Занимайтесь играми, а не войнами!

Есть такой, широко распространенный плач, что в стране родимых осин ну никак невозможно вести бизнес. Особенно – бизнес высокотехнологический. Такой, как ИТ. Мол, нет для него «дешевых долгих денег». Не развит достаточно внутренний рынок. Да и трансакционные издержки душат любую инициативу. Позиция очень удобная и комфортная – для тех, кто хочет уговорить себя, что ничего делать и не стоит. Только вот возьмем, да и посмотрим на контрпример. На историю делового успеха в ИТ.

Но прежде всего в очередной раз поговорим о той эпохе, в которой мы живем. А эпоха эта – постиндустриальная. И успешные бизнесы в ней хочешь не хочешь, а будут стягиваться в постиндустриальные сферы. Сырьевых гигантов иногда волны конъюнктурных суперциклов возносят к вершинам богатства, но затем рушат вниз, в пучину, да на пахнущие водорослями и дохлой рыбой скалы. А вот ИТ стартапы обретают фантастические капитализации…

Приведем пример из сферы коммерческой мифологии. Есть у американского писателя Майкла Коннели серия изданных многомиллионными тиражами и переведенных на пару дюжин языков полицейских романов о Гарри Босхе. Сыне преступника и проститутки, бывшей «тоннельной крысе» на Вьетнамской войне, трудящемся детективом в полиции Лос-Анжелеса. И вот есть в этом цикле очень занятный момент – то, как Гарри Босх обзавелся своим домом. И это чуть ли не самое интересное во всем цикле.

А обзаводится Гарри Босх – ветеран, служивший своей стране на кровопролитной войне, и детектив, раскрывший десятки тягчайших преступлений – домом в Лос-Анжелесе лишь за счет того, что оказался соавтором книги, повествующей о том, как он поймал маньяка-убийцу. Рассказ о том, как что-то сделал, оказывается куда лучше оплачиваемым, нежели сама работа. Заставляющая трепетать нервы история о поимке маньяка приносит денег больше, чем избавление от него общества. Вот квинтэссенция постиндустриализма!

И вот мы можем увидеть историю постиндустриального успеха и в наших краях. Ну, если уж придираться, то не совсем в наших, а в Белоруссии. С которой мы, вроде, даже входили в Союзное государство, а мелких предпринимателей из которой регулярно видим на ярмарках в Нечерноземье… И вот в Белоруссии появился – по данным Bloomberg Billionaires Index – первый долларовый миллиардер. Причем состояние его сделано не в результате честнейшей и праведнейшей приватизации бывшей госсобственности, и не в результате близости к власти.

CEO компании Wargaming.net Виктор Кислый сделал свое состояние на игре, на широкоизвестной игре «в танчики», в World of Tanks. Несерьезно? Только вот Bloomberg оценил стоимость компании Wargaming примерно в $1,5 млрд. Полтора миллиарда! А личное состояние Виктора Кислого оценивается более, чем в миллиард долларов. По оценкам Bloomberg, общий доход Wargaming в 2015 году составил около $590 млн., а в штате компании Wargaming насчитывается свыше четырех тысяч сотрудников, работающих в десятке стран. Зарегистрированы же в игровых сервисах Wargaming более ста миллионов игрунов, которые и генерируют поток наличности в $590 млн.

Причем весь этот гигантский бизнес раскрутился совсем недавно. Идея игры World of Tanks появилась в конце 2008 года. Русская онлайн-версия «танчиков» была представлена летом 2009 года, а версия для Северной Америки и Европы – весной 2011 года. И вот вскоре – не прошло и полудюжины лет – весомейший успех, аудитория исчисляемая девятизначными числами, десятизначная капитализация. Очень интересно! И поэтому, не вдаваясь в тонкости игр от Wargaming.net, поговорим о составляющих успеха компании.

