что мы делаем, – это определяем местоположение человека и понимаем, какие аэропорты поблизости. Я бы не сказал, что мы активно используем эту технологию сейчас, но планируем, когда будем решать задачу навигации внутри аэропорта.

Как вы интегрируете данные о полётах и обновления новостей в самом аэропорту?

Для этого мы используем два источника: 1) поставщик данных о перелётах FlightStats.com (кстати, им пользуется Google в том числе); 2) данные от пользователей – сейчас это информация о времени прохождения регистрации, паспортного контроля. Для рекомендации спецпредложений в аэропортах мы подключились к таким известными системам онлайн-бронирования, как Expedia & Hotwire.

Ощущается ли как-то проблема языкового барьера?

Сейчас мы ориентируемся на англоязычный мир, хотя поддержку в чате осуществляем и на русском. Да, и ещё на 30+ языках благодаря Google Translate. Но в планах – перевод приложения на азиатские языки и, разумеется, на наш родной русский. Просто в своей стратегии мы ориентируемся на объёмы перелётов в данной стране и количество смартфонов.

В скором ли времени планируется подключать аудиторию Android и других ОС?

Думаю, что это вопрос конца текущего года. Я сторонник подхода, при котором вы отточили свой продукт и бизнес-модель на одном рынке и потом начинаете масштабироваться. Преждевременное масштабирование чревато огромными рисками. Windows Phone & Android – наши следующие приоритеты.

Уже зарабатываете? Каким способом?
AppintheAir – бесплатное приложение. У нас два источника монетизации: 1) подписка на Push/SMS оповещения об изменениях рейсов – годовая (кстати, очень востребованная frequent флаерами) и по количеству полётов; 2) комиссия от продаж дополнительных услуг: наиболее востребованы, судя по опросам, отели, такси и бронирование ресторанов. Мы уже запартнёрились с агрегаторами отелей и аренды автомобилей, далее в плане – такси и рестораны, аэроэкспрессы и билеты на мероприятия/экскурсии. Push/SMS оповещения и спецпредложения на отели и аренду автомобилей работают уже сейчас.

Среди ваших конкурентов – Flight+ и FlightTrack. Есть ли у них функционал для общения?

Это информационные сервисы. К тому же ещё и платные. Кстати, вскоре после выпуска нашего бесплатного приложения обе компании выпустили бесплатные ограниченные версии, но там можно отслеживать только один полёт. Согласитесь, не совсем удобно для тех, кто часто летает. Названные сервисы не работают с информацией от других путешественников, а мы с командой уверены, что краудсорсинг, или “народная мудрость”, – один из лучших и самых полезных источников знаний. Вот вы что предпочитаете: спросить у знакомого, куда сходить в Нью-Йорке, или прочитать стандартные буклеты для туристов? Вот-вот.

Рассматриваете ли вы в качестве конкурентов другие сервисы для быстрого общения и другие геолокационные сервисы? Кто может быть соперником на смежных рынках?
Не совсем: у нас немного разные аудитории с тем же Foursquare. Мы специально заточили функционал под потребности нашего пользователя – ему намного удобнее обращаться к специализированому сервису, чем к “общему”.

Планируете ли вы подключать механизмы геймификации к сервису (бейджи, звания и т.д.)? Какие есть задумки в этом направлении?

Это всё вскоре появится: мы получаем огромное количество просьб об улучшении функционала профиля. Сейчас сервис ведёт статистику перелётов пользователя, аэропортов, самолётов и стран, в которых он побывал. Вот в этой части и появятся элементы геймификации.

Вы развивали проект на собственные средства?

Мы привлекли деньги от инвестфонда imi.vc, основные затраты – на разработку продукта (до недавнего времени). В фонд мы пришли уже с прототипом и с пониманием, на какой аудитории сфокусироваться (фактически модель была “откатана” на Squeek). В ходе бесед с Игорем Мацанюком мы лучше поняли, в каком именно направлении двигаться, и получили инвестиции. В будущем будем искать деньги под маркетинг.

На какой стадии проект сегодня? Удалось ли выйти на окупаемость?

Сейчас мы пока не окупаем себя, но бешеными темпами двигаемся в эту сторону, особенно в последние несколько месяцев. Думаю, что уже до конца года мы возьмём эту планку. Сегодня у нас 78 тыс. скачиваний в месяц, 51 тыс. пользователей добавили полёт хотя бы один раз и регулярно обновляют приложение (таких мы считаем активными).

В глобальных планах как намерены масштабироваться? Какие рынки интересны в первую очередь?

Мы планируем покорить весь англоязычный мир, далее – Азия (Китай, Япония, Южная Корея). Россия также в наших планах. Учитывать при выходе на новые рынки будем, в первую очередь, количество перелётов и количество смартфонов в той или иной стране.

Какие наиболее значимые проблемы стартапов, занимающихся разработкой мобильных приложений, вы бы выделили?

Первое и главное: найти свою аудиторию. Второе – научиться её удерживать; третье – научить её рассказывать другим о приложении; четвёртое – научиться зарабатывать на них достаточно, чтобы окупать себя как бизнес; пятое – масштабироваться. Вот мы сейчас на третьей ступени (любая решённая проблема – это ведь реализованная возможность), хотя уже и зарабатываем.

Вы запустились очень быстро (написали продукт и стали доступными для скачивания всего за девять месяцев) – сейчас перед пользователем, – скорее, MVP или прототип, или почти окончательная версия?

Продукт для меня – это путь, а не какое-то окончательное состояние. Ты развиваешься или умираешь. Поэтому это не прототип, но и не окончательная версия. Он развивается постоянно. Фидбэк мы собираем как через чат Support, так и просто приветствуя новых пользователей по e-mail, или они отправляют через форму обратной связи в приложении. Ещё немаловажным источником является участие в мероприятиях типа TechCrunch Disrupt (мы участвовали в питч-сессиях в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Москве). На такого рода форумах очень много представителей нашей целевой аудитории и за три минуты общения можно узнать больше, чем из десяти писем из формы обратной связи. Идей впереди много: от двусторонней синхронизации с TripIt, о которой нас просят все road warriors (люди, очень часто летающие), до модели годовой подписки, которая оказалось чрезвычайно популярна. А на последнем Disrupte в Нью-Йорке мы смогли оттестировать идею краудсорсинга времени прохождения security и регистрации – этот пункт приводил в восторг всех часто летающих посетителей мероприятия!

По текущей ситуации на рынке: нужно как можно скорее выводить продукт на рынок или максимально “отшлифовывать” продукт?

Точного рецепта нет, но есть хорошая фраза: “Если тебе не стыдно за первую версию своего продукта, значит, ты слишком поздно его вывел на рынок”. Первая версия не должна быть сырой. Понятие “сырости” – неправильное и наводит на неправильное восприятие. Я бы рекомендовал использовать слово “законченность”. Законченность в выполнении основного предназначения вашего приложения, основного конкурентного преимущества. И преимущество может быть не только в продукте, но и в бизнес-модели (freemium, а не платное), в уровне сервиса (онлайн-чат, а не письмо в никуда) и даже в целевой аудитории (не только frequent флаеры, но и те, кто редко летает, и для кого поэтому полет несёт ещё больше стресса и неизвестности).