Российское подразделение сервиса коллективных скидок Groupon объявило о назначении нового исполнительного директора. Им стал 27-летний Вадим Федотов, ранее возглавлявший головной отдел продаж и отвечавший за раздел “Шопинг”. Назначение происходит в довольно сложное для родительской компании время. После выхода на биржу акции компании практически постоянно падали; не далее как 14 августа 2012 года стоимость одной акции упёрлась в “дно” – 5 долларов 49 центов. Это сопровождается безрадостной для Groupon критикой его бизнес-модели аналитиками и крупными финансовыми потерями.

Аудитория скидочных сервисов в России: 54 процента - женщины и 46 процентов - мужчины с доходом выше среднего
Скриншот сайта Groupon Russia

Назначение Федотова главным по российскому рынку, однако, с этим, по утверждению пресс-службы компании, не связано.

– Назначение Вадима было инициировано международным руководством компании и связано со стабильно растущими (под руководством Вадима) продажами, – сообщила “Компьютерре” пресс-представитель Groupon Russia Аюна Анджукаева.

Вадим Федотов будет осуществлять контроль над глобальными проектами, реализуемыми российским офисом, а также разработками для местного рынка. О каких именно глобальных проектах идёт речь, Анджукаева не уточнила, отметив лишь, что основной акцент будет делаться “на ещё более высокий уровень сервиса”:

– Также планируется экспансия не только в новые города, но и страны СНГ. Полгода назад мы открыли новые направления – Шопинг, Концерты, Туризм: все они оказались успешными, и мы планируем открыть ещё несколько направлений.

Groupon вышел на российский рынок после покупки в 2010 году одного из своих российских “клонов” – компании Darberry, с января 2011 сменившей название на Groupon Russia.

– Мы вышли на российский рынок купонных сервисов первыми, – говорит Анджукаева. – Сейчас его делят лидеры, которых на сегодняшний день четыре-пять. Остальные же занимают маленькие позиции – пока бытует иллюзия, что купонный бизнес делать очень легко, и многие сайты просто копируют нашу модель вплоть до цветов интерфейса.

Попытки копировать Groupon можно объяснить тем, что, как ни странно, “скидочный” рынок мало чем отличается от западного.

– Как это ни странно, отличий очень мало. Акции, оказавшиеся успешными в Японии или Бразилии, показывают отличные результаты и в других регионах. Во всём мире люди любят ходить в кино и рестораны, проводить время со своими детьми, делать покупки и путешествовать. Мы же предлагаем всё это по очень привлекательным ценам. И помимо понимания рынка в странах присутствия, у нас есть и другое преимущество: в своей работе мы используем опыт 48 стран, в которых успешно развиваемся, – говорит Анджукаева.

– Сильных отличий [российского рынка от западного] нет. Фактически все российские сайты скидок являются аналогами западных. Мы внимательно изучали западную систему купонов и старались взять сильные стороны, адаптировав под русский рынок, – говорит Дмитрий Баранов, представитель компании Biglion, конкурента Groupon. – Разницу можно выделить в том, что западный клиент более платёжеспособен и доверяет безналичным платежам более, чем российский.

По словам Баранова, именно Biglion является “явным лидером” российского скидочного рынка.

– Несмотря на то что сформировался явный лидер рынка – Biglion, Groupon, который меньше в два раза, и третий эшелон из четырёх компаний, постоянно появляются новые локальные игроки. Но до полного насыщения рынка ещё далеко. Акцент работы с потребителем передвинулся от услуг в сторону товара.

Что касается аудитории скидочных сервисов, то, по словам Баранова, клиенты Biglion – платёжеспособная аудитория, где слабый пол преобладает над мужским в процентном отношении. Возрастная категория очень широкая: 16-55, то есть фактически – все.

– Средний возраст подписчиков [Groupon] – 25-35 лет, из которых 54 процента – женщины и 46 процентов – мужчины с доходом выше среднего, – говорит Аюна Анджукаева. – Также мы отмечаем рост аудитории в возрасте 40+ лет, поэтому уверены, что купонными сервисами научатся пользоваться все, а экономить будет ещё более модно.