Итак, прежде всего, главным фактором успеха является решение делать бизнес в Сети. В чем его преимущества? Ну, прежде всего, в том, что через Сеть с минимальными издержками доступна гигантская аудитория. Скажем, книги ради заработка писать в наше время смысла нет – в губернском городе Нечерноземья осталась пара книжных магазинов, тиражи ничтожны, труд явно не окупится. Нужно гнать либо откровеннейшую халтуру с пулеметной скоростью, либо заниматься этим «для души». Впрочем, интереснейшие и поучительнейшие «Дневники» Пипса написаны отнюдь не для заработка…

А сетевая аудитория прирастает и прирастает. И выйти на нее можно с минимальными издержками. Нужно лишь предложить наживку. И такой наживкой был очень грамотно выбран «цивилизованный патриотизм». Давайте вспомним – на каких китах держалось российское общество недавней эпохи сырьевого изобилия? Экономика прирастала на вздувающихся углеводородных ценах, память о потрясениях нулевых отвращала от экспериментов со сменой власти, а позитивной моделью было прошлое, особенно Победа в Великой Отечественной.

И выпущенная в 2010 году игра пришлась к аудитории с точностью прецизионного патрона в латунной гильзе, загоняемого в холоднокованый патронник хорошего карабина. Мальчики всех возрастов – преимущественно разминувшиеся со службой в армии, и видевшие танк разве что в Кубинском музее – с энтузиазмом кинулись играть в World of Tanks. Вскоре к ним присоединились их сверстники из Северной Америки и Западной Европы, где массовая служба в армии ушла в плюсквамперфектные времена. И вся эта аудитория – входящая в игру бесплатно – начала приносить все больший и больший поток кэша.

И кэша этого становилось все больше и больше, так что в прошлом году он дорос до отметки в $590 млн.! Что, собственно, и предопределило полуторамиллиардную оценку капитализации Wargaming.net «Блумбергом». Компания идет в смежные сферы – выпускает хорошо оформленную серию книг на русском языке по истории военной техники, публикует ряд интересных интереснейших статей по истории военного дела, дополняет «танчики» «самолетиками» и «корабликами». Да и у силовиков происходят занимательные события – офицер вымогает у курсанта взятку «танчиками» – «В Перми с курсантов военного института брали взятки танками в World of Tanks», хорошо хоть это не армия, а внутренние войска МВД…

А что же дает созданием «танчиков» возможность спокойно заниматься своим делом? А то, знаете ли, бывает, что владеет бизнесмен прекрасным бизнесом, генерирующим куда более обильные потоки наличности, а его берут, да «закрывают»… Не уберег он граждан от беды, скажем теракта… Армия в этом безвинна, «безуха», милиция-полиция – а барыга виновен! Создатели «танчиков» были дальновиднее, зарегистрировав через компании на благодатных Британских Виргинских островах лондонское инвестиционное партнерство Wargaming.net, LLP.

Сама Wargaming.net живет на Кипре, в Никосии. Разработка, продажа, поддержка – все это размазано по миру, как и аудитория. Так что возможность «отжать» бизнес, ну или оказать на него административное давление – сведены к minimum minimorum. Как и воздействие на бизнес ставок налогообложения, о каковых самый компетентный человек в этом вопросе в России, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров говорит , что «Налоговая нагрузка в настоящее время запредельна…». Кстати, мы в бумажной «Компьютерре» девяностых подробно рассказывали о пользе оффшоров.

То есть – предоставленная Сетью глобальная аудитория, талантливо выделенная из нее аудитория целевая и разумно выбранный режим администрирования бизнеса принесли создателю Wargaming.net миллиардное состояние. О котором он, по словам прессы, не особо и думает, больше заботясь о выводе в игровую вселенную все новых и новых игр. Разумно – ведь у людей все меньше и меньше реальной работы и все больше и больше свободного времени, которое они будут убивать тем или иным способом.

На фоне этой истории успеха крайне малозначительным выглядит реальное «Танковое сражение возле хутора Упырники (ныне – колхоз «Светлый путч»), где, по слухам, с одной стороны участвовало девять машин, с другой – семь…», имевшее место в соседней стране. Талантливые люди заработали хорошие деньги на интересе сытых «мальчиков» к военным игрушкам; простодушные и голодные горели в реальных танках, ради чьих-то чужих финансовых (других – не бывает…) интересов. И все это происходило в одно и то же время! Просто кто-то сумел – причем абсолютно честно – воспользоваться преимуществами постиндустриального информационного общества, а другие об этом и не задумывались…

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях