Желающим узнать что-либо грустное про жизнь родной страны ни в коем случае не надо прибегать к услугам болотно-белоленточных пропагандистов. С этой задачей куда компетентнее справляется наш Центробанк. Достаточно заглянуть в сугубо официальный документ под названием «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов», он куда мрачней любой коммерческой мифологии в жанре ужасов – достаточно прочесть такие слова: «На 1.11.2014 стоимость бивалютной корзины составила 46,80 рубля, увеличившись на 22,4% по сравнению с началом года.»

Учитывая, что в Конституции Российской Федерации – законе прямого действия, между прочим – записано, часть вторая статьи 75-ой, что «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти», такое признание могло бы рассматриваться как акт гражданского мужества, не меньшего, чем у той унтер-офицерской вдовы, которую воспел Гоголь…

Могло бы – ну, если б в истории постсоветской России хоть один чиновник за что либо ответил. А так – те наивные граждане, которые, так ничему не наученные в 1992-м, 1998-м, 2008-годах, держат сбережения в национальной валюте, стали беднее где-то на четверть, но никто за это не ответил и не ответит. (Правда, причиной того, что «народ безмолвствует», является в немалой степени то, что у народа, в его «экономически активной» части, на руках не сбережения, а совсем наоборот – ипотеки, автомобильные и потребительские кредиты – и народу пока все до лампочки…)

Ну да ладно… Ограничимся пока констатацией того факта, что Центробанк, со стойкостью древних римлян признающий провалы в своей деятельности, не менее адекватно будет говорить и о делах других ведомств и о состоянии национальной экономики. Так оно и есть – рост ВВП России, ожидаемый в 2015 году, снижен с и до того довольно скромной цифры в 1% до сурового нуля. Зато повышен прогноз по оттоку капитала – с 35 млрд. долларов до 99 млрд. долларов. (В этот рост верится очень охотно – а вот ожидаемый уровень инфляции называть не будем, аудитория КТ уже в том возрасте, что в сказки не верит…)

Добавим лишь одну грустную цифру – «увеличение расходов на конечное потребление, ожидавшееся на уровне 2,9%, может составить в 2014 году около 0,9%». Цифра эта печальна и потому, что, с одной стороны, людям покупки доставляют странное и иррациональное удовольствие, а с другой в последние годы именно потребительский спрос домохозяйств служил драйвером роста отечественной экономики. Этому празднику потребления приходит конец…

Но есть в документе Центробанка и хорошие новости. «В мае-сентябре 2014 года уровень безработицы достиг рекордно низких значений 4,8–4,9% (5,1–5,2% с исключением сезонного фактора). В первой половине года также проявились другие признаки нехватки рабочей силы: снизилась неполная занятость, увеличилось количество отработанных часов на одного работника. Загрузка производственных мощностей в обрабатывающей промышленности оставалась на высоком уровне.»

Это слова действительно совпадают с наблюдаемой реальностью. Бумажник автора этих строк набит директорскими визитками, с написанными на них специальностями – предприятиям нужны работники: станочники (которые могут работать по шестому квалитету и точнее), сварщики, электрики, формовщики… Беженцам с Украины готовы представить приличные зарплаты, семейные общежития и ипотеку на льготных условиях. Беженцам – потому что свои трудовые ресурсы давно «съедены».

Россия будет прирастать рунетом – аудитория рунета по данным ФОМ на октябрь 2014 года.
Россия будет прирастать рунетом – аудитория рунета по данным ФОМ на октябрь 2014 года.

Давайте запомним эти факты, и обратимся к еще одному документу. Называется он – «Экономика Рунета 2013-2014» и содержит результаты исследований, проведенных Ассоциацией электронных коммуникаций (НП «РАЭК») и Национальным исследовательским университетом — Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ). И вот этот документ содержит данные, которые радикально отличаются от минорного тона документов Центробанка. Они говорят об отрасли российской экономики, которая динамично развивается и в сегодняшних трудных условиях.

По данным указанной работы, объем исследованных интернет-рынков (контент и сервисы) составил по итогам 2013 года — 750 млрд. рублей, а объем рынка электронных платежей — 350 млрд. рублей, что в сумме эквивалентно 1,6% ВВП России за 2013 год. По прогнозам экспертов, в 2014 году рост этих сегментов составит 30% к объему прошлого года, что значительно превышает средний рост экономики России в целом, а также многих отдельных сегментов экономики страны.

Цифры, как видим, очень внушительные и весьма оптимистические. Хотя, как известно, беды у всех свои – у кого щи пустые, у кого жемчуга мелкие… Поэтому эксперты ИТ-экономики также недовольны тем, что темпы роста отрасли просели с 39%, достигнутых в прошлом году, до жалких нынешних 30%. (Если считать, что ВВП РФ в целом предрекают рост в 2014 году в 0,3%, то интернет-экономика растет-то всего на два десятичных порядка успешнее, чем экономика в целом.)

А кроме собственно интернет-бизнеса есть еще и такая величина, как объем экономики интернет-зависимых рынков, традиционно оцениваемых экспертами РАЭК в рамках данного исследования. Так вот он составил по итогам 2013 года более 6,7 трлн. рублей, что сравнимо с 10% ВВП России. Десятину в народное хозяйство гигантской страны вносит то, что «завязано» на стремительно вошедшую в жизнь «глобально-сетевую» экономику.

Немного? Но и интернет-экономика очень молода, особенно в нашей стране. Но – очень быстро норовит достигнуть зрелого состояния. Именно этим объясняется наблюдаемое снижение темпов роста. Так, скажем, на контекстную рекламу в 2013 году рекламодатели потратили 57 млрд. руб., что составило рост в 52%. Прогноз на 2014 год по оценки специалистов составит еще 28%, прирост замедлился, но база, от которой он отсчитывается, вызывает уважение…

Подросла и видеореклама, она в 2013 году привлекла 2,9 млрд. рублей; ожидаемый прогноз ее роста на текущий год составляет 50%. Поисковая оптимизация за прошедший год набрала 12 млрд. рублей, что в процентном показателе дало рост на 17%. Рынок маркетинга и коммуникации в социальных сетях (SMM) был оценен на 2013 в объеме 6,3 млрд. руб., с перспективами роста в 17%. Весьма солидно выглядят онлайн-ритейл с объемом 368 млрд. рублей, равно как и электронные платежи, достигшие объема 350 млрд. рублей. (Кстати, поскольку профильные министры «Компьютерру» читают, обратился бы к ним с предложением, поставить необходимым условием получения лицензии, скажем в ЖКХ, обязательную интеграцию с системой электронных платежей – и удобно гражданам, и «прозрачно» для государства…)

Признаком зрелости российской интернет-экономики можно считать и то, что хоть количество инвестиционных сделок в ней и сократилось, но заметно возрос объем разового вложения. Так если в первые девять месяцев 2013 года средний размер сделки составлял 3,6 млн. долларов, то в первые девять месяцев 2014 года он почти удвоился, достигнув 7,1 млн. долларов. То есть вкладывать стали крупнее, и осмысленней…

В целом же, в компаниях и организациях, относящихся к интернет-рынкам, включая самозанятое население, по состоянию на 2013 год работает примерно 1,2 млн. человек. Учитывая, что речь идет о десятой части национальной экономики, мы можем говорить о весьма существенном повышении производительности труда, что могло бы рассматриваться как пример успешного решения кардинальных для нашей страны задач. Впрочем, обвинить специалистов интернет-бизнеса в том, что они смотрят на мир сквозь розовые очки, нельзя. Исследование рассмотрело целый ряд сценариев ближайшего будущего.

Инновационный сценарий, при котором среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 35–40%. Стабилизационный сценарий: среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 15–20%. Негативный сценарий: среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 6–10%. Ну и сценарий – глобальный кризис, при котором среднегодовой рост рынка до 2018 году составит 3–6%, да и тот будет наблюдаться лишь в отдельных отраслях, вроде электронной коммерции (отрасль, которая реально будет нужна потребителю во время кризиса, и заслуживает всяческой поддержки…). Что реализуется на деле – покажет Будущее…