Эту колонку – а может и серию других – я хотел посвятить оружейным новинкам, накопившимся за последнее время. Тульскому комплексу активной защиты «Афганит», способному отводить от броневых машин семейства «Армата», Т-14 и Т-15, даже подкалиберные снаряды из обедненного урана, идущие на скорости до 2000 м/с. Тульским же дальнобойным ракетам для комплекса ТОС-1А «Солнцепек», объемно-детонационная смесь в которых, забирая кислород из воздуха (обычные ВВ, от черного пороха до октогена, носят окислитель в себе, что затратно), экономно прибьет на дистанции до десяти верст расчеты ПТУР и супостатских пулеметчиков.
На таком же принципе работает и объемно-детонирующая авиационная бомба ОДАБ-500ПМВ, предназначенная для нового истребителя-бомбардировщика ПАК ФА; этот боеприпас полутонного калибра по мощности можно сопоставить с пятитонной ФАБ-5000 времен ВОВ. Еще Тула поставила малогабаритный локатор 1Л227 «Соболятник», который умеет следить как за наземными целями, так и за снарядами в воздухе. А еще очень интересна универсальная московская активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1103М-350, которая может устанавливаться на дальних ракетах «воздух-воздух» и «земля-воздух», обеспечивая работу в режиме «выстрелил и забыл» по целям, идущим на скоростях до 5 Махов…
Но про это мы поговорим в другой раз. А сейчас есть тема более острая – состояние и перспективы экономики. «Как выяснил «Левада-центр», 80% граждан говорят об экономическом кризисе в России» – ну, тут можно вспомнить известный анекдот о жирафе… Поэтому, пропустив извечное российское вопрос – «Кто виноват?» – обратимся сразу к столь же сакраментальному «Что делать?». И вот на этот вопрос появился один из вариантов ответа. Предложил его банк «Ренессанс Капитал» в обзоре «Новая перестройка», датированном 23 сентября. По какому-то совпадению известил о нем почтенную публику РБК в материале «Экономисты увидели предпосылки для «новой перестройки» в России».
Логика экспертов «Ренессанс Капитал» следующая. Они пользуются методом аналогии, сопоставляя состояние народного хозяйства СССР после падения цен на нефть с нынешним ходом дел в экономике России. Так, если средний рост советской экономики в 1950–1978 годах составлял 4,4%, то после падения нефтяных котировок он за 1979–1990 годы рухнул до 1,2%. Как мы помним, ситуацию не улучшили последовательно провозглашаемые последним генсеком Михаилом Сергеевичем Горбачевым «ускорение», «гласность» и даже «перестройка». СССР канул в Лету; впрочем, если гибель Российской империи была реальной катастрофой, то Термидор-1991 больше смахивал на фарс.
А сейчас цены на нефть тоже упали. И в экономике Российской Федерации малоприятные процессы, «по итогам первого полугодия, ВВП РФ сократился на 0,9 процента в годовом выражении». Сократился – это падение, это даже не хиленький советский рост эпохи Перестройки. Так что уже с месяц назад «Экономисты допустили «демократизацию» России после падения цен на нефть», экономисты были из того же «Ренессанс Капитал». Ну а теперь речь зашла о более подробных очертаниях экономики после «новой перестройки». Каковы же они?
И вот, читая это, очень хочется впасть в когнитивный диссонанс. Въездной туризм как точка потенциального роста… Ну да, территория у нас громадная. Только вот под две третьих этой территории – вечная мерзлота. Нет, конечно, тундра вдоль СМП или черная тайга – зрелища фантастически величественные. Только вот, желающих совершать экзотические туры, дабы взглянуть на них, будет немного – сравните самый дешевый билет до Греции, например, и до Певека…
Поохотиться на камчатского медведя или алтайскую горную дичь? Да, такие желающие есть и будут. Вполне платежеспособные, но в гомеопатических количествах. А массовый въездной туризм – первым делом прочитав про него, взглянул на погоду в Сочи. +15 градусов 24 сентября – ну, в принципе есть старинный анекдот про отпускников, «А тут еще и море есть?»… Но перспективы туризма в регионы с сезоном в два с половиной месяца выглядят довольно забавно. Вообще, что кроме Питера и Москвы будет интересно иностранцам?
Дальше – сельское хозяйство. Да, в этом году рекордный урожай зерновых. Только вот какая деталь – в отличном хозяйстве (владелец которого артистически плачется властям на бедность, умело пряча высококлассное зерно от взоров мытарей…) объем продукции, больший, чем в советских хозяйствах на той же территории, производит не триста человек, как раньше, а двадцать. Техника вся импортная, на старой отечественной разве что воду возят… Типичное крупное капиталоемкое хозяйство. Автоматизированное – планшеты у трактористов-комбайнеров в реальном времени решают оптимизационные задачи, кстати – на отечественных приложениях. Но все равно – аграрный бизнес для нашей страны нишев.
Идем еще дальше – смотрим на оцененную Всемирным банком «легкость ведения бизнеса». О чем говорит нам отчет Doing Business 2016, на обложке которого мы читаем родные «единое окно», «прозрачность» и «реорганизация»? О том, что легкость ведения бизнеса в Российской Федерации находится на 51 месте в мире. Это – из 189 учтенных стран. С чем это можно сопоставить? Ну, вот известный долей высоких технологий Израиль. Знаете, на каком месте он? Так на 53… Уступает России, что удивительно!
Но не надо считать, что Кремль силами «русских хакеров» подменил данные. На первом месте – Сингапур, дальше Новая Зеландия, Дания, Республика Корея, Гонконг, Великобритания, США… Эстония с ее «электронным правительством» на 16 месте, Литва на 20-м, Латвия на 22-м… Китай же, вторая экономика мира, находится на 84 месте. Его обошла Украина, занявшая 83 место – на три десятка позиций ниже, чем в России. Так что отечественные позиции стоит рассматривать как средненькие. Бизнес вести можно – если ты к этому способен.
Ибо у нас работает «ловушка среднего уровня». Индонезия, скажем, находится на 109 месте по легкости бизнеса. Но – у них есть изобильная и дешевая рабочая сила. Индия вообще на 130 месте – но у них недорогих работяг еще больше, а цеха в отоплении не нуждаются. В Китае рабочий вдвое дороже, чем у нас – но уже есть гигантский внутренний рынок, есть преимущество логистики – вся комплектовка производится в ЮВА, она под рукой с минимальными издержками. У России таких преимуществ нет, и не будет.
Все это, естественно, знают и аналитики. «Экономист «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин прогнозирует, что в ближайшие годы рост ВВП России составит 1–1,5% в базовом сценарии. Рост может подняться до 2–2,5%, если страны Запада ослабят санкции в отношении Москвы и в России будет увеличен пенсионный возраст, считает он.» То есть – ничтожный, двухпроцентный рост потребует роста пенсионного возраста. Да еще – ослабления санкций. А вдруг таковые не снимут, тогда что, никаких претензий к отсутствию роста?
И вот тут хочется взглянуть в недавнее прошлое. Да, уже в 2013 году рост экономики был черепашьим, в 1,4%, но «Экспорт софта в 2013 году десятикратно обогнал экономику!». Экспорт программного обеспечения из России возрастал на порядок быстрее, чем ВВП страны. Чистые деньги, без разграбления невозобновляемых природных ресурсов. Потом пошли ламентации – «Геополитика душит экспорт ПО из РФ», хотя экспорт ПО из страны в 2014 году и вырос, да так, что каждый восьмидесятый доллар, зарабатываемый отечественными предприятиями, приходился на софт. О чем говорит сейчас «Медведев: экспорт несырьевых товаров должен расти как минимум на 7% в год», так в 2013 вывоз софта росли вдвое быстрее…
И вот мы сейчас видим, что экономисты забыли про самую перспективную отрасль отечественной экономики. Их-то понять можно – вон, «Яндекс» в списке российских «Топ-500» на 174 месте с возросшей на 18% выручкой 60 млрд рублей образца 2015 года. А бурно растущая сеть магазинов «Красное и белое» – на 128 месте, ее выручка подпрыгнула на 74%, до 82 млрд рублей. Ведь ИТ такая штука, ее надо было растить долго и терпеливо, только тогда можно было добиться заметной роли в экономике. А сейчас мы видим, как экономисты реального сектора о ИТ-секторе, как о направлении роста, забывают вообще. Грустно, девушки!