Аналитики хоронят Research In Motion, не дожидаясь выхода BlackBerry 10

С лета чуть ли ни каждую неделю в связанных с информационными технологиями и бизнесом СМИ стали появляться некрологи и эпитафии, объектом которых каждый раз оказывается компания Research in Motion — производитель смартфонов BlackBerry. «Дни RIM сочтены», «Компания может прекратить существование в ближайшие 18 месяцев», «Мы никогда не увидим смартфонов на базе BlackBerry 10», «Торстен Хайнс [новый CEO компании] готовит RIM к продаже» — всё это высказывания из публикаций, посвящённых RIM последних нескольких месяцев. В мире, где «правят аналитики», высказывания подобного рода имеют такую же силу, как действия биржевых «медведей», сшибающих котировки с целью извлечения собственной выгоды. С той лишь разницей, пожалуй, что никакой прямой выгоды от этого сами аналитики не получают — разве что способствуют тому, чтобы их предсказания сбывались.

Ну а если взглянуть на ситуацию объективно, то ситуация у RIM действительно скверная. Сегодня, когда компания объявит результаты второго квартала 2012 финансового года, станет известно, в каком направлении идёт динамика. Позитивных прогнозов, впрочем, не делает никто: доля RIM в общем количестве проданных в мире смартфонов, по наблюдениям Gartner, составила всего 1,9 процента.

То есть от былой славы, когда в США, например, понятия «смартфон» и BlackBerry были тождественны, не осталось вообще ничего. Рост пользовательской базы RIM практически остановился, и это неудивительно, учитывая, что компания пообещала в этом году новую операционную систему BlackBerry 10, предупредила, что на старых смартфонах её запустить не получится, только на новых, после чего перенесла релиз на 2013 год. В этой ситуации покупать смартфоны BlackBerry готовы разве только фетишисты, а для фетишистов есть продукция компании Apple.

Изменения долей смартфонов за 2011-2012 годы по операционным системам и объёмам продаж. Изображение FinancialPost.com
Ну а если серьёзно, то за последние два года рынок фактически подмяли под себя Apple iOS и Google Android; по данным Gartner, по итогам второго квартала iOS держит 18,8 процента, Android — 64,1. Только Android показал существенный рост — с 43,4 до 64,1 процента, у всех остальных рост доли (если он вообще был) оказался в пределах статистической погрешности, а вот Symbian и BlackBerry упали, как говорится, с грохотом. Доля RIM — с 11,7 до 5,2 процента, доля Symbian — с 22,1 до 5,9. Притом что падение у Nokia вроде как больше, объёмы продаж её смартфонов в десять раз превосходит продажи RIM.

Драматичнее всего, что RIM, похоже, потерял корпоративный сегмент рынка. Новая руководительница Yahoo Марисса Мэйер исключила BlackBerry из списка корпоративных устройств, которые Yahoo выдаёт своим работникам (со всей поддержкой и оплатой всех счетов). Зато включила в список Windows Phone — систему, которая ещё даже не вышла.

Сильные позиции у BlackBerry остаются только в младшем ценовом сегменте в странах Третьего мира — на Ближнем Востоке, в Индии и Индонезии в частности.

В конце лета появились предположения, что RIM может просто продать все свои активы кому-то из более удачливых конкурентов — например, Samsung. Эти предположения высказывались ещё до того, как Apple одержала сокрушительную судебную победу над конкурентом, разлучив его с миллиардом долларов и правом продавать свои разработки в ряде стран.

Аналитики не ждут никаких позитивных изменений в связи с объявлением RIM результатов второго квартала: доход опять упадёт, поставки вновь снизятся, улучшений не предвидится.

«В условиях растущей конкуренции в сфере смартфонов, мы уверены, что рынок поддержит экосистему новой системы BlackBerry 10, — говорит аналитик компании Canaccord Genuity Майк Уокли. — В результате, мы полагаем, RIM придётся продать компанию или радикально поменять бизнес-модель».

Сама компания Research In Motion, однако, как будто отказывается признавать, что её проблемы носят терминальный характер. Не далее как в середине августа Торстен Хайнс заявил, что BlackBerry 10, по сути, готова и в ближайшее время начнётся её лицензирование сторонним производителям (что уже само по себе знаменует отход от традиционной практики компании). При этом RIM планирует и самостоятельное производство смартфонов. Кроме того, заявил Хайнс, RIM снова попытается привлечь к себе благосклонное внимание корпоративного сектора. Есть какие-то козыри в рукаве?

В любом случае, RIM, если они действительно намереваются выпустить BlackBerry 10 и аппараты на базе этой ОС, придётся искать для себя какие-то совсем новые ниши. Выживания ради.

При этом необходимо понимать, что на IT-рынке элемент непредсказуемости куда выше, чем кажется на первый взгляд.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях