По информации Data Insght, за ушедший год объём российского рынка e-commerce прошёл отметку в 400 млрд. рублей. На такую сумму приобрели товары различных категорий 22 млн пользователей – почти треть всей аудитории Рунета. По оценкам InSales, представленным на прошедшем РИФ+КИБ-2013, ежегодный рост рынка составляет 30-35 процентов в год; число онлайн-магазинов в российском сегменте – более 100 тысяч. В этой ситуации вполне закономерно на стартап-рынке появляется всё больше проектов, решающих те или иные проблемы интернет-«шопов». Один из таких стартапов – Taberna, позволяет любому человеку быстро “собрать” свой интернет-магазин и запустить его. Мы поговорили с основателем Taberna Денисом Якушевым о том, в чём заключается специфика работы с CMS, и о том, почему не надо бояться делать продукт Open Source.

new_ava-300Денис, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания Taberna. Вы уже работали с e-commerce до стартапа?

Я с 2006 года работал над проектами в e-commerce и уже тогда ощутил нехватку подобного решения, которое удовлетворяло бы техническим требования в разработке проектов. С 2008 года, работая в веб-студии, специализировавшейся на создании интернет-магазинов, проблема вырисовалась ярче. А решения не было. Работая с абсолютно разными платформами, как отечественными, так и западными, не видел подходящего решения для SMB, которое удовлетворяло бы предпринимателей как с технической, так и с инфраструктурной стороны. Многое приходилось каждый раз дорабатывать, оптимизировать и переделывать. С тех пор ситуация несколько изменилась: в России и в мире появилось один-два, пусть три «движка» именно для этой отрасли и малого и среднего бизнеса. Но и условия постоянно меняются. Поэтому я решил сделать Taberna.


Ваша платформа работает как «конструктор» интернет-магазинов, или это более расширенный функционал?

Сегодня делать «конструктор» практически невыгодно и незачем. На российском рынке вам придётся состязаться с коробочными решениями с большим маркетинговым бюджетом и десятком условно-бесплатных CMS, на западном – со сложившимся рынком консалтинга в области IT и рынком дорогой заказной разработки. Но у нас есть другой плюс: в современном интернете тот, кто позже начал, может использовать все передовые наработки и готовность рынка к тем моделям монетизации, которые раньше невозможно было встроить в продукт (допустим, та же геймификация).

Хотя, конечно, основа данного типа ПО остаётся той же. Базовый функционал у нас бесплатен, а некоторые «фичи» по модели freemium распространяются сейчас. В этом смысле мы выбрали для себя узкую специализацию – только e-сommerce и автоматизация того, что повышает конверсию посетителя в покупателя. 3D-фотографии товаров, допустим. Персонализация товарного описания. 50 3D-объектов, к примеру, бесплатно, дальше: один объект = один доллар.
Должен отметить, что сегодня мы не оперируем утверждённой и незыблемой бизнес-моделью. У нас есть силы для быстрого старта и для изменения стратегии, если что-то пойдёт не так, как мы ожидали. Мы планируем быть «просто другими». Во-первых, текущий вид продукта – это проба пера и сил. К осени мы должны запустить полноценную SaaS-версию. Во-первых, мы запустим облачную CMS, во-вторых – партнёрскую программу, в рамках которой интернет-магазин сможет сразу выбирать платёжную систему, партнёра по автоматизированному поисковому продвижению, облачное решение в бухгалтерии и т.п. И мы считаем, что сегодня ситуация – технологически и рыночно – такова, что есть уникальная возможность сделать SaaS-решение таким же по стоимости, как enterprise-внедрение. Клиенты будут его покупать. Потому что мы сразу программируем продукт не для начинающих интернет-магазинов, а с расчётом на высокие нагрузки (highload). Зарабатывать мы хотим именно на партнёрских платежах в проценте от оборота тех клиентов, кто подключился к партнёру именно через Taberna.

Мы не хотим конкурировать ни с кем напрямую. В России есть всего один продукт именно в той бизнес-модели, как мы задумываем. В мире – два-три. На глобальном рынке нам всем пока что хватит места. Кроме того, всегда возможно сократить амбиции по завоеванию 100 процентов рынка и взять три-пять-семь процентов, но в самом маржинальном сегменте. Даже «одно из многих» решение может выиграть за счёт нишевой дифференциации. Посмотрите на ZenDesk: среди моря CRM-систем они стали просто лучшей системой по фиксированию обращений в службу поддержки. Без замаха на прожект-менеджмент и т.п. Just ticketing. Это можно сделать и в SaaS-продуктах для интернет-торговли.


Кто основные заказчики готовых магазинов сейчас?

Сейчас мы больше пишем на заказ, хотя и не можем похвастаться пока особенно крупными внедрениями. Осенью, когда будет SaaS-версия, и к декабрю, когда выйдет Taberna 2.0, можно будет говорить конкретнее. Но, конечно, мы ориентированы на b2b, и пока что основной потребитель подобных решений в России и мире – это малый и средний бизнес, так называемый сектор smb. Хотя сектор неоднороден: американский smb, к примеру, и количественно больше, и богаче российского; испаноязычный сегмент – количественно тоже гораздо больше, даже если обороты сравнимы.
Очень интересно в этом плане попытаться автоматизировать перенос каталога из большого веба в мобильные устройства. Мы пока только задумываемся над этим, но не ставим в краткосрочные планы для разработчиков.

Можете как-то оценить вашу текущую аудиторию?

Начинающие предприниматели, мигранты с других систем, разработчики и несколько клиентов с крупными нагруженными системами, которым мы лично помогаем внедрять нашу разработку.


Основной сложностью создатели подобных платформ обычно называют то, что достаточно трудно подобрать набор модулей, которые окажутся универсальными для всех магазинов. Как эту проблему решаете вы?

Мы не хотим делать сами все универсальные модули. Мы бы вообще в идеале не хотели делать модули своими руками. На смежном рынке есть такой продукт, как Template monster. Вот там полно «скинов», дизайнов для сайта – все они сделаны под разные CMS на основе общего движка. Есть бесплатные, есть платные. Наше решение – open source, так что разработчики могут делать свои модули и скоро смогут их продавать. Опять же подобных платформ, на самом деле, считанное количество. CMS, которые были бы рассчитаны на e-commerce, и только, совсем немного. Мы не хотим создавать в этом плане глобальное решение. Только торговля через интернет. Не больше и не меньше.

То есть помимо «прецедентного» создания дополнительных блоков (как только требование появляется – вы дописываете модуль) есть возможность подключить активность разработчиков?
Да, мы планируем формировать «биржу» модулей от разработчиков. Создание модулей на основе экспертного опроса и собственного прогнозирования рынка. При прецедентном формате всегда нужно оценивать, насколько уместно тратить силы и время именно на этот модуль, насколько релевантно требование, – а это ненужно. Формат OpenSource позволяет пользователям дорабатывать необходимую функциональность, которую мы включаем в состав основной платформы. Частью разработок пользователи сами делятся друг с другом на форуме.

То есть Open Source – принципиальная позиция?

О коммерческих плюсах я уже сказал. Но, в первую очередь, это просто другой рынок. И, повторюсь, мы не хотим конкурировать на рынке дорогой заказной разработки или коробочных решений. Мир большой, мы сможем захватить свою долю в другом сегменте.

Насколько активно сегодня другие разработчики помогают вам совершенствовать сервис? Вы используете какие-то механизмы привлечения к такой помощи сторонних пользователей-программистов?

Мы активно работаем над созданием сообщества разработчиков вокруг основной открытой платформы. Разработчики получают наши консультации и выполняют работу для владельцев магазинов. Я благодарен другим разработчикам за обратную связь, которую постоянно получаю вместе с мнением «со стороны» о том, как сделать систему ещё лучшефункциональнейудобней. Часто уже готовые решения от сторонних разработчиков предлагают. Однако на сто пользователей, как правило, только один готов помогать развивать систему и сервисы, которые он непосредственно внедрил. А все внедрённые сервисы нуждаются в поддержке. Мы работаем над увеличением этого показателя. Сейчас в планах – сделать биржу труда для автоматизации и более удобной коммуникации исполнителей и владельцев интернет-магазинов.

Ведёте ли вы созданные проекты в плане технической помощи?

Техническая поддержка у нас есть. Пока она только в онлайне, и этого хватает веб-мастерам. Однако скоро потребуется открывать поддержку и по телефону. Источником денег именно поддержка для нас не является и сможет являться, только если мы будем выделять персональных менеджеров, проявлять индивидуальный подход. Но в целом мы пока не думаем, что эта часть деятельности может приносить существенную часть дохода.

На ваш взгляд, какие сектора в e-commerce сегодня более популярны? Это как-то отражается на вашем сервисе?

По оценкам экспертов, быстрее всего в Рунете сегодня продаётся электроника, гаджеты – этот сектор и богаче всего, и растёт быстрее рынка; обувь и одежда растут медленнее рынка, но, по сравнению с ситуацией три года назад, эти товары занимают большую долю. Будут расти продажи в интернете товаров для дома, мебели, товаров для ремонта – просто потому, что раньше их не продавали и не покупали в онлайне. А теперь начали. Через два-три года и этот сектор стабилизируется.
Но в целом на нашем сервисе отражается только разница между цифровым товаром (продажа контента: книг, фильмов, фотографий, игр…) и реальным (есть даже термин такой – «товары с удалённой физической доставкой» в противовес «товарам с мгновенной доставкой»). Им нужен разный функционал товарной витрины, разная работа с «корзиной». Но делаете ли вы на Taberna магазин книжный или магазин электродрелей, всё равно.

Насколько малый и средний бизнес в России сегодня восприимчив к инновациям? Традиционно считается, что в b2c у нас спрос на новые продукты выше, чем в b2b. Насколько сложно, по вашему ощущению, работать в b2b-сегменте?

Могу сказать, что всё неоднозначно. Основное, что необходимо стартапу, – скорость и гибкость. Мы также делаем на это ставку. В b2c сегменте традиционно больше затраты на маркетинг, порог входа выше, труднее придумать что-то новое. B2b в интернете не может жаловаться на консерватизм. Если предприниматель, ритейлер пришёл в Сеть, он предъявляет, скорее, повышенные требования к инновационности.

Сегодня, когда «шум» вокруг стартапов довольно большой, многие разработчики предпочитают уйти с головой в работу и относиться к окружающему именно как к стартап-«тусовке». Хорошо это или плохо и как заниматься активным развитием продукта и одновременно рассказывать о нём в стартап-сообществе?

Думаю, не нужно отвлекаться на стартап-движение, а одновременно стоит пользоваться возможностями государства и рынка. Конечно, для того чтобы заявить о себе, стартап-движение удобно как минимум тем, что сейчас оно, вообще говоря, появилось. Но после того, как вас заметили, а лучше, и вместе с тем и даже вместо того, необходимо сконцентрироваться на продукте. И команде. Инвестор оценивает команду и её трудоспособность. И очень многие говорят и показывают на деле то, что команда им даже интереснее продукта.

Вы развивали проект на собственные деньги?

Почти год разработка финансировалась за счёт основателей, по правилу FFF (Friends, Fools, Family) для проверки теории и актуальности решения на рынке. В марте этого года мы привлекли частные инвестиции; условия сделки мы пока не можем разглашать. В таком сложном технологическом продукте, как наш, основные затраты связаны именно с созданием продукта – это и написание кода, и создание сообщества, анализ и сбор информации от пользователей, тестирование внедрений и снова совершенствование. Собственно, все эти задачи мы и решаем на полученные деньги.

Очень много уходит средств на создание и поддержание инфраструктуры вокруг бесплатного программного обеспечения. Мы ещё не закончили создание самого продукта, однако в течение полугода предполагаем закончить работы и представить ряд удобных и востребованных сервисов – таких, как магазин дополнений, аренда функциональности и дизайна, биржа труда. К тому же мы планируем развивать наш облачный сервис. Это поможет упростить работу интернет-магазинов и больше заработать сообществу разработчиков.

Вы завоевали Start In Garage от Microsoft BizSpark. Как сказалось участие в программе на развитии проекта?

Программу Start In Garage мы выиграли как приз за победу в Harvest от GreenfieldProject. Так сложилось, что самым полезным для меня по итогам участия в программе оказался опыт работы с мобильными приложениями: создание, ведение и маркетинг. После Start In Garage от RiseVentures я обратил внимание на мобильные приложения для коммерции. Сейчас мы предварительно договорились с рядом компаний о сотрудничестве в сфере создания мобильных приложений для интернет-магазинов. Надеемся, пользователи оценят нашу совместную работу положительно и увеличат свои продажи за счёт мобильной версии их магазинов.

В целом, вы считаете акселерационные программы интенсивными и эффективными? Это больше погружение в работу или «тусовка»?

Несомненно, акселерационные программы очень полезны. Однако не стоит забывать, что не они делают продукт, а вы. Поэтому увлекаться, ставить приоритетной целью попадание в акселератор я бы не стал. Каждый выносит из акселерационных программ то, что ему полезно, исходя из вида деятельности, личности основателя.

По вашему ощущению, венчурные инвесторы с опаской смотрят на open source разработки? Можете столкнуться с трудностями?

Формат OpenSource для рынка СНГ пока недостаточно развит, и мы как раз работаем в этом направлении. Для венчурных инвесторов, думаю, не формат решения играет роль, а риски, связанные с вложениями, и метрики, показывающие эффективность вложения, рост и прибыльность компании в перспективе. Мы планируем поднимать следующий раунд инвестиций позже, а пока мы сконцентрировались на создании продукта и инфраструктуры, обеспечении постоянного дохода компании.

Вы рассчитываете главным образом на пользователей Рунета? Есть ли мысли по поводу выхода на западный рынок?

Мы не оцениваем российский или украинский рынок как единственный для нас. Внутри команды есть мнение, что, возможно, нам стоит сразу запускаться в США. Лично мне кажется, что интересен и рынок Китая, хотя он и гораздо сложнее. Наверное, выход в США – более реальный для нас сценарий: можно сразу наступить на «глобальные грабли», а не только региональные. Зато и выигрыш больше.


Вы наверняка активно собираете отзывы пользователей о продукте. По вашему опыту, какие здесь могут быть для стартапа эффективные инструменты?

Мы собираем отклики по всем возможным каналам (реформал, форум, письма, телефон) и стараемся помогать владельцам интернет-магазинов, вникая в их проблемы. Самые типовые проблемы мы стараемся решать глобально, добавляя их в следующие версии системы. Что касается разнообразных индивидуальных правок, то всегда нужно оценивать затраты на их внедрение и возможную прибыль от этого внедрения. Да, конечно, не хватает рук, но в отрасли разработки клиентского ПО на обработку индивидуальных пожеланий их не хватает и в ведущих компаниях и командах. Надеюсь, что нам удастся соблюсти баланс сил и интересов – мы ценим каждого нашего клиента. Я уверен, что тесное сотрудничество и постоянная обратная связь с конечным потребителем помогут сделать продукт лучше. Мир меняется каждый день и задачи для владельцев интернет-магазинов – тоже.

Какие сложности испытывает e-commerce? Все мечтают о PayPal в России, неужели такие сложности с платёжными системами?

Я бы сказал, что основные трудности – с доставкой, логистикой. Что касается платежей, всё просто: интегрироваться можно с десятками систем и как минимум с пятью агрегаторами с примерно одинаковыми условиями и техническим уровнем реализации. Даже для трансграничной торговли отсутствие в России PayPal не представляло проблемы, как показывает практика. Теперь PayPal пришёл в Россию, но вряд ли сильные игроки в сфере онлайн-платежей значительно уступят ему. Конечно, для интеграции сервиса с платёжными системами требуются специальные знания, сильный программист, и это неизбежно, потому что e-commerce – один из самых технологически сложных секторов в глобальном интернете, а не только в России.