Астрономы нашли чёрные дыры, которые весят в миллиарды раз больше Солнца

Группа астрономов из университета Дарема и Кембриджского университета исследует восемнадцать ярчайших галактических скоплений в поисках самых массивных чёрных дыр. Полученные к концу 2012 года результаты говорят о том, что по крайней мере десять изученных галактик должны содержать чёрные дыры с необычайно большим гравитационным радиусом и массами от 10 до 40 млрд. солнечных.

Такие объекты предлагается называть термином «ультрамассивная чёрная дыра», чтобы не путать их с более распространёнными сверхмассивными и обычными чёрными дырами, возникающими при коллапсе одиночной звезды.

По данным рентгеновской орбитальной обсерватории Chandra, ультрамассивная чёрная дыра находится в центре большой эллиптической галактики, расположенной в центре галактического скопления PKS 0745-19. Она удалена от Земли на 1,3 млрд. световых лет (изображение: NASA)

Оценки проводились через известное соотношение между массой чёрной дыры и мощностью порождаемого ею излучения в рентгеновском диапазоне. Для проверки использовались установленные ранее типичные пропорции между массой чёрной дыры и компонентами ядра галактики.

Кандидатов на звание «ультрамассивной чёрной дыры» пока известно немного. Об обнаружении одного из них «Компьютерра» писала ранее.

Исследователи уверены, что распространённость чёрных дыр в миллиарды солнечных масс гораздо выше, чем было принято считать. Проблема лишь в сложности их обнаружения. Достаточно мощные для этого астрономические инструменты стали появляться только в последние годы.