О грядущем буме носимых компьютеров говорят давно. В многочисленных концептах доминируют очки дополненной реальности и модели, закрепляемые на запястье. Из-за неопределённости термина трудно провести чёткую грань между умными контроллерами и собственно компьютерами, с которыми пользователь будет практически неразлучен. Например, устройство профессора Стива Мэнна (Steve Mann), созданное в 1981 году для управления осветительным оборудованием, вряд ли сейчас назовут компьютером. В то же время недавно представленный контроллер MYO от Thalmic Labs многие воспринимают именно как носимый компьютер с оригинальным управлением.

Помимо ставших популярными ещё до начала продаж очков Google Glass, аналогичные разработки ведутся и другими научными коллективами. К примеру, более совершенный вариант ещё в прошлом году анонсировала лаборатория фотонных устройств Федеральной политехнической школы Лозанны.

В отличие от очков, модели для ношения на руке требуют гибкого подхода во всех смыслах. Гаджет WIMM One под управлением ОС Android появился в конце 2011 года. Он выделялся двухрежимным экраном. Интерфейс базовых программ был выполнен в оттенках серого и работал на экране в режиме пониженного энергопотребления. Отдельные приложения переключали его в полноцветный режим.

Гаджет WIMM One (фото: slashgear.com)
Гаджет WIMM One (фото: slashgear.com)

Чуть позже были представлены подобные “умные часы” Sony Xperia.

Sony Xperia smartwatch (фото: slashgear.com)
Sony Xperia smartwatch (фото: slashgear.com)

Однако это всё было разминкой для производителей. Сегодняшние прототипы носимых компьютеров на базе гибкой «электронной бумаги» компании Plastic Logic уже меньше напоминают навороченные часы. Их аппаратная платформа близка к таковой у смартфонов среднего класса.

Сравнимая хотя бы с планшетами функциональность наверняка потребует отдельного блока с ещё более мощной начинкой, так что в будущих серийных устройствах это может быть и частично автономный дисплей носимого компьютера. Интерес к ним проявляют Apple (iWatch), Samsung и LG (последовательность довольно традиционная).

iWatch (изображение: Antonio De Rosa)
Один из концептов iWatch (изображение: Antonio De Rosa)

В чём же проблема всех этих милых гаджетов, появления которых мы ждём с прошлого века? Понять негативную роль таких устройств довольно просто. Достаточно оглядеться вокруг и присмотреться к поведению людей, уже сейчас сильно зависящих от своих электронных помощников. Пока они ещё (пере)носимые, и это оставляет пространство для нормальных социальных взаимодействий, но скоро его станет гораздо меньше.

Аспект первый: снижение концентрации внимания

Речь пойдёт даже не о вождении автомобиля в очках Google Glass. Концептуально они как раз должны помогать водителю, показывая карту маршрута и вспомогательную информацию. Однако реально вполне могут отвлекать от управления, и прозрачность их здесь не оправдает. Одно дело – смотреть на дорогу, и совсем другое – воспринимать дорожную ситуацию. В целом проблема внимания гораздо шире.

Уже сейчас звонки и сообщения грубо прерывают беседу при личной встрече, мешают учёбе и работе. Если телефон ещё можно убрать или забыть, то носимый компьютер практически всегда будет с владельцем. Это уже не просто средство связи, а именно универсальный микрокомпьютер, с которым у современного человека будет связана большая часть работы и развлечений. Поэтому добровольно выключать его людям не захочется никогда.

Смартфоны отвлекают в самый неподходящий момент. Представьте, что будет с носимыми компьютерами (фото: androidzone.org)
Смартфоны отвлекают в самый неподходящий момент. Представьте, что будет с носимыми компьютерами (фото: androidzone.org)

Пока ищешь что-то в Сети, напишут в Google Talk или Skype о том, что давно ждут ответа на письмо и авторизацию в аське. Прилетит твит про новую запись в Facebook. Добавятся в друзья какие-то странные люди. Возникнет острое желание ответить на пару сотен комментариев (разумеется, их авторы кругом неправы и вообще давно не пили яда). За всей этой псевдоактивностью незаметно пройдут часы. Очнётся счастливый обладатель гаджета в пустом офисе или закрывающемся ресторане. Может быть, даже вспомнит, что приходил сюда не один.

В случае очков, подобных Google Glass, ситуация ещё хуже. Масса отвлекающей информации будет маячить буквально перед глазами.

Аспект второй: активность в социальных сетях уводит из настоящего социума

Продолжая мысль о псевдоактивности, стоит отметить ещё один момент. Носимые компьютеры приведут к тому, что человек практически постоянно будет присутствовать в соцсетях.

Носимые компьютеры не выпустят из соцсетей (фото: fastcompany.com)
Носимые компьютеры не выпустят из соцсетей
(фото: fastcompany.com)

Казалось бы, чего опасаться? Они появились далеко не вчера. Сегодня есть соответствующие приложения для iOS и Android. Иконки быстрого входа на Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники» у многих расположены на главном экране.

Всё так, но пока ещё от постоянного сидения в этих убивалках времени спасают только занятые руки. Смартфон или планшет надо достать и разблокировать, а затем удерживать хотя бы одной рукой. Теперь же руки станут свободнее, а в очках дополненной реальности в них вообще не будет особой необходимости.

Аспект третий: потеря эмпатии

Сейчас различные чувства принято выражать эмотиконами. Паровоз плачущих смайликов в ответ на известие о смерти близкого человека уже никого не удивляет. Такая реакция статистически нормальна. Похоже, скоро роботы смогут имитировать эмоции и заинтересованность лучше, чем сейчас это делают многие из людей.

Роботы уже воспринимаются более эмоционально, чем многие из людей (коллаж: Franz Steiner)
Роботы уже воспринимаются более эмоционально, чем многие из людей (коллаж: Franz Steiner)

С появлением носимых компьютеров способность сопереживать собеседнику (или хотя бы просто ощущать его настроение) только ухудшится. Только представьте: человек смотрит на вас и приязненно улыбается. Вы слегка смущаетесь и думаете, чем привлекли его внимание, но на самом деле он не видит вас в упор. Просто его взгляд в Google Glass устремлён в вашем направлении, а улыбку вызывал ролик на Youtube.

Актуальным наблюдением на эту тему делится адъюнкт-профессор Темпльского университета Джон Титлоу (John Paul Titlow): «Однажды я ждал столик в переполненном ресторане и обратил внимание на сидящую поблизости семью. Они собрались вместе, но каждый достал смартфон и молча созерцал экран. В свою очередь, я заметил их только потому, что оторвал взгляд от своего». Наверное, это выглядело примерно так.

Концепт Eye-phone (кадр из мультсериала Futurama)
Концепт Eye-phone (кадр из мультсериала Futurama)

К чему бояться зомби-апокалипсиса, если он уже давно наступил? Погружённые в виртуальность люди встречаются на улицах повсюду. Когда они собираются группами, это иногда выглядит забавно, однако в целом явление вызывает серьёзные опасения.

Из-за смартфонов на улице полно зомби
Из-за смартфонов на улице полно зомби
...они буквально ходят толпами
…они буквально ходят толпами

С носимыми компьютерами ситуация станет ещё “веселее”.

Аспект четвёртый: переход от психологической зависимости к физической

Если смотреть на общий вектор развития, то носимые компьютеры – лишь промежуточный этап на пути внедрения имплантируемых. Бескровная апробация другой давней концепции. Даже при взаимодействии со смартфоном или планшетом управление оказывается двусторонним: вы думаете, что пользуетесь им, но часто просто реагируете на его сообщения. Инициатива исходит не от вас. Это вами давно и постоянно управляют – через мнимых друзей, навязанные интересы, индуцированные желания, вымышленные страхи и проблемы, в поисках избавления от которых вы тратите реальные средства. Носимые компьютеры усугубят эту зависимость, а имплантируемые – сделают физической.

Google Glass: до и после ношения (фото: slashgear.com)
Google Glass: до и после ношения (фото: slashgear.com)

Это будут не столько бионические протезы, о которых «Компьютерра» уже писала, сколько средства для превращения вас в более послушную марионетку. Только у будущей куклы практически не останется шансов оборвать нити.

Упомянутый в начале статьи профессор Стив Мэнн как нельзя лучше иллюстрирует данную проблему. Этот человек известен всему миру как «первый киборг». На протяжении многих лет он разрабатывал и испытывал на себе различные модули носимых и имплантируемых компьютерных систем. Под его кожу были вшиты многочисленные датчики, тело опутано проводами, а на голове большую часть времени находился шлем виртуальной реальности или очки дополненной. Со всем этим оборудованием он не расставался и даже путешествовал по миру.

Стив Мэнн - при виде его роботы делят на ноль
Стив Мэнн – при виде его роботы делят на ноль

Неприятности случились в 2002 году в аэропорту города Ньюфаундленд. После событий 11 сентября 2001 года службы безопасности стали вести себя куда менее любезно. Стива задержали, проверяли трое суток, оборвали провода (что вызвало кровотечение) и повредили практически всё уникальное оборудование. Оставшись без него (а также столкнувшись с таким отношением), Мэнн испытал глубокий психологический шок. Когда его отпустили, он не смог ориентироваться в пространстве. Стив падал, терял сознание и был в итоге поднят на борт самолёта в инвалидном кресле.

Выводы

Главная причина агитации против широкого распространения носимых компьютеров заключается в том, что общество просто не готово к ним. Большинство людей обладает слабыми навыками самоконтроля и не осознаёт ситуаций, в которых использование гаджетов с развитыми коммуникативными возможностями на самом деле мешает общению. Легче всего это заметить на примере детей, но и взрослые часто ведут себя не лучше.

Встреча в кафе с подругами - это весело
Лёгкость общения?

Всматриваться в экран смартфона во время личной встречи неприлично, однако такой распространённый способ быть одному среди толпы очевиден для окружающих и уже стал привычным. Носимые компьютеры (особенно в форме очков) делают процесс менее заметным, а его эффект – более неприятным.

Заключение

Технологии уже давно развиваются быстрее законов и норм этики. Каждая инновация всегда поначалу сопряжена с некоторыми социальными проблемами, но среди них нет принципиально нерешаемых. Главное, чтобы пользователь оставался хоть чуточку умнее своего компьютера и умел обходиться без него.