На десятой международной конференции по приложениям и сервисам для мобильных систем “MobiSys 2012”, проходящей в Великобритании 25 – 29 июня, исследователи из Microsoft Research и университета имени Джона Хопкинса (штат Мэриленд) предложили метод навигации внутри помещений.

Технология получила название FM-based Indoor Localization. Она обещает изменить наши привычки искать что-либо внутри зданий подобно тому, как GPS изменила представления об ориентации в городских условиях и на природе.

Концептуально технология напоминает военно-прикладной вид спорта “охота на лис” или ARDF (amateur radio direction finding), в котором при помощи радиоприёмника с направленной антенной участник соревнований должен был как можно быстрее отыскать несколько радиопередатчиков. Разница в том, что действие происходит в помещении и цели преследуются сугубо утилитарные, поэтому определение местоположения интересующего объекта происходит автоматически – с наглядным отображением на экране и даже расчётом кратчайшего пути.

Навигация внутри торгового центра

На базе одной лишь существующей инфраструктуры беспроводных сетей хорошего результата добиться не удалось. Методы, основанные на измерении уровня мощности принимаемого сигнала (RSSI) Wi-Fi оборудования, оказались непригодными для точного позиционирования внутри помещений из-за особенностей распространения волн гигагерцового диапазона. Однако в ходе экспериментальной проверки была установлена независимость частоты возникновения ошибок в определении координат разными методами. При сочетании Wi-Fi RSSI и новой FM-IL методики точность однократного позиционирования повышалась до 11 процентов, а общая эффективность системы при долговременном использовании – до 83 процентов.

Частотная модуляция в УКВ диапазоне (88 – 108 МГц) по сравнению с Wi-Fi делает задачу позиционирования менее чувствительной к присутствию людей и переотражениям. Кроме того, FM-сигналы меньше затухают на тех же расстояниях, гораздо лучше проникают через препятствия и менее вариабельны во времени.

Поскольку предложенный метод технически прост и не требует существенных затрат, скорость его внедрения напрямую зависит от осведомлённости и заинтересованности в нём людей. Прогнозируется, что наиболее востребованной навигация внутри помещений окажется в крупных торговых центрах. Однако если с точки зрения исследователей сокращение времени на поиск товара – очевидный плюс, то для маркетологов это столь же явный минус. Проведя меньше времени в торговом зале и перемещаясь целенаправленно, покупатель успеет увидеть и захотеть приобрести меньшее количество товара.