Одним из наиболее прибыльных направлений ИТ-бизнеса являются социальные сети. Скажем, Facebook, стоивший в конце прошлой недели 247 миллиардов долларов. Ничего не производится, болтают люди в социальной сети, постят котиков и цветочки, но стоит это более чем полторы компании Intel, оцениваемой в 152 миллиарда долларов, или в четыре раза больше, чем торгующийся за 60 миллиардов Gazprom. И даже прыгающий в цене Twitter стоит на порядок дороже, целых 23 гигабакса, нежели славный производитель интегральных схем Advanced Micro Devices, оценивающийся лишь в два миллиарда.

Такова нынче цены завалинок в той глобальной деревне, пришествие которой в скомканном коммуникациями мире предвидел Маршалл Маклюэн, описавший ситуацию планетарной унификации в пророческих книгах The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man, 1962 и Understanding Media, 1964. А писал он когда электронные коммуникации были еще в зачатке – на черно-белом экране советского телевизора из глобального можно было увидеть разве что похороны президента Кеннеди, в остальное время воспевались посадки кукурузы в Тульской губернии…

Сегодня же доступ к гигантской аудитории дает возможность заработка на глобальном рекламном рынке. Заработка очень и очень значительного. Доходы Facebook в первом квартале 2015 года возросли на 42% по сравнению с тем же периодом 2014 года и составили $3,56 млрд. Но кроме этого социальные сети открывают и кое-какие новые, очень интересные возможности. Например – политические. Ну, в принципе, в этом-то нет ничего нового. Еще Марк Твен в «Налегке» писал:

Было время, когда в Неваде равным и притом самым почетным положением в обществе пользовались юрист, издатель газеты, банкир, отъявленный головорез, азартный игрок и кабатчик. Самый дешевый и простой способ приобрести вес в обществе и заслужить его уважение — это, воткнув в галстук алмазную булавку, встать за стойкой и торговать виски. Я даже склонен думать, что содержатель кабака пользовался большим почетом, чем кто бы то ни было. К его мнению прислушивались. От него зависел исход предстоящих выборов. Без одобрения и руководства кабатчика ни одно общественное начинание не могло увенчаться успехом.

Содержатель кабака был «делателем королей» в большей степени, чем издатель газеты (традиционные медиа), банкир (всемогущие финансы) и даже головорез (сверхэффективное прямое насилие). А почему? Да потому, что люди, собравшиеся в кабаке, общались там неформально и активно, с искренностью, подогретой доброй порцией напитка из бочки. И вот социальные сети играют нынче роль именно такого кабака. Но – кабака сверхмобильного, куда там The Flying Inn, «Перелетному кабаку», воспетому Гилбертом Китом Честертоном. Кабака, сопутствующего человеку всюду и всегда.

И вот это-то дает очень и очень занятные возможности. Например, для организации такой потехи, которую принято называть Color Revolutions. Этот термин, изначально введенный англосаксонскими журналистами, успешно прижился сначала в отечественных медиа, а потом вошел и в лексикон отечественных политиков. И – не только политиков, но и военных. В апреле этого года, выступая на Международной конференции по безопасности в Москве, министр обороны России Сергей Шойгу сказал, что «“Феномен “цветных революций” продолжает развиваться и приобретает глобальный характер.»…

Ну а в конце июня 2015 года генерал армии Сергей Шойгу заявил, что Минобороны РФ закажет научно-исследовательскую работу на тему общества и “цветных революций”, чтобы не допустить повторения событий 1991 и 1993 годов (Как могут повториться эти события непонятно, Термидор советская номенклатура уже учинила, и приватизировать больше нечего…). И уточнил, что «что военным нужно не произведение на вольную тему, а глубокая исследовательская работа». Ну, нет сомнений, что такую исследовательскую работу непременно закажут и исполнят – “Академия Генштаба разработает меры по борьбе с «цветными революциями»”. И бесспорно, она будет столь же глубока и солидна, как и все то, на что тратятся государственные деньги. Ну а мы развлечемся сами, да развлечем читателей, сочинением на вольную тему «цветных революций». Которое не будет стоить налогоплательщику ни одну копейку!

Итак, «цветные революции» термин – пошедший от “Yellow” Revolution, через Революцию роз в Грузии и Оранжевую революцию в Украине. Что это такое? Латинское revolutio означало круговорот, обращение, переворот. Энциклопедия Брокгауза понимала под революцией «полный и притом если не внезапный, то по крайней мере весьма быстрый переворот во всем государственном и общественном строе страны, обыкновенно сопровождаемый вооруженной борьбой». То есть – быстрота переворота является одним из условий того, что мы имеем место с революцией.

Приход к власти нового монарха, избрание нового президента или назначение нового премьера революцией не являются, так как происходит законная смена носителей империя. И революций без насилия история знала довольно много – ну, скажем, Славная революция в Англии 1688 года. А родовым условием «цветных революций» видимо можно назвать использование в качестве инструментов свержения власти не традиционных вооруженных отрядов, а институций гражданского общества.

Цветная революция... Использование такого средства гражданской активности, как "коктейль Молотова"...
Цветная революция… Использование такого средства гражданской активности, как “коктейль Молотова”…

«Цветные революции» организуются не противозаконныеми законспирированными боевыми организациями РСДРП(б) или Ирландской республиканской армии, но вполне легально функционирующими неправительственным общественными организациями. А инструменты воздействия на власть используются ненасильственные, вроде массовых демонстраций или ненасильственных акций протеста в более-менее анекдотической форме (например, у широкоизвестных Femen была предшественница в Нечерноземье, таким же методом боровшаяся за право приватизации кафе-стекляшки – это ей удалось, очень уж все смеялись над общепитовскими телесами, и убита рэкетирами она была именно в своем кафе…).

И вот в организации-то этих акций протеста социальные сети и иные средства играют крайне большую и крайне заметную роль. Когда организуют “Круглый стол «Цветные революции в актуальной политической повестке»” то, как правило, обсуждают и «Средства массовой информации, Интернет и социальные сети в современных цветных революциях». Причем, вне зависимости от того, являются ли «цветные революции» стихийными движениями, как утверждают западные политики, или организованы зарубежными спецслужбами, как полагает большинство отечественных властей, роль социальных сетей и прочих интернет-медиа в генезисе таких революций будет крайне велика.

И из этого следуют крайне грустные для отечественного ИТ-бизнеса выводы. Власти, вполне серьезно взявшиеся за борьбу с «цветными революциями», непременно начнут пытаться во всё большем масштабе брать под контроль социальные сети и интернет. Да так, что DPI покажется невинной игрой в крысу… И нет ни малейшего сомнения, что в исследовании Академии Генштаба этой задаче будет уделен большой и квалифицированный раздел. И нет даже ни малейшего сомнения в том, что предложенные там рекомендации непременно будут воплощены в жизнь.

А препятствовать этому местный ИТ-бизнес никак не сможет. Вот, удушили политически совсем не ангажированный Лурк. Который никогда не боролся с властями, хоть и смеялся над глубокоуважаемыми политиками так же ехидно, как и над деятелями оппозиции и над целым соседним государством. И – где «интернет-общественность», совсем недавно, разнаряженной чуть ли не в смокинги, осыпавшая друг друга интернет-премиями? Где – правозащитники? Где «либералы в хорошем смысле слова», защищающие свободу слова? А нет их… От слова совсем! Никто не вступился за любимый народом ресурс, который просто смеялся. Никто…

Так что местный ИТ-бизнес вскоре сможет на своей шкурке ощутить актуальность слов пастора Нимёллера, который командиром кайзеровской субмарины топил англичан, фрайкоровцем расстреливал спартаковцев, выступил против Гитлера, возглавил Всемирный совет церквей и будучи антикоммунистом получил Ленинскую премию. Слов о том, что Als die Nazis die Kommunisten holten, habe ich geschwiegen, ich war ja kein Kommunist…

Ну а обществу? Обществу надо помнить, что живя в Третьем Риме нужно помнить традиции Рима первого. Где тоже наблюдалась угроза «цветной революции» – отличной и от законной смены консулов, и от военных переворотов Мария и Суллы, осуществляемых противозаконно не распущенными при возврщении в Рим армиями. Угроза со стороны негосударственных (но вполне легальных!) организаций Публия Клодия Пульхра, брата воспетой Катуллом Лесбии, и Тита Анния Милона. Патриций Клавдий Пульхр, ради должности народного трибуна сменивший фамилию на плебейскую Клодий, претендовал на должность претора. Поддержку ему оказывали не обычные институции Рима, но их клиенты, запугивающие граждан.

Правда, когда Клодий встретился на Аппиевой дороге с руководителем другой негосударственной организации, выбившимся из низов, но претендовавшим с помощью гладиаторов на должность консула Милоном, то он был сначала ранен, а потом добит в трактире своим соперником. Что и снло проблему… Но угроза переворота дала Цезарю один из поводов для перехода Рубикона – благородно же устранить угрозу (уже несуществующую) для Республики, заодно похоронив ее. Так и тут – использование армии для борьбы с «цветными революциями» неизбежно повлечет за собой радикальное изменение характера социума. Никакого хрустального шара не надо – достаточно иметь под рукой претора Гая Веллея Патеркула Historiae Romanae libri II (есть русский перевод…). Его-то не отключат с соцсетями, и не заблокируют как библиотеку за “451 градус по Фаренгейту”…