Ретрофутуризм — неисчерпаемая тема для изысканий. Копаться в материалах, повествующих о том, как несколько десятков или сотен лет назад наши дедушки и бабушки представляли будущее (то есть наши дни), ужасно интересно. Иногда даже хочется слезу пустить: «А вот как бы мы, да на флаере, да в космодром». Смешно, мило и немного грустно — эти картинки и тексты напоминают нам о том, что будущее на то и будущее, что его невозможно представить в настоящем. Я тут откопал несколько старых открыток и иллюстраций — давайте посмотрим на мировые столицы в будущем (увы, уже прошедшем).

Нью Йорк — город небоскрёбов. Это было понятно уже в начале XX века. Небоскрёбы, конечно, представлялись совсем не такими, как они выглядят сейчас. По мнению футурологов прошлого, Нью-Йорк застроен тяжёлыми махинами с огромными фундаментами.

Между гигантскими зданиями снуют машины — многоуровневые шоссе, соединяющие таких колоссов, казались вполне логичными. Многоуровневый город, действительно муравейник, утыканный ходами. Впрочем, зачем создавать такую инфраструктуру НАД землёй, когда вполне логично было бы копать ПОД землёй? В самом деле, метро, подземные стоянки и торговые центры есть сейчас в любом крупном мегаполисе.

Реклама на Компьютерре

Как представляли Москву советские футурологи, мы все знаем. Но вот более ранний взгляд на нашу столицу, начала XX века. Эти открытки были выпущены Товариществом «Эйнем». В них описано радужное будущее: нет больше войн, москвичи передвигаются на аэросанях и аэромобилях, в городе мало пожаров, везде монорельсовые дороги и пробки. Пробки вроде бы есть. Посмотреть все открытки можно здесь.

А вот Берлин, предположительно наших дней, глазами футурологов из нацистской Германии. Опять летающие машины, двухэтажные автобусы, гиперскоростные поезда-ракеты… А вот, посмотрите, многоэтажная автостоянка — потрясающая прозорливость. К счастью, обошлись без нацистов.

Закончим, пожалуй, уже всем известными иллюстрациями французского футуролога Альберта Робиды — на иллюстрации электрический поезд, который домчит пассажиров из Парижа в Пекин. Фантазия у этого художника очень бурная, так что если ещё не видели его Париж 2000 года — обязательно посмотрите.