Если посмотреть на карту «раздела мира» между интернет-компаниями, составленную оксфордскими учёными в рамках проекта «Age of Internet Empires», то мы можем увидеть в ней интересную вещь, касающуюся нашей страны. Только две державы – Российская Федерация и Китайская Народная Республика – сохраняют «поисковый суверенитет». Наиболее часто зашедшие в Сеть русские и китайцы обращаются к своим национальным поисковикам, которыми являются “Яндекс” и Baidu соответственно. Россия, кроме того, имеет свою социальную сеть «ВКонтакте» (второй по популярности интернет-ресурс в нашей стране и на Украине и первый в союзной Белоруссии) и национальную почтовую систему Mail.Ru (третий по посещаемости отечественный ресурс и самый любимый в Казахстане).

Карта информационного «раздела мира»
Карта информационного «раздела мира».

Так что Россия, уступая множеству стран по уровню доходов на душу населения и по промышленной конкурентоспособности (“UNIDO повысила оценку промышленной эффективности России“), тем не менее сохранила суверенитет в важнейшей отрасли современной постиндустриальной экономики – информационной. Популярнейшие поисковик, почта, соцсеть у нас собственные, а не пришедшие из Кремниевой долины (Калифорния, США). Такое положение, учитывая темпы прироста интернет-аудитории, вызывает понятное желание правительства сохранить status quo. Ну а это вызывает, в свою очередь, искренний интерес международной деловой прессы. Сейчас к этой теме обратилась в написанной Ольгой Разумовской и Паулем Зонне статье “Russia Weighs Plan to Designate Some Tech Firms as ‘Strategic’” газета Wall Street Journal, одно из главных изданий глобализованной экономики.

Россия прирастает интернет-адресами
Россия прирастает интернет-адресами.

Если верить американским журналистам, правительство Российской Федерации рассматривает план придания ряду высокотехнологических компаний статуса «стратегических». Это приведёт к ограничению прав иностранцев владеть ими, поставит данные фирмы под больший контроль со стороны государства. Ранее такие меры принимались в отношении работающих с секретной документацией производителей вооружения и энергетических структур. (Обратим внимание: приобретших статус частных в результате приватизационных процессов, а изначально бывших государственными…) Теперь же, согласно цитируемому в вышеуказанной статье черновика проекту, подготовленному Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, к стратегическим будет отнесён и ряд корпораций из сферы информационных технологий, изначально создававшихся как частные фирмы. Причём именно эти фирмы (заокеанские авторы говорят о них как о most dynamic and innovative, наиболее динамичных и инновационных) привлекают максимальное внимание инвесторов, в том числе и зарубежных… А теперь планируются меры, направленные на то, чтобы «минимизировать риск скупки отечественных ИТ-компаний зарубежными игроками». (Подробный документ, содержащий многолетний план развития отрасли, как сообщил официальный представитель Министерства связи и массовых коммуникаций, будет разослан крупнейшим игрокам ИТ-сферы к концу октября.) Вот практически все факты, о которых сообщается в публикации Wall Street Journal. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации.

Маяковский хотел приравнять перо к штыку, а сегодня сервер столь же стратегичен, как и бомбовоз…
Маяковский хотел приравнять перо к штыку, а сегодня сервер столь же стратегичен, как и бомбовоз…

Прежде всего отметим, что сам факт причисления компаний информационной отрасли к стратегическим абсолютно закономерен. И дело прежде всего в том, что и поисковая система, и система почтовая абсолютно необходимы для функционирования окружающей нас экономики. Каким образом ищут нужный товар и конечный потребитель, и мелкий лавочник, и производственник, и торговая сеть? Конечно, прежде всего речь пойдёт об использовании поисковых машин. Иначе невозможно разобраться в широчайшей номенклатуре изделий, предлагаемых современной экономикой. (Причём я не говорю о компьютерных изысках, именно о такой Bluetooth-мышке, которая самым удобным образом сидит в руке. Речь о том, что продаётся в ближайшем супермаркете: это ведь раньше в продмаге были паста сорта «макароны», колбаса сорта «колбаса» и сыр сорта «сыр»…)

Поставки современного ассортимента товаров повседневного спроса требуют надёжной работы национальных информационных систем
Поставки современного ассортимента товаров повседневного спроса требуют надёжной работы национальных информационных систем.

А связаться с поставщиками (или с потребителями) можно только при помощи электронной почты: ну попробуйте представить себе логистику в условиях бумажного письменного оборота… И довольно много предпринимателей – и индивидуальных, и малых бизнесов, и бизнесов средних – держат почтовые аккаунты в вышеперечисленных отечественных интернет-компаниях. То есть заметная часть местного бизнеса отображается в их киберпространство. И понятно, что любая власть захочет сохранить контроль над информационным пространством тоже… По нескольким причинам – нарушение работы электронной почты и поисковиков будет связано с неизбежным параличом значительной части народного хозяйства. А данные, накопленные в национального киберпространстве, представляют собой ценнейший инструмент в конкурентной борьбе. Причём речь не идёт о каких-то военных и технологических секретах… Скажем, имея исчерпывающие сведения о том, какие товары развозит та или иная розничная сеть в те или иные населённые пункты, и зная, какую прибыль даёт тот или иной товар, можно выстроить действенную стратегию её вытеснения. (Смотрим, на чём именно зарабатывает конкурент, пускаем аналогичные товары дешевле, дожидаемся его разорения и компенсируем расходы за счёт монополизации…) Так что позицию правительства понять можно.

Но теперь – другой аспект. Хайтек-фирмы возникают и развиваются быстро. И для этого развития им нужны инвестиции. Которые часто были и будут зарубежными. Без этих инвестиций быстрое развитие просто невозможно, а в меняющемся с бешеной скоростью мире ИТ опоздать – значит отстать навсегда… (Да и в целом привлечение иностранных инвестиций руководство страны считает делом похвальным.) Ну а если говорить про сотрудников ИТ-фирм, получающих часть вознаграждения акциями, то квартиры в Москве несколько знакомых сумели купить именно после того, как их компании вышли на IPO. Так что если не будет иностранных инвестиций – просто не будет динамичных и инновационных компаний ИТ-отрасли, которые через какое-то время могут стать столь успешны, что окажутся стратегическими… И вот складывающееся противоречие и отметили те яркие фигуры ИТ-отрасли, которых опросили журналисты Wall Street Journal.

Наталья Касперская о проблеме говорит взвешено
Наталья Касперская о проблеме говорит взвешенно.

Наталья Касперская, CEO не нуждающейся в представлении InfoWatch Group, признавая стратегическую роль таких компаний, отметила, что правильнее было бы ограничить возможность иностранных инвесторов получать контрольный пакет российских компаний, не создавая им препятствий для вложений в отечественный хайтек. Дмитрий Алимов, основатель Frontier Ventures, инвестиционного фонда в пятьдесят миллионов долларов, более эмоционально называет большее вмешательство правительства «выстрелом в ногу себе и своей промышленности».

720з-Золотая акция

Тут надо отметить, что способы снятия опасений правительства относительно проникновения иностранного капитала в отечественный ИТ-хайтек применялись и ранее. Так, ещё в 2009 году Yandex NV, нидерландская акционерная компания, являющаяся собственником “Яндекса”, продала контролируемому государством ОАО «Сбербанк» так называемую золотую акцию (“golden share”, “golden stocks”). Сам этот факт чрезвычайно интересен: дело в том, что в отечественное корпоративное право понятие «золотой акции» вошло в связи с приватизационными процессами. Государство «в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан» может «принимать решения об использовании специального права на участие… в управлении открытыми акционерными обществами». Это-то «специальное право» и называется «золотой акцией» в тексте Федерального Закона О приватизации государственного и муниципального имущества.

“Яндекс” вырос сам – и сам вышел на восьмимиллиардное IPO.

Но обратим внимание: “Яндекс”-то никто не приватизировал. Он был создан изначально частным, сам вышел на IPO стоимостью в миллиарды, сам стал настолько велик и значим, что столкнулся с необходимостью выстраивать особые отношения с государством… А продажа «золотой акции» Сбербанку (который тут выступает в роли уполномоченного государственного агента) за символическую сумму в один евро означала признание своей ответственности как крупного бизнеса перед государством и обществом. Конкретно эта «золотая акция» дивидендов не приносит, но даёт возможность накладывать «вето» на продажу 25% акций Yandex NV. (Так что для Сбербанка владению ею скорее не право, а обязанность, исполняемая банком с госкапиталом.) Именно «золотую акцию» назвал более правильным инструментом защиты интересов государства гуру кибербезопасности Евгений Касперский.

Евгений Касперский считает «золотую акцию» правильным инструментом защиты интересов государства
Евгений Касперский считает «золотую акцию» правильным инструментом защиты интересов государства.

Как дальше будут разворачиваться события в сфере государственного регулирования деятельности крупнейших ИТ-компаний, покажет время – вероятно, ближайшее. Для общества очень важно, чтобы был найден компромисс между защитой национальных интересов и сохранением возможности ИТ-стартапов привлекать инвестиции, без чего новые стратегические компании могут и не вырасти… Но отметим самое важное: российские интернет-компании, выросшие из частной инициативы основателей, стали уже настолько велики и важны для нашей страны, что их взаимоотношения с властями вызывают пристальное внимание мировой прессы.