У исследовательского агентства Gartner есть один крайне занятный тип исследований, он называется hype cycle. «Цикл шумихи» — это график, на котором новые технологии рассортированы по степени того, как много о них говорят. Когда технология только появляется, о ней никто не знает, но перспективные разработки очень быстро рождают множество тематических конференций и публикаций в СМИ и блогах. О них все говорят так, будто пользоваться ими можно будет уже в ближайшее время. Это не всегда так.

С вертикальной осью графика всё понятно: это уровень ожиданий. Горизонтальная же разделена на шесть секторов: появление технической возможности, «пик завышенных ожиданий», «пропасть разочарований», «склон просвещения» и «плато продуктивности». Скорость преодоления этих этапов зависит от зрелости технологии.

Именно потому кружочки и треугольники раскрашены в разные цвета: белый означает, что технология может войти в нашу жизнь в ближайшие два года, голубой — от двух до пяти лет, синий — от пяти до десяти лет, жёлтый треугольник — более десяти лет. Красный кружок с крестиком — провалившиеся технологии, устаревшие быстрее, чем удалось добраться до плато продуктивности.

Вот свежий график.

График Hype Cycle 2012 года

На пике популярности оказались:

  • краудсорсинг — сбор данных силами пользователей
  • Big Data — тема, связанная с data mining, то есть поиском закономерностей в больших объёмах данных
  • геймификация — превращение рутинных занятий в игры (на эту тему мы публиковали подробную статью)
  • HTML5
  • гибридные облачные вычисления
  • беспроводная энергия
  • трёхмерная печать (в этом году свет увидел первый домашний 3D-принтер)
  • BYOD — Bring Your Own Device, использование собственных компьютеров на работе. Ещё это называют «консюмеризацией IT»
  • обработка сложных событий — выделение закономерностей из большого числа событий
  • социальная аналитика
  • приватные облачные вычисления
  • магазины приложений
  • дополненная реальность
  • базы данных, работающие в оперативной памяти

По сравнению с прошлым годом с пика популярности скатилось интернет-телевидение, планшеты продвинулись аж до «склона просвещения», миновав «пропасть разочарования», activity streams (потоки пользовательских действий наподобие ленты Facebook) вообще пропали из виду, равно как и групповые покупки — прошлогодняя шумиха вокруг сервисов в духе Groupon закончилась ничем.

График Hype Cycle 2011 года

Среди технологий, подающих наибольшую надежду, теперь числится трёхмерное сканирование, зато напрочь выбыло социальное телевидение и интерфейсы мозг-компьютер. Зато на горизонте появились голографические дисплеи.

На пик завышенных ожиданий вот-вот взойдут машинный перевод голоса, нанопроводниковые аккумуляторы, поиск ответов на вопросы, заданные на натуральном языке (см. IBM Watson или ассистента Siri, встроенного в iPhone 4S), самоуправляемые автомобили, интернет вещей и мобильные роботы. Последние две технологии в Gartner считают реализуемыми не ранее чем через десять лет.

В том, что график Gartner не надуман и действительно неплохо отражает реальность, можно судить, посмотрев отчёты за прошлые годы. Сейчас это может прозвучать удивительно, но ещё в 2009 году завышенные ожидания были связаны с электронными книгочиталками и микроблогами, в 2008 пик популярности только-только прошли твёрдотельные накопители, а в 2006 — вики и метки RFID, а «царём горы» тогда был Web 2.0.

График Hype Cycle 2006 года
Реклама на Компьютерре