“Большие данные” с самого начала применяли в медицинских исследованиях. Одними из первых пользователей технологий, объединённых этим ярлыком, были специалисты по биоинформатике. Многие ожидают, что в скором будущем анализ данных станет важным инструментом медицины. Однако, как правило, речь идёт об информации, имеющей непосредственное отношение к здоровью. Опыт американской фармацевтической компании Orexigen Therapeutics показывает, что это не всегда так. “Большие данные” могут быть полезны и в других ситуациях.

Orexigen Therapeutics специализируется на разработке лекарственных средств для борьбы с ожирением. Недавно компания испытывала новое лекарство, помогающее сбавить вес. Для клинического исследования влияния препарата на сердечно-сосудистую систему человека ей требовалось девять тысяч добровольцев.

Найти столько – не такое уж простое занятие. Особенно если учесть, что одного желания для участия в испытаниях лекарства мало. Необходимо ещё и удовлетворять довольно специфическим требованиям – обладать избыточным весом (в противном случае сбрасывать будет нечего) и иметь предрасположенность к болезням сердца.

Задача значительно усложнялась тем, что медицинские записи, в которых как раз и содержатся сведения о проблемах с ожирением и сердцем, были вне досягаемости. В Соединённых Штатах тщательно оберегают врачебную тайну, поэтому попытки обратиться к медицинским записям натыкаются на стену запретов.

Другая крайность – кинуть такой клич, чтобы услышали все, – тоже не годится. Orexigen Therapeutics не может позволить себе рассылать предложения тысячам здоровых людей, чтобы найти одного толстяка-добровольца. Это слишком долго и дорого.

Выходом стало обращение к маркетинговой компании Blue Chip Marketing. Для начала она идентифицировала признаки, которые коррелируют с пассивным образом жизни, но при этом не попадают под запреты, связанные с охраной врачебной тайны. В их число вошли, например, регулярное посещение ресторанов фастфуда и наличие подписки на платные каналы кабельного телевидения. Люди, которые ходят в “Макдоналдс” или KFC чаще, чем в спортзал, а потом сутками не отходят от телевизора, чаще страдают от избыточного веса.

Затем в Blue Chip Marketing получили доступ к базам данных, при помощи которых можно отобрать людей, удовлетворяющих выбранным критериям. В США существуют компании, которые занимаются сбором и предоставлением такой информации в маркетинговых целях. Нужные сведения удалось добыть благодаря корпорации Experian, собирающей данные, необходимые для вычисления кредитного рейтинга.

Не все люди, перечисленные в списке, который получили в Blue Chip Marketing, удовлетворяли критериям Orexigen Therapeutics, и лишь немногие из них согласились участвовать в испытаниях нового лекарства. Несмотря на это, избранный подход оказался значительно лучше альтернатив. Как сообщает издание MedCity News, специалисты из Blue Chip Marketing сумели отыскать нужное количество добровольцев почти в четыре раза быстрее, чем ожидалось.