Выход игр Bioware – всегда событие. Эта компания славится проработанными продуктами с отличными сюжетами и интересным геймплеем. Но того, что произошло недавно, мало кто ждал. Во-первых, выход второй части фэнтэзийной ролевой игры Dragon Age оказался достаточно внезапным – только что вроде бы отличная первая часть вышла, а во-вторых, никто не мог предположить, что она окажется настолько халтурной (тут, конечно, могут быть разные мнения, но слишком уж многие говорят о том, что не стоило Bioware так спешить). Давайте разберёмся, что же пошло не так, да к тому же припомним подобные случаи с продолжениями других известных игр.

Больше всего любители серии боялись новой системы боя – она была более ориентирована на приставки, бои были более кровавыми и выглядели на демонстрационных роликах достаточно аркадно. Но проблема оказалась вовсе не в этом. Странно, но на этот раз Bioware удалось создать удивительно мёртвый мир.

Почти все квесты имеют место быть в большом городе Кирквал; но, увы, с точки зрения игрока, особо большим его не назовёшь. Если не следить за сюжетом и диалогами, может показаться, что постоянно выполняешь одни и те же действия – сцены практически не меняются и сценарий выполнения квестов остаётся одним и тем же. Люди на улицах города никак не реагируют на происходящее – перед ними могут летать ошмётки тел негодяев, а они спокойным шагом будут двигаться по своим делам. Впрочем, дел у них обычно нет – они ходят из угла в угол.

Локации никак не связаны. Для того чтобы перейти из одной в другую, приходится обязательно выходить на основную карту, и даже смена дня и ночи реализована криво. Вместо того чтобы это происходило органично, на карте просто сделали “ночной” режим. То есть сделать так, чтобы день переходил в ночь, как это, собственно, происходит в жизни, – слишком много хлопот. Легче просто расставить новые фигуры на нужные места на “ночной” карте. Переключил режимы – и всё в порядке.

Бои тоже страшны – но вовсе не новой системой. Дело в том, что теперь враги появляются из воздуха. Да-да, то есть, представьте себе, вы поставили игру на паузу, определили тактику боя, и тут в дальнем углу помещения возникает ещё одна группа врагов, которой тут определённо не было.

Что касается сюжета, то тут можно и поспорить с людьми, которым не хватает “эпичности”. Тем не менее несложно заметить, что в DA2 выбор игрока играет существенно меньшую роль, нежели в других играх Bioware. Впрочем, вы, конечно, можете поспорить.

Наверно, для Bioware это первый крупный провал сиквела отличной игры (притом вряд ли коммерческий – уверен, игра будет продаваться отлично). Но давайте припомним и другие известные случаи, когда у знаменитой предшественницы появлялось совершенно обескураживающее продолжение. Вот моя пятёрка лидеров:

Might & Magic IX: Выпустив в 1998 году Might & Magic VI, New World Computing триумфально вернула успех этой серии ролевых игр, пятая часть которой вышла аж в 1993 году. Для того времени у неё были очень даже красивая графика (особенно для RPG с видом от первого лица), интересный сюжет и большой мир. Но потом всё покатилось под откос: почувствовав кураж, разработчик очень быстро выпустил VII и VIII серии на том же движке. Фактически они могли бы быть дополнениями. Апогея разгильдяйства разработчики достигли в IX части. Хотя она была выполнена на новом движке, играть в неё было невозможно. Всё было посредственно: и графика, и сюжет, и ролевая система, и бои, и глюков было полно. Возможно, немалую роль в провале сыграл уход продюсера предыдущих серий, Джона Ван Канегхема, а может, и то, что времени и ресурсов на разработку было очень мало. А может, всё вместе.

http://www.youtube.com/watch?v=S3AB39V0maA

Prince 3D: Кто не знает принца Персии? Впрочем, наверняка, многие не помнят, что у оригинала было два официальных продолжения. Если вторая часть забыта совершенно незаслуженно (на мой взгляд, она по всем параметрам превосходит предшественника), то третья была тихим ужасом. Студия Brobderbund, которая занималась разработкой двух первых частей, развалилась, и созданием третьей игры занялись её остатки – студия Red Orb. Всё пошло по сценарию M&M IX: мало средств, мало времени. В результате в 1999 году появилась безумно глючная игра со спорным геймплеем и просто ужасным управлением, хотя, возможно, будь у разработчиков время и деньги, всё было бы намного лучше, тем более что потенциал у Prince 3D определённо был.

XCOM: Enforcer: Для меня всегда будет только один UFO – первый и единственный (ну, может, ещё Terror from the Deep, хотя это скорее расширение первой, чем новая игра). Enforcer стал, наверно, апогеем непонимания издателей и разработчиков идеи, заложенной в эту серию. Достаточно глупая стрелялка с видом от третьего лица мало кого увлекла, несмотря на достаточно положительные отзывы в прессе. В конце-концов, смысл серии XCOM вовсе не в расстреливании пришельцев одним супергероем.

Final Fantasy: Вообще, японские RPG – это предмет отдельного разговора. В сущности, это и не игры вообще, если только вам не нравится бесконечно качаться в пошаговых боях, выбирая пару пунктов из меню. Главное, что привлекает в них, – это, наверно, всё же сюжет. Серия Final Fantasy славна в основном двумя играми: VI и VII. “Семёрка” заставляла вытерпеть всё, чтобы посмотреть, что же там будет дальше. Практически всё, что было потом – большая дорога деградации серии. До сих пор создатели так и не смогли придумать радикально нового сюжета, геймплея и персонажей, бесконечно пытаясь скопировать успех седьмой серии. Успех имела десятая серия, но и то, скорее, из-за новой графики. Игры Final Fantasy до сих пор получают высокие оценки в обзорах, но становится понятным, что так дальше продолжаться не может. Руководство компании-разработчика, Square Enix, раздумывает над тем, должна ли новая FF совершить переворот в JRPG или, наоборот, остаться закостенелой “старорежимной”. Пока они раздумывают, аудитория JRPG и FF как её яркого представителя продолжает сокращаться.

Ultima IX: Серия ролевых игр Ultima известна не меньше Might & Magic и других известных представителей этого жанра. Последняя часть её разрабатывалась достаточно долго, но, к сожалению, разработка зашла в тупик. Говорят, несколько групп разработчиков в студии Origin занимались аж четырьмя версиями “девятки” одновременно. Процесс несколько раз останавливали, перезапускали… Разработчики постоянно менялись. В конце-концов где-то за год до выхода сюжет игры снова переколбасили, но оставили в нём остатки предыдущего – для него были сделаны пререндеренные ролики, которые было жалко выбрасывать. С релизом тоже поспешили: Ultima IX оказалась безумно глючной. Многие считают, и вполне справедливо, что эта игра забила гвоздь в гроб как Ultima, так и Origin.

А какие продолжения игр, недостойные своих великих предшественников, знаете вы?