Как стартапу выбрать акселератор?

Для любого стартапа первые полгода — самые важные в развитии. Эти первые месяцы определяют становление и развитие всей компании. Возможность именно в этот период попасть в топовый акселератор может сыграть ключевую роль в успехе или неуспехе компании.

Сегодня я хотел бы остановиться на том, как стартапу определиться с тем, в какой из акселераторов (их сегодня в России уже десятки) стоит подавать заявку.

В целом большинство российских акселераторов более или менее похожи, так как повторяют модель американского Y Combinator. И понятно, пройти какую-либо программу акселерации – это лучше, чем не пройти ничего: хоть чему-то вы научитесь. С другой стороны, вы должны очень хорошо понимать, что время для стартапа – один из самых важных ресурсов, и подчас «потраченные» два-три месяца решают очень и очень многое. Так что подойти к выбору акселератора всё-таки стоит ответственно.

При этом нельзя говорить, что одна программа или модель работы со стартапами — «хорошая», а другая — «плохая». Каждая модель разработана под определённые цели и задачи, и стартапу нужно выбрать ту программу и на тех условиях, которые подходят именно ему в зависимости от стадии развития проекта, от потребностей и многих других факторов.

Для того чтобы принять верное решение об участии в той или иной программе акселерации, стартап должен подумать над следующими вопросами:
• При принятии решения нужно обращать внимание на то, какова на текущий момент оценка вашей компании.
• Позволит ли эта программа совершить качественный скачок в развитии?
• Есть ли в программе «проверенные» менторы, которые помогут увеличить стоимость компании?
• Поможет ли эта программа завести/построить партнёрские отношения и качественно улучшить и ускорить развитие компании?
• Поможет ли эта программа получить финансирование по завершении?
• Какие есть возможности по дальнейшему выходу из акселератора?

При самом лучшем сценарии, проект-выпускник получает финансирования от инвестора, работающего в «связке» с акселератором. В качестве примера: буквально на днях наш выпускник (GTI Labs), стартап Car-Fin, запустивший онлайн-сервис для покупки автомобиля в кредит, получил инвестиции в размере 400 000 долларов от венчурного фонда Prostor Capital и Московского фонда развития венчурного инвестирования.

У основателей стартапов часто возникают сомнения и недоверие, связанное с тем, что акселераторы берут долю компании, как инвестор. Этот момент не должен останавливать перед выбором, участвовать в программе или нет. Здесь действительно как с инвестором: нужно принимать решение в зависимости от того, что это дает вам — важно смотреть на ту реальную стоимость, которую добавляет участие в программе именно вашего проекта (а для этого — смотри вопросы выше).

Ещё один вопрос, который часто возникает у российских стартапов: стоит ли ехать в акселератор за рубеж и насколько реально российским стартаперам пробиться в западный акселератор? Здесь стоит учитывать то, на каком рынке стартап намерен запускаться. Если это программа образовательная, то в любом случае она будет полезна при условии, что основатель может себе это позволить. Нужно признать, что западные образовательные программы пока ещё намного опережают российские по уровню и качеству. Но если речь идёт об акселераторе, в котором упор именно на проработку проекта, на hands-on experience, то всё зависит от рынка. То есть если проект намерен стартовать на американском рынке, то связи, знакомства и поддержка именно там очень важны. Если рынок российский, то лучше и начинать здесь.

Пробовать в любом случае можно, и стать участником западной акселерационной программы — вполне реально, такие примеры хоть и не часто, но появляются. Однако также нужно понимать, что уровень компетенций и конкуренции за рубежом совсем другой, поэтому нужно быть очень уверенным в своих силах и внимательно изучить примеры и условия. К тому же необходимо не забывать ещё об одной на первый взгляд мелочи, которая тем не менее может стать серьёзным барьером: язык! Там не будет времени на изучение языка.

Если правильно и вдумчиво подойти к выбору и подготовке к участию в акселераторе, можно найти именно то, что в большей степени устроит и основателей проекта, и акселератор, и, при условии успешной работы, в конечном итоге инвестора.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях