Всё-таки удивительно, насколько велика власть аналитиков в современном мире. Вот, давайте посмотрим: есть компания А, которая некогда была одним из лидеров в своём секторе, затем вдруг дела у неё резко пошли под откос. Предпосылки к этому формировались давно, просто в один момент образовался вполне конкретный катализатор, а точнее – мощная конкуренция. И всё: акции компании, рыночная доля, объёмы продаж летят в тартарары.

Quoth the Raven: “Nevermore”, иллюстрация Эдуарда Манэ к французскому переводу поэмы Э.-А. По “Ворон”. (Wikipedia)
В компании меняется руководство: собственно, сомнительная деятельность предыдущего правления и привела компанию А к тому, что с ней случилось. Новое руководство принимает очень сложное (и ещё непонятно, не губительное ли, в конечном счёте) решение отодвинуть релиз давно запланированного продукта на длительный срок с тем, чтобы довести его если не до совершенства, то хотя бы до ума.

Дальше новому правлению приходится тянуть из болота не одного бегемота, но трёх: покуда где-то “за кулисами” ведётся до/раз-работка будущего флагманского продукта, приходится всеми правдами и неправдами завлекать новых разработчиков для создания сопутствующей экосистемы (дикое, однако, слово в технологическом контексте). А в дополнение к этому требуется постоянно предпринимать титанические PR-усилия, чтобы поддерживать у широкой общественности сознание того, что компания А жива и вот-вот выдаст нечто такое, что все сразу ахнут. А для конкурентов – жареным запахнет.

И каким-то чудесным образом у компании А начинает что-то такое получаться. Предварительные версии почти готового продукта раздаются на тестирование заинтересованным сторонам, и заинтересованные стороны говорят: “А что, очень неплохо!” Над компанией постоянно кружатся вороньём многочисленные аналитики, эксперты и журналисты, с упоением предрекая компании А провал, гибель и мрак, однако руководители компании отмахиваются большой доской с надписью “80 млн пользователей” и держат настолько уверенную мину при не очень понятной игре, что даже самые упёртые негативисты начинают тушеваться и сомневаться в своей правоте.

И акции компании А начинают ползти вверх. Потому что компания показывает не только чудеса пиара, но и рабочие прототипы.

Но тут оказывается достаточно, чтобы один – особо крупный, правда, – ворон-аналитик каркнул “Nevermore”, и акции опять осыпаются, как снег с ёлки. А интернет-гоблины (именно гоблины, потому что для троллей мелковаты) начинают злорадствовать по всем форумам: мол, так вам и надо, неудачники!

Вероятно, многие читатели уже догадались, о чём речь. Компания А – это на самом деле компания RIM (Research In Motion), давно обещанный флагманский продукт – ОС BlackBerry 10, рабочие прототипы – девелоперские версии смартфонов на базе этой операционки, которые RIM активно распространяет среди телеком-операторов.

Ну, а ворон-аналитик – это компания Morgan Stanley.

Нет, безусловно, аналитики просто так ничего говорить не будут – ими руководят не только предубеждения, в чём бы те ни заключались, но и цифры, факты, динамика и более ранние примеры.

Цифры и динамика не свидетельствуют в пользу RIM: доля продаж BlackBerry на рынке смартфонов, где RIM некогда был империей, сейчас сползает к полутора процентам. Компания IDC пророчествует, что в 2013 году последний бастион BlackBerry – корпоративный сектор – окончательно сдастся на милость iOS и Android, и для того, чтобы так случилось, действительно немало предпосылок имеется: Yahoo, Минобороны США, Национальное управление транспортной безопасности США и ряд других структур отказались от использования моральной устаревших смартфонов BlackBerry (то есть техподдержки от компании её работники не дождутся).

Распределение телефонов по производителям (слева) и смартфонов по платформам (справа) в США

С июля по октябрь рыночная доля BlackBerry в США упала с 10 до 6,7 процента. За последний год акции RIM упали на 17 процентов в целом. При этом в прошлый четверг они подскочили в цене на 10 процентоа (а затем ухнули вниз на те же 10 – сразу после того, как аналитики Morgan Stanley сказали своё грозное слово), а с конца сентября до настоящего момента выросли почти на 80 процентов. Но и тут же надо сказать спасибо аналитикам – на сей раз из Goldman Sachs: Симона Янковски из GS повысила статус ценных бумаг RIM с “нейтрального” (neutral) до “рекомендуется к покупке” (buy). Та же Янковски заявила, что существует примерно 30 процентов вероятности, что BlackBerry 10 станут хитом.

Торнстен Хайнс, CEO RIM
Случаи “возвращения из хосписа” в ИТ-отрасли – крайняя редкость. Редакция “Компьютерры” долго пыталась вспомнить примеры, и в коллективной памяти всплыли только Apple, которую поставил на ноги вернувшийся из изгнания Стив Джобс, да “временно воскресший” Palm. Всё.

Если нынешнему главе Research In Motion Торнстену Хайнсу удастся (вопреки и аналитикам, и “гоблинам”) вытащить компанию из “околомогильного” состояния, он войдёт в историю наравне с Джобсом.

Шансы, увы, невелики: слишком крупны основные игроки на этом рынке, чтобы протиснуться между ними. Microsoft рискнул, но пока без особых успехов. RIM предстоит рискнуть в начале следующего года.