Blackberry: новые надежды, старые проблемы

Когда речь заходит об обуздании страха с целью не утопить корпоративный корабль в затянувшемся шторме, едва ли отыщется пример лучше Research In Motion. Найдётся ли хоть одна другая крупная компания, так же смело идущая через бурю на разбитом судне, из дыр в котором вот уже полтора года хлещет ледяная вода?

Треть команды смыта за борт, курс прокладывает новый капитан (в январе CEO назначен Торстен Хайнс, см. «Сколько осталось в баках RIM?»), и главное теперь — не поддаться панике, бушующей в головах наблюдателей «на берегу» (с 2008 года капитализация усохла на 95%). Осталось совсем чуть, дотянуть до спокойной воды — запуска платформы BlackBerry 10 в начале следующего года. И в эти осенние денёчки команда RIM радуется маленькой промежуточной победе, достигнутой благодаря поистине военной дисциплине.

Озвученные на днях результаты очередного квартала (второго за 2013-й финансовый год) оказались значительно лучше ожидавшихся. В сравнении с тем же периодом годичной давности продажи всё ещё падают: за три месяца выручка составила 2.9 млрд. долл. США, что почти на треть меньше прошлогоднего. Однако это на 2% больше чем в первом квартале. Кроме того, аналитики ждали свыше полумиллиарда долларов чистого убытка, тогда как RIM продемонстрировала чистый минус по итогам квартала всего в 235 миллионов: следствие выросших продаж и радикального сокращения расходов.

В пересчёте на товарные единицы компания реализовала семь с половиной миллионов смартфонов и 130 тысяч планшеток PlayBook. Планшетки по-прежнему идут плохо (все ждали вдвое большую цифру), зато появился здоровый интерес к смартфонам в странах юго-восточной Азии и Африки, политкорректно называемых странами со сравнительно низкими доходами населения.

Применив, по собственному выражению, «агрессивные ценовые методы» для привлечения покупателей в Индии, Индонезии, Южной Африке и смежных регионах, RIM смогла не только компенсировать потерю интереса к BlackBerry со стороны Запада, но даже заметно нарастить клиентуру. В большинстве случаев покупатель смартфона BlackBerry становится и пользователем сервиса передачи данных, предоставляемым RIM, и таких на 1 сентября по миру было 80 миллионов человек (плюс 2 миллиона к прошлому кварталу).

Пытаясь удержать разработчиков приложений, RIM отважилась на весьма необычный поступок: вице-президенты компании спели и сыграли песню «Девелоперы, BlackBerry любит вас!». Мотив позаимствован из репертуара 80-х, но получилось и в самом деле неплохо (фото: из ролика RIM).

Другое приятное известие заключается в выросшем денежном резерве компании. За второй квартал она смогла увеличить содержимое кошелька на 100 млн. долл., до 2.3 миллиардов. Этого не ждал вовсе никто (в лучшем случае RIM должна была показать нулевую динамику за счёт сокращения расходных статей) и может быть поэтому новость воспринята деловой прессой так возбуждённо.

Толщина корпоративного кошелька считается для RIM критически важным параметром: продажа и обслуживание старых моделей BlackBerry больше не приносят ей денег, так что запускать BB10 придётся только за счёт накоплений. Теперь, когда внезапный рост продаж и толковое расходование средств (команда Хайнса явно не паникует) пополнили её бюджет, у компании словно открывается второе дыхание!

А уж с каким энтузиазмом восприняты итоги квартала акционерами! Биржа ответила немедленным ростом акций RIM, подскочивших аж на четверть. Правда, даже при текущей цене около 8 долларов за бумагу, компания стоит опасно дёшево: жалкие 4 миллиарда капитализации делают её уязвимой к поглощениям (одни только принадлежащие ей патенты оцениваются некоторыми аналитиками примерно в ту же сумму). Но по крайней мере это вернуло инвесторам надежду, что уже неплохо, ведь последний год RIM только и делает, что ставит один за другим рекорды дешевизны.

Помимо акционеров и покупателей, RIM пытается поддерживать огонёк интереса в сердцах разработчиков приложений. На конференции для девелоперов (именуемой теперь BlackBerry Jam), первые лица разливались соловьём об инновациях Десятки и её перспективах.

Интересных идей и впрямь немало, хоть назвать их революционными не поднимается рука: новаторская модель навигации (Flow: больше идейная, нежели техническая — мол, следует избавить пользователя от необходимости запускать приложения, пусть плывёт через систему без остановок), панель статусов и сообщений Hub (вроде статусной строки Android), разбитый на фреймы рабочий стол (а-ля тайлы Windows 8) и т.д.

Вселенная BlackBerry 10 крутится вокруг жестов и многозадачности. Честно говоря, местами очень напоминает последний продукт Microsoft (фото: Research In Motion).

Как преимущество предъявляется и факт сравнительно скудного выбора софта в официальном магазине BlackBerry App World. Сейчас там всего лишь сто тысяч приложений, а значит, авторам новых программ будет легче отыскать своих клиентов и, возможно, заработать больше, чем на конкурирующих платформах.

В самом деле, до сих пор среднестатистическое приложение для Blackberry приносило своему разработчику больше, чем среднее приложение для iOS или тем более Android (цифры сильно разнятся, но даже самые скромные оценки, к примеру, VisionMobile, дают 3853 доллара в месяц для BB, 3693 для iOS и 2735 для Android), а вывод приложения на рынок обходился почти вдвое дешевле. Но сохранится ли это преимущество после выхода BB10?

В жизни Research In Motion наступает тот этап, когда одной только строгой дисциплины уже недостаточно, а список актуальных задач содержит противоречащие друг другу элементы. Так, для компании глупо игнорировать развивающиеся рынки, где BlackBerry принимают хорошо (тем более, что Индия, например, уже к середине десятилетия может стать третьим по величине национальным рынком мобильной электроники, уступая только Китаю и США). Однако если на Западе «ежевика» была сравнительно дорогим корпоративным продуктом, в Азии и Африке она превратилась в бюджетный консюмерский аппарат. Что в конце концов неизбежно скажется на доходе от приложений и может отпугнуть разработчиков.

Другой опасный момент — невозможность со стопроцентной уверенностью судить о состоянии компании по финансовому отчёту. Цифрами легко манипулировать, перемещая убытки туда, где их никто не заметит, а на передний план выдвигая улучшившиеся показатели. Поэтому далеко не все комментаторы склонны расценивать результаты второго квартала как залог успеха.

RIM по-прежнему теряет деньги, а вектор рыночного интереса всё сильней склоняется в сторону iOS, Android и MS Windows (писать для которой собирается каждый второй мобильный разработчик, вне зависимости от того, сколь успешными окажутся продажи устройств под её управлением). Откупорить шампанское Research In Motion по праву сможет лишь спустя несколько месяцев после запуска BlackBerry 10, когда нарисуется картина фактического интереса к новой платформе со стороны бизнеса и обывателей.

Сейчас примерно каждый двадцатый смартфон, продаваемый в мире, произведён Research In Motion. Торстен Хайнс надеется удержать этот показатель, сохранив за BlackBerry звание третьей по популярности мобильной платформы после Android и iOS. К сожалению, сбудется ли эта мечта, решать не одной RIM. Планируя запуск BB10 в январе-феврале следующего года, компания пропускает два горячих праздничных месяца, когда с прилавков сметают всё. И кто знает, каким окажется рейтинг BlackBerry, когда усядется серебристая пыль новогодних распродаж?

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях