В симуляторе жизни гномов Dwarf Fortress можно очень многое: возводить крепости, воевать, налаживать производство и торговать. Можно строить оросительные системы и автоматические двери… А можно, как оказалось, построить целый компьютер! Он не только работает, но и величественно выглядит.

Увы, в полной мере оценить величие могут лишь настоящие знатоки Dwarf Fortress: с наскока в псевдографических обозначениях, используемых игрой вместо графики, ничего не понять. Такой стиль используется во многих играх rogue-like, но Dwarf Fortress по сложности восприятия переплюнет многие из них. Ничто из этого, впрочем, не мешает восхищаться работой, проделанной создателем гномьего вычислителя.

Это вид сбоку: компьютер выглядит как башня высотой в 141 этаж, облицованная мрамором. Могла бы быть и выше, но не позволяет ограниченность игровой карты по высоте.

АЛУ.

Генератор тактовой частоты работает благодаря самим гномам – они, похоже, тоже стали частью адской машины. В комментариях другой опытный строитель рекомендует использовать для тех же целей котят.

Регистры.

У компьютера 32 байта памяти. Память работает на воде – она накачивается помпой и опускает пол. Вторая помпа может опустошить ячейку, откачав воду.

Для этого нужно много воды. Поскольку в игре предусмотрено испарение, требуется непрерывная подача из ближайшей реки. Есть ещё подземная река, но её используют сами гномы – для хозяйственных нужд.

Оборонительная система. Компьютер приходится защищать от нападающих гоблинов. Впрочем, благодаря хитроумной системе ловушек это не проблема.

Система водоканалов. Она нужна, чтобы доставлять к водохранилищу нужное количество воды. Создатель конструкции жалуется на несовершенство игровой механики, отвечающей за текучесть воды, – точно отмерять её никак не получается.

Комната с магмой. Имеет восемь уровней, орудовать помпами приходится самим гномам. Магма – основной источник энергии для компьютера.

“Электростанция” в итоге производит куда больше энергии, чем нужно. Впрочем, кажется, это не проблема.

Верхушка башни не используется для вычислений; вместо этого в ней устроен пентхаус таких размеров, что в него может вместиться небольшое гномье поселение. Автор обещает ещё поработать над этим этажом – в декоративных целях.

На создание всего этого ушло 35 игровых гномьих лет, или три обычных года (первые работы начались предположительно в 2007 году). Стройка до сих пор идёт, сайт создателя компьютера обновляется как минимум раз в месяц. Для желающих построить что-нибудь похожее есть документ, описывающий основные принципы работы гномьих вычислителей.

О других удивительных вещах, создаваемых и происходящих внутри компьютерных игр, читайте в статье “Метаигры: что скрывается под вторым дном искусственных миров“.