Фёдор Ченков (VendoSoft) о том, как SMS-спамеры спасут людей от спама

«Здравствуйте! Я рассылаю спам по SMS!» — примерно с такими словами во время перерыва на конференции TechCrunch Moscow 2012 ко мне подошёл генеральный директор компании VendoSoft Фёдор Ченков. Картонная чашечка с эспрессо дрогнула в моих руках. «Не крикнуть ли «Бейте спамера!» — мелькнуло в голове. Пока я соображал, он перешёл к рассказу о куда более интересном проекте.

Вообще говоря, российские стартаперы, собравшиеся на конференции, хоть и были заинтересованы в знакомстве, но без предупреждения на журналистов не бросались. Кофе пришлось поставить на столик и потянуться за диктофоном. Мой собеседник тем временем продолжал:

— Человек в магазине заполняет какую-то анкету, оставляет телефон, и тут ему начинают приходить SMS-ки: «Приходите, у нас распродажа, скидки и так далее». Компаниям это выгодно, но в последнее время таких SMS стало реально много. В том числе встречается и спам — то есть SMS, на которые люди не подписывались. Людей это реально бесит. И мы делаем — практически сделали — такой сайт, на который можно зайти и отписаться от рассылок, которые не интересны.

— Компания для этого должна с вами сотрудничать?

— Какая компания?

— Которая рассылает такие SMS. Или вы их сами рассылаете?

— Мы рассылаем, другие компании рассылают… Сейчас расскажу подробнее. Смотрите. Те компании, которые рассылают, им тоже выгодно, чтобы те люди, которые хотят отказаться от рассылок, не доходили до жалобы в ФАС, потому что тогда их начинают штрафовать. Понимаете, да? Есть такие случаи. Мы же хотим, чтобы вообще любой человек мог зайти и отказаться от какой-то рассылки. Затем мы сообщаем об этом всем компаниям — у нас есть реестр операторов (в смысле тех, кто занимается мобильными). Если же это какая-то заброшенная рассылка, спам, мошенничество и так далее, то сайт сам создаёт жалобу и эта жалоба отправляется в ФАС от имени человека.

— Какова схема ваших отношений с компаниями, которые рассылают SMS? Как это происходит? Они приходят к вам? Вы приходите к ним?

— Если это первый контакт, то мы приходим к ним и говорим, что вот, есть человек, он хочет отказаться от таких-то рассылок, если вы его отписываете, то вы нам об этом сообщаете. Так мы делаем с каждым первоначальным контактом.

— То есть вы посылаете им списки людей, которые хотят отписаться?

— Вообще там сложнее: у нас на сайте есть личный кабинет, где они могут смотреть всё это. И показывать действия типа «вот эту заявку мы приняли» или «мы от неё отказались, эти не наше». Если все отказались, или никто не говорит «мы отписали человека», то мы генерируем жалобу в ФАС. Дело от лица человека отправляется туда. Мы оформляем с ним договор-оферту и посылаем в ФАС, а там уже разбираются. ФАС работает по разуму: в некоторых регионах он может забить на это, в некоторых — оштрафовать, но сейчас тем не менее это единственный юридически правильный метод работы. Вообще, всем операторам будет выгодно не доводить дело до ФАС. В этом их интерес.

— Какие-нибудь примеры уже были? Тестировали всю схему взаимодействия? Сайт уже запущен и работает?

— Да, были. Но сайт ещё не работает, потому что мы решили поменять дизайн. Потому что мы его так делаем-делаем, и решили сменить дизайн сейчас, потому что всё такое красивое… Просто у нас это бесплатный проект, который не приносит нам прямой выгоды. Мы просто хотим улучшить этот рынок, сделать его более цивилизованным. Например, на Западе есть специальные списки — Do Not Call Lists. Туда каждый человек может себя занести, и телемаркетологи не смогут ему звонить. Это закон. В России эта область очень слабо регулируется, и мы хотим сами сделать её более цивилизованной. Никаких денег мы за отписку с людей не берём, но считаем, что это просто сделает рынок лучше. И вообще, это должно улучшить отношение людей к рассылкам.

— Это, конечно, хорошее дело. Но кто всё же будет платить? Если не пользователи, то кто?

— Мы вообще не планировали монетизировать этот сервис. Мы сами занимаемся SMS-маркетингом, мы получаем деньги от компаний, которые отсылают SMS. Понимаете?

— Понимаю.

— Мы опрашиваем конечных людей, покупателей: «Как вы относитесть к SMS?» Мы недавно проводили конкурс на самые тупые прикольные SMS. Людям реально…

— Извините, я, наверное, прослушал пример компании, к которой вы пришли и сказали: «Мы хотим этих людей отписать»…

— Нет, мы сами только подавали жалобу в ФАС, чтобы посмотреть, как это работает.

— А чтобы компания добровольно согласилась — такого случая не было?

— Чтобы она добровольно согласилась, нам сначала нужно получить реальные заявки от людей. Тут проблема курицы и яйца. Мы не можем компаниям сказать: «Давайте, работайте с нами», — потому что нас никто не знает. Наша цель — получить PR, и когда у нас, к примеру, будет сто заявок, тогда мы звоним и говорим: «У нас есть сто заявок, мы их сейчас вам отсылаем, и у вас есть определённое время, чтобы отреагировать».

— Когда сайт откроется, напишите мне. Я бы пожаловался на «ЦентрОбувь» и «Снежную Королеву».

— Отлично! Мы в самом деле хотим сделать эту штуку, потому что у государства что-то до дела не доходит, и из-за этого все страдают.

— А сами вы чем всё-таки занимаетесь?

— Мы занимаемся SMS-маркетингом, то есть сами рассылаем эти SMS. И когда потом общаемся с людьми, и они узнают, что занимаемся такой хернёй, то говорят: «Оу, фак, мне столько SMS приходит, прекрати уже их присылать!» Понимаете?

— Отлично понимаю.

— А некоторые говорят: «А вот мне пришла SMS очень хорошая!»

— Вот моя визитка. Только мне SMS не присылайте, пожалуйста.

— Да, вы не оригинальны, все это говорят.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях