Несколько месяцев подряд с каждой страницы Wikipedia на нас глядели добрые и честные глаза её основателя Джимми Уэйлса. Внушительный баннер призывал пожертвовать деньги фонду Wikimedia, который поддерживает сетевую энциклопедию. Цель очередной рекламной кампании была проста: она затевалась для того, чтобы собрать деньги на следующий год работы Wikipedia. Сегодня выяснилось, что из этого вышло.

В отчёте фонда Wikimedia перечисляются выводы, которые можно сделать на основании результатов компании. Оказывается, только половина читателей энциклопедии догадывается о том, что Wikipedia – это некоммерческая организация, которая не приносит никакого дохода. Предсказуемо выяснилось, что те, кто и сам внёс лепту в создание “Википедии”, с большей готовностью соглашаются пожертвовать деньги на благое дело. Отказ от финансовой поддержки “Википедии” люди чаще всего объясняют тем, что он не могут позволить себе лишние траты.

Теперь давайте обратим особое внимание на Россию. Именно у нас выше всего процент людей, которые не понимают, что Wikipedia живёт исключительно за счёт пожертвований (64 процента из ответивших на вопрос в России). Это достаточно просто объясняется: мы не привыкли к такому методу финансирования, как пожертвования.

Две самые популярные причины для того, чтобы сделать пожертвование, заключаются в том, что пользователи считают даже небольшую сумму полезной для дела, а также то, что грустные глаза Джимми Уэйлса и его воззвание растрогали их. Интересно, что 75 процентов россиян, пожелавших дать денег фонду Wikimedia, именно второй причиной и руководствовались.

Складывается портрет отечественного пользователя Wikipedia: он не представляет, на какие деньги существует энциклопедия, но при этом чрезвычайно падок на прочувственные воззвания небритого мужчины с добрым и немного грустным взглядом